Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить игровые методы при изучении иностранного языка в современной школе.
Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе 7
1.2 Критерии отбора технологий обучения 12
Вывод 15
ГЛАВА II. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие игровых технологий при изучении иностранного языка 16
2.2 Деловые игры в процессе преподавания иностранных языков 21
2.3 Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков 26
Вывод 33
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1 Организация и методы исследования. 35
3.2 Анализ результатов, выводы. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 92.53 Кб (Скачать файл)

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания  элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций  и классификации педагогических игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с  предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью  кубиков, квадратов из картона или  пластика, деталей из конструктора-механика.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [5,47].

Место и  роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания  учителем функций и классификации  педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические [6,107].

По характеру  педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

    • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
    • познавательные, воспитательные, развивающие;
    • репродуктивные, продуктивные, творческие;
    • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в  значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В психологической  концепции игра определяется как  деятельность, предмет и мотив  которой лежат в самом процессе ее осуществления.

 По  мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [5,25].

В «Большой энциклопедии» игра рассматривается  как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения  и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)» [7,58].

 Наиболее  приемлемым для нас является  определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели [12,127].

 Следует  отметить, что игровой метод далеко  не новый. Возникшая еще в  советской системе образования  теория воспитывающего обучения  активизировала применение игр  в дидактике дошкольных систем.

 А.  Н. Леонтьев в работе « Совершенствование  методики обучения иностранному  языку в средней общеобразовательной  школе» определил игровую деятельность  следующим образом: в ходе деятельности  ребенка возникает « противоречие  между бурным развитием у него  потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием  осуществляющих эти действия  операций (то есть способов действия) – с другой.

 Это  противоречие может разрешиться  у ребенка только в одном  единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре» [28,15].

Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных  путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и  умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она  развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой  стороны личности, учит управлять  своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту, проблеме.

Учебная игра воспитывает культуру общения  и формирует умение работать в  коллективе и с коллективом. Все  это определяет функции учебной  игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности.

 Применение  игры способствует коммуникативно-деятельному  характеру обучения, психологической  направленности уроков на развитие  речемыслительной деятельности  учащихся средствами изучаемого  языка, оптимизации интеллектуальной  активности учащихся в учебном  процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию  групповых форм работы. Очевидно, что формирование речевых навыков  и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем,  какие могут встретиться при  естественной коммуникации, а сам  процесс обучения должен строиться  на решении системы коммуникативных  задач посредством языкового  материала. Средством педагогического  управления учебной деятельностью  являются коммуникативные задания,  при помощи которых преподаватель  приглашает и вовлекает учащихся  в творческую деятельность.

 Превосходство  игры над другими средствами  обучения обнаруживается в том,  что она способна обеспечить  не только индивидуальную, но  и парную, групповую и коллективную  форму работы на занятии, что  позволяет каждому обучаемому  максимально эффективно использовать  учебное время.

 Игра  дает стойкий интерес к хорошей  литературе, поскольку ролевая игра  создается методом литературного  моделирования. Чтобы создать  свой мир нужно предварительно  прочитать о других.

 Игра  дает умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях,  проигрывая их неоднократно и  как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

 Исходя  из этого, можно сказать, что  технология игровых методов обучения  нацелена на то, чтобы научить  учащихся осознавать мотивы своего  учения, своего поведения в мире  и в жизни, т. е. формировать  цели и программы собственной  самостоятельной деятельности и  предвидеть ее ближайшие результаты.

2.2. Разновидности и возможности  использования учебных деловых игр при обучении иностранному языку

Деловая игра в процессе обучения иностранному языку является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Деловые игры отличаются от других во-первых, имитацией деятельности реальных социально-экономических систем, во-вторых, участники игры выступают в тех или иных ролях лишь для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в-третьих, деловая игра всегда метод коллективного обучения; в-четвертых, в деловых играх создается эмоциональный настрой для активизации процесса обучения. Она деловая, т.к. прагматически направлена на дело, деятельность взрослых.

Игра  без высокого духовного содержания всегда обречена на вырождение. Это  правило распространяется на все  виды игры, в том числе и на деловые.

Деловая игра в процессе обучения иностранному языку используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В процессе обучения иностранному языку применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные  игры – на занятиях имитируется  деятельность предприятия или его  подразделения: профсоюзный комитет, отдел, цех, участок и т.д. Имитироваться  могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.), обстановка, условия, в которых происходит событие  или осуществляется деятельность (кабинет  нач.цеха, зал заседаний). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитирующих процессов и объектов.

Операционные  игры – помогают отработать выполнение конкретных, специфических операций, модель методики написания сочинения, изучении новых слов. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Ролевые игры – в этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного  лица. Для проведения игр с исполнением  роли разрабатывается модель-пьеса  ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

Деловой театр – в нем разыгрывается  какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить учащегося ориентироваться в различных обстоятельствах, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Технология  деловой игры состоит из следующих  этапов, которые представлены в таблице 3 [см. табл. 3].

Этап  подготовки. Подготовка деловой игры в процессе обучения иностранному языку начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим  работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные  правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент  и этику поведения.

Этап  проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап  анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Положительное в применении учебных деловых игр в процессе обучения иностранному языку:

- как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

Информация о работе Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы