Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа
Цель данной работы: изучить игровые методы при изучении иностранного языка в современной школе.
Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе 7
1.2 Критерии отбора технологий обучения 12
Вывод 15
ГЛАВА II. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие игровых технологий при изучении иностранного языка 16
2.2 Деловые игры в процессе преподавания иностранных языков 21
2.3 Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков 26
Вывод 33
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1 Организация и методы исследования. 35
3.2 Анализ результатов, выводы. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таким образом, выше изложенное подчеркивает сложность и многогранность рассматриваемой проблемы, ее актуальность.
Занимательные,
игровые элементы позволяют преодолеть
большинство трудностей, связанных
с условным характером иноязычного
общения и усилить
Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста. Это позволяет избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать много) и ограниченным языковым опытом (незнание, как это много выразить малым количеством лексики).
Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет введения сказочных персонажей, использования большого количества ролевых игр.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, способ развертывания фабулы игры – это содержательная канва игры.
К наиболее распространенным сюжетам игр детей школьного возраста можно отнести:
Примеры ролевых игр:
- Ролевая игра «Близнецы» («Twins»)
- Ролевая игра «Театралы» (“Theatre-Goers”)
- Ролевая игра «Интервью» (“Interview”)
ВЫВОД
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.
Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.
Деловые игры отличаются от других во-первых, имитацией деятельности реальных социально-экономических систем, во-вторых, участники игры выступают в тех или иных ролях лишь для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в-третьих, деловая игра всегда метод коллективного обучения; в-четвертых, в деловых играх создается эмоциональный настрой для активизации процесса обучения. Она деловая, т.к. прагматически направлена на дело, деятельность взрослых.
Деловая игра в процессе обучения иностранному языку используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Деловые
игры следует использовать только там,
где они действительно
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема , ее учебный характер четко осознается учителем.
Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, способ развертывания фабулы игры – это содержательная канва игры.
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1.Организация и методы
Цель опытно-экспериментального исследования - изучение и развитие ведущих интересов при изучении иностранного языка младших школьников
Задачи опытно-экспериментального исследования:
Для изучения интересов школьников использовалась следующая анкета.
1. Нравится ли тебе изучать иностранный язык?
2. Какие учебные предметы ты любишь больше иностранного языка?
3. Что читаешь на иностранном языке?
4. Есть ли у тебя друзья по переписке в странах Дальнего Зарубежья?
5. Доволен
ли ты своими знаниями
7. Что ты считаешь самым интересным на уроках иностранного языка?
3.2.Анализ результатов,
В исследовании принимали участие 20 учащихся младших классов (из них 10 мальчик и 0 девочки). Были выбраны две группы учащихся: контрольная (10 чел) и экспериментальная (10 чел). В контрольную группу вошли учащиеся со средним баллом 4,1 и выше. В экспериментальную группу вошли учащиеся с успеваемостью от 3,1 до 4,0 баллов
Анализируя результаты анкетирования контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие данные:
На первый вопрос «нравится ли тебе изучать иностранный язык?» были получены следующие ответы: Проанализируем интересы мальчиков: 50% ответили что нравится, 30% - не совсем; 20% - не нравится.
Проанализируем результаты анкетирования девочек: 70% ответили что нравится, а 30% - не испытывают никаких интересов.
На вопрос «Какие учебные предметы ты любишь больше иностранного языка?» математику выбрали 56%, музыку 12%, физкультуру 12%, остальные предметы составляют в общей сложности 20 %.
На вопрос «Что ты читаешь на иностранном языке?» 15% ответили, что читают разные энциклопедии, про животных читают 6% учащихся, 18% (все мальчики) не читают ничего, остальные ответили уклончиво: «Обо всем», «Про разное» и т.п.
На вопрос «Есть ли у тебя друзья по переписке из стран дальнего зарубежья. И что ты о них думаешь?» ребята перечислили своих друзей и их в основном положительные качества: сильный, добрый, трудолюбивый, хорошо задания выполняет, маме помогает, пылесосит и т. д. Из отрицательных качеств были названы: не хочет заниматься, гулять не выходит и т.п.
Следующий вопрос «Доволен ли ты своими знаниями иностранного языка?» вызвал далеко неоднозначные ответы. «Доволен» – ответили 56% учащихся, «доволен, но не всегда» –18% , назывались различные причины своего не всегда положительного поведения: «потому что я устаю», «мне не нравится этот предмет», «потому что я не хочу это делать» и т.п. «Я всегда доволен всем» ответили 18%учеников, «не знаю» ответили остальные учащиеся.
Самый любимый вид занятия на уроках иностранного языка у многих ассоциируется с чтением (30%), играми (40%), аудированием (30%).
На вопрос «Что ты считаешь самым интересным на уроке иностранного языка?» подавляющее большинство ответило «Хорошо знать язык, чтоб уехать заграницу».
Анализируя результаты анкетирования экспериментальной группы мы получили следующие данные:
На вопрос «нравится ли тебе изучать иностранный язык?» были получены следующие ответы: 22% мальчиков ответили что нравится; 8 % - не совсем; 42% учащихся отметили, что не нравится, 28 % не имеют никакого интереса. У девочек: 5 % не нравится, 20% девочек нравится, остальные не ответили на вопрос.
На вопрос «Какие учебные предметы ты любишь больше иностранного языка?» выбрали труд 36%, музыку 22%, физкультуру 16%, остальные предметы составляют в общей сложности 26 %.
На вопрос «Что ты читаешь на иностранном языке?» 18% ответили «Журналы», «разные книги» - 13%, «сказки» - 24%, «не читаю» - 4%, некоторые не ответили на данный вопрос.
На вопрос про товарищей ребята экспериментальной группы ответили сходным образом с контрольной группой.
А вот на вопрос «Доволен ли ты своей знаниями иностранного языка?» дети экспериментальной группы ответили несколько иначе, чем дети контрольной группы. «Доволен» – ответили всего 26% учащихся, «доволен, но не всегда» –58%. Некоторые откровенно признавались, что недоволен, остальные ответили уклончиво.
Самый любимый вид занятия на уроках иностранного языка также ассоциируется с аудированием, чтением, игрой. Любимые заняти на уроках иностранного языка дома не так разнообразны, как в экспериментальной группе – чтение (12%), говорение (18%), игра (12%), проектирование (16%).
На вопрос «Что ты считаешь самым интересным и важным на уроке иностранного языка?» большинство из них также ответило, что необходимо хорошо знать язык». Результаты констатирующего этапа исследования представлены в табл. 4.
Табл.4
Результаты исследования ведущих интересов младших школьников на констатирующем этапе исследования ( % ).
Вопросы |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Определенность в выборе |
Неопределенность в выборе |
Определенность в выборе |
Неопределенность в выборе | |
Нравится ли изучать иностранный язык? |
74 |
26 |
62 |
38 |
Какие учебные предметы ты любишь больше иностранного языка? |
65 |
35 |
56 |
44 |
Что ты читаешь на иностранном языке? |
39 |
61 |
24 |
76 |
Твои товарищи по переписке, что ты о них думаешь |
78 |
22 |
76 |
24 |
Доволен ли ты своими знаниями иностранного языка? |
92 |
8 |
84 |
16 |
Твой любимый вид занятия на уроках иностранного языка |
56 |
44 |
46 |
54 |
Что ты считаешь самым интересным и важным на уроках иностранного языка |
58 |
42 |
48 |
52 |
Итак, проведя сравнительный анализ двух групп, мы увидели что у детей 1 группой несколько снижен познавательный интерес, по сравнению со 2 группой школьников. Это можно увидеть по увеличению ответов типа «не знаю», «не думал», а также отказ от ответов. Проследить наличие познавательных интересов можно также увидев, что детей 1 группы прежде всего привлекают предметы легкого содержания, не требующие большого умственного напряжения: музыка, труд, физкультура. Дети 2 группы так же более читающие, чем дети 1 группы, у них большее количество интересных занятий и увлечений.
Таким образом, очевидно, что у
школьников 1 группы познавательный
интерес снижен и им
С группой проводились занятия 2 раза в неделю. Всего было проведено 10 таких занятий. Целью коррекционной программы явилось поддержание и развитие у них ведущих интересов. Игровые ситуации обыгрывались и обсуждались, темы задавались не только психологом, но и самими учениками. Так, психологом были предложены следующие творческие игры: «Поиграем в сказку», «Сколько ног у червячка», «Путешествие в профессию врача», «Наша семья в магазине», «Цветик-семицветик», «Загадай желание», «Мы-астрономы» и др. Детьми были предложены следующие ситуации: мы в поезде, на уроке в школе, дома после плохой отметки, прятки и др. Дети с удовольствием занимались и не пропускали занятия. После проведения месяца таких занятий они сами предложили еще поиграть в различны игры, при этом их активность заметно выросла.