Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:52, реферат
Изучение проблемы понимания в межличностном общении является вопросом актуальным, так как качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Примитивизация межличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми, или даже к глубокому нравственному конфликту внутри самой личности, поскольку взаимопонимание и самопонимание являются тесно взаимосвязанными феноменами. Без понимания мы не сможем влиять на людей, сотрудничать с ними или разрешать конфликты.
Введение
1. Искусство понимать других...................................................................4
1.1 Индентификация .............................................................................4
1.2 Эмпатия............................................................................................6
1.3 Межличностная аттракция..............................................................7
1.4 Рефлексия.........................................................................................8
1.5 Каузальная атрибуция ..........................................................................9
2. Практическая психология...........................................................................12
Заключение
Список литературы
2. свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему;
3. особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений;
4. объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения).
1.4 Рефлексия
Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Рефлексия - механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, "глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя".
Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три "позиции" со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри. В принципе, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса.
В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной единой совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.
2.5 Каузальная атрибуция
Родоначальником исследований
по каузальной атрибуции
Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и
саму идею каузальной атрибуции и давший
систематическое описание различных схем,
которыми пользуется человек при построении
причинного объяснения поведения другого
человека. Из других авторов, работающих
в этой области, наиболее значительные
исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис,
а также Г. Келли. По мере развития идей
каузальной атрибуции изменялось первоначальное
содержание концепции. Если ранее речь
шла лишь о способах приписывания причин
поведения, то теперь исследуют способы
приписывания более широкого класса характеристик:
интенций, чувств, качеств личности. Действительно,
мы часто приходим к выводу, что намерения
и диспозиции других людей соответствуют
их поступкам. Если мы видим что объект
А отпускает саркастические замечания,
издевается над объектом Б, то скорее всего
мы подумаем, что А - недружелюбный человек.
" Теория соответствующих предположений
" Джоунса и Девиса уточняет условия,
при которых такие атрибуции наиболее
вероятны.
Однако основной тезис остаётся неизменным:
люди, познавая друг друга, стремятся к
познанию причин поведения и вообще причинных
зависимостей, окружающего их мира. При
этом они, естественно, опираются на ту
информацию, которую могут получить об
этих явлениях. Однако, поскольку
сплошь и рядом этой информации оказывается
недостаточно, а потребность сделать причинный
вывод остаётся, человек в такой ситуации
начинает не столько искать истинные причины,
сколько приписывает их интересующему
его социальному объекту. Таким образом,
содержанием процесса познания другого
человека становится процесс этого приписывания,
т. е. каузальная атрибуция. Сегодня среди
исследователей межличностного восприятия
существует мнение, что открытие явления
каузальной атрибуции означает важнейший
шаг по пути развития знаний о процессах
межличностного восприятия.
Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основная задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого человека. Согласно Келли при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся (критерий исключительности) и обычным (критерий консенсуса) или нет. Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя так же (постоянное поведение), если в других случаях он ведет себя иначе (отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение сходно большинству людей (обычное поведение). Мы объясняем его действие внешними причинами. В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих "чужое" поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае.
"Каузальная схема" - это своеобразная
общая концепция данного человека о возможных
взаимодействиях различных причин, о том,
какие действия в принципе эти причины
производят. Для упорядочивания всех возможных
каузальных схем Келли выделяет в своих
построениях две части: "модель анализа
вариаций" и "схемы причинности".
Модель анализа вариаций описывает структуру
каждого акта каузальной атрибуции. Элементами
этой структуры являются те же самые элементы,
которые обычно описываются как элементы
процесса межличностного восприятия:
субъект, объект и ситуация. Соответственно
этому приписывание причин может осуществляться
по трём линиям: причины могут быть "адресованы"
субъекту, объекту и ситуации.
Для удобства изображения этих трех направлений атрибутивного процесса, которые составляют "каузальное пространство" индивида, Келли предлагает использовать куб, каждое измерение которого обозначает определённое направление приписываемых причин. Приписывание причин субъекту действия даёт "личностную атрибуцию", объекту действия - "стимульную атрибуцию", ситуации - "обстоятельную атрибуцию". Довольно распространённым вариантом является также смешанный тип "личностно-стимульной атрибуции". Выбор преобладающего типа атрибуции обусловлен индивидуальными характеристиками субъекта восприятия. То есть можно говорить о типе личности со стимульной, обстоятельственной или личностной атрибуцией.
Барьеры общения
В различных ситуациях общения, иногда возникают барьеры, которые способствуют непониманию. Барьеры общения — психологическое состояние, переживаемое человеком как неадекватная пассивность, препятствующая общению. Он может возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи с несовпадением смыслов высказываний, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.). В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Барьеры в общении связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становятся ожидания непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях.
2. Практическая психология
Практическая психология - направление в психологической науке изучающее на основе обобщенной теории индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни, способы воздействия на него с целью оказания ему помощи и проявления возможностей. Практический психолог, работая с клиентом, определяет цели психологический помощи, учитывает межличностное влияние, проявляет такт, повышенное внимание и уважение к клиенту, самокритично относятся к своим позициям, постоянно расширяет и уточняет свои психологические знания. Практический психолог воздействует на клиента с целью изменения его активности (с учетом возраста и индивидуальных особенностей), советует как улучшить свое личностное развитие, использует при этом понятия образа, действия, мотивации, отношений и др.
Практическая психология отличается от психологии прикладной. Объединяет их то, что и практическая, и прикладная психология направлены не на теорию, а на практику, однако перепутать их трудно. Дело в том, что прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, а практическая - на неспециалистов, а на широкие круги населения. У них совсем разный язык: у прикладной психологии сугубо научный, у практической - нормальный язык повседневного общения. Прикладная психология занимается образованием профессионалов, практическая - направлена на образование людей, для которых она не является профессиональным знанием. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, пусть и не имеющие научной основы. Прикладная психология старается быть строже и не допускать подобных вольностей.
С наукой у практической психологии отношения не простые хотя бы потому, что поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях - уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции.
Существует тенденция практическую психологию сводить к психотерапевтической практике, однако это и фактически, и принципиально неверно.
Да, многие обращающиеся к психологам
люди имеют психологические запросы, имеющие
в значительной степени психотерапевтический х
Практическая психология – не только помощь людям, но и бизнес, и ее развитие определяется не только целями и ценностями специалистов, но и требованиями рынка. Будущее практической психологии – за психологией, умеющей зарабатывать деньги. Но лучшие психологи будут зарабатывать деньги, думая о долгоиграющих последствиях своей работы, думая о своем вкладе в сохранение людьми здравого смысла, уважения к науке и доверия к разуму.
Заключение
Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Примитивизация межличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности.
Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. В различных ситуациях общения, иногда возникают барьеры, которые способствуют непониманию.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
4. Выготский
Л.С. Избранные психологические
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.
М., 1979.
6. Богомолов Н. Н. Доктрина "человеческих отношений". М., 1970.
7. Бодалев А. А. Личность и общество. М., 1983.
8. Добрович А. А. Общение: наука и искусство. М., 1997.
9. Интернет - ресурсы:
http://artpsiholog.ru
http://www.psychologos.ru
http://psycabi.net
Информация о работе Искусство понимать других. Возможности практической психологии