Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить игровые методы при изучении иностранного языка в современной школе.
Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе 7
1.2 Критерии отбора технологий обучения 12
Вывод 15
ГЛАВА II. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие игровых технологий при изучении иностранного языка 16
2.2 Деловые игры в процессе преподавания иностранных языков 21
2.3 Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков 26
Вывод 33
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1 Организация и методы исследования. 35
3.2 Анализ результатов, выводы. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 92.53 Кб (Скачать файл)

- происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся, учатся применять свои знания;

- послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

- достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.

Познавательная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

Воспитательная  функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться [14,47].

Отрицательные моменты в проведении учебных  деловых игр в процессе обучения иностранному языку:

- высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя);

- не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры;

- большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры;

- сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры;

- деловые игры требуют много времени и порой специального изменения расписания занятий.

Можно сделать  следующие выводы.

Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта  будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

В деловой  игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому  следует начинать подготовку к ней  с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует  также до игры формировать у студентов  культуру дискуссии.

Структурные компоненты деловой игры (ДИ) должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.

Игра  должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

Игры  на уроке иностранного языка могут  быть очень полезны, но они должны учитывать целый ряд требований:

- быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;

- быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;

- снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

- оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;

- не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным;

Игра  требует от каждого учащегося  активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что  они в состоянии общаться на иностранном  языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут  ждать как отдыха и развлечения  на фоне трудной и подчас напряженной  работы. Следовательно, по времени она  не должна занимать большую часть  занятия.

 Беда  в том, что игра часто страдает  рыхлостью. Многословием и неэкономичностью. Легкость и импровизация во  время игры- это результат тщательнейшей подготовки. Для того, чтобы учитель мог эффективно управлять игрой, ему самому необходимо знать и четко представлять желаемый результат.

2.3 Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков

Рассмотрим  подробнее один из видов деловых  игр в процессе обучения иностранному языку.

К ролевой  игре методика преподавания идет уже  давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала. Однако в драматизации присутствуют лишь некоторые возможности ролевой игры. В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила названия «теория ролей», разработанной социологами и социопсихологами [8,39]. Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько ролей: например, в семье – роль родителя, вне семьи – роль учителя, врача и так далее. Эти роли в обществе определяют речевоенеречевое поведение человека. От человека в роли родителя ожидают, что он будет принимать участие в воспитании детей, от него же в роли врача – что он будет заботиться о здоровье пациента и так далее.

Ролевая игра – это речевая, игровая и  учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая  игра – это игровая деятельность в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

 Ролевая  игра строится на межличностных  отношениях, которые реализуются  в процессе общения. Являясь  моделью межличностного общения,  ролевая игра вызывает потребность  в общении, стимулирует интерес  к участию в общении на иностранном  языке, и в этом смысле она  выполняет мотивационно-побудительную функцию.

 Ролевую  игру можно отнести к обучающим  играм, поскольку она в значительной  степени определяет выбор языков  средств, способствует развитию  речевых навыков и умений, позволяет  моделировать общение учащихся  в различных речевых ситуациях.  Другими словами, ролевая игра  представляет собой упражнение  для овладения навыками и умениями  в условиях межличностного общения.  В этом плане ролевая игра  обеспечивает обучающую функцию.

 В  ролевых играх воспитываются  сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность  включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять  свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

 Ролевая  игра формирует у школьников  способность сыграть роль другого  человека, увидеть себя с позиции  партнера по общению. Она ориентирует  учащихся на планирование собственного  речевого поведения и поведения  собеседника, развивает умение  контролировать свои поступки, давать  объективную оценку поступкам  других. Следовательно, ролевая игра  выполняет в процессе обучения  ориентирующую функцию.

 Ролевая  игра дает учащимся возможность  выйти за рамки своего контекста  деятельности и расширить его.  Тем самым реализует компенсаторную  функцию. 

 Таким  образом, ролевая игра выполняет  в учебном процессе по иностранному  языку следующие функции: мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. Успешность обучения во многом зависит от того, как реализуются эти функции в учебном процессе.

 Ролевая  игра обладает большими обучающими  возможностями: 

- ролевую  игру можно рассматривать как  самую точную модель общения,  так как она подражает действительности  в самых существенных чертах  и в ней, как и в жизни  переплетается речевое и неречевое  поведение партнеров;

- ролевая  игра обладает большими возможностями  мотивационно-побудительного плана;

- ролевая  игра предполагает усиление личностной  сопричастности ко всему происходящему.  Ученик входит в ситуацию, хотя  инее через собственное «Я», но через «Я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет;

- ролевая  игра способствует расширению  ассоциативной базы при усвоении  языкового материала, так как  учебная ситуация строится по  типу театральных пьес, что предполагает  описание обстановки, характера  действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности;

- ролевая  игра способствует формированию  учебного сотрудничества и партнерства.  Ведь ее исполнение предполагает  охват группы учащихся, которые  должны слаженно взаимодействовать,  точно учитывая реакции товарищей,  помогать друг другу. При этом  удачно найденный жест, немое  действие, если оно соответствует  ситуации, поощряется всей группой.  В результате учащимся с более  слабой подготовкой удается преодолеть  робость, смущение и со временем  полностью включиться в ролевую  игру;

- ролевая  игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной  форме, знакомятся с технологией  театра. Учитель должен побуждать  их заботиться о простом реквизите.  Поощряется всякая выдумка, так  как в учебных условиях возможности  в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы.

 Само  же перевоплощение способствует  расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

 Ролевая  игра обладает большими возможностями  в практическом, образовательном  и воспитательном отношениях. Она  способствует расширению сферы  общения. Это предполагает предварительное  усвоение языкового материала  в тренировочных упражнениях  и развитие соответствующих навыков,  которые позволяют учащимся сосредоточиться  на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует  отводить достойное место на  всех этапах работы над темой.

Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

1) игровые,  а также практические, воспитательные  и развивающие цели;

2) содержание  ролевой игры, которое базируется  преимущественно на учебном материале  текущей разговорной темы и  которое приобретает определенную  сюжетную организацию и развитие;

3) совокупность  социальных и межличностных ролей,  посредством которых учащиеся  реализуют значительную часть  содержания конкретной ролевой  игры;

4) коммуникативные  и лингводидактические условия,  то есть, прежде всего, учебно-коммуникативная  ситуация, создаваемая самими учащимися  под руководством учителя;

5) реквизит  – любые предметы, которые, так  или иначе, включаются в ролевую  игру и приобретают знаковое, сообщающее значение.

По поводу четвертого структурного компонента следует  сделать два пояснения. Во-первых, под коммуникативными условиями  подразумевается не столько учебно-коммуникативная  ситуация, создаваемая именно для  данной ролевой игры, сколько благоприятный  психологический климат, созданный  и поддерживаемый на занятиях по иностранному языку.

Преимущества  использования ролевой игры:

1) максимальная  активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;

2) речевые  партнеры определяются в игре  не только по желанию преподавателя,  но и произвольно; 

3) учащиеся  имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой  материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения  в общении на языке;

4) на  уроке царит атмосфера интереса  и дисциплины: умственная и физическая  активность; сосредоточенность и  интерес.

 Недостатки  использования ролевой игры:

1) до  сих пор не существует разработанных  комплексов упражнений, которые  бы четко определяли:

- целевое  назначение игр;

- их  количество и качество;

2) использование  ролевой игры в процессе обучения  иностранному языку нецеленаправленно  и бессистемно;

3) игра  используется в основном как  развлекательный момент на уроке.

Информация о работе Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы