Исследование и анализ гендерного аспекта в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы гендера в управлении состоит в том, что в мире все чаще женщины занимают управленческие должности, появились так называемые «деловые женщины». В России эта проблема обусловлена, в частности, тем фактом, что соотношение мужчин и женщин в стране не равнозначно. Во-вторых, проблема гендерных аспектов характеризуется также тем, что запросы предприятий в квалифицированных кадрах возрастают, а анализ контингента обучающихся в ВУЗах свидетельствует о положительной перспективе участия женщин в управлении. В-третьих, необходимость разрушения полоролевых стереотипов, свидетельствующих о том, что место женщины – у домашнего очага.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы гендера в управленческой деятельности
1.1. Характеристика управленческой деятельности…………………………….7
1.2. Гендерные аспекты управленческой деятельности………………………11
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных аспектов, мотивации профессиональной деятельности и стилей управления
2.1. Организация и методы исследования……………………………………17
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………….…20
2.3. Рекомендации для руководителей по повышению эффективности управленческой деятельности………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_ZAGUSTINA.docx

— 136.82 Кб (Скачать файл)

Зарегистрировано  «____» _________________ 2014г.

_____________________________________________

Подпись   (расшифровка подписи)

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

( Н И У «  Б е л Г У » )

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Исследование  и анализ гендерного аспекта в  управленческой деятельности

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология управления»

(название  дисциплины)

студентки дневного отделения  IV курса группы 88001002

Загустиной Дарьи Андреевны

(ФИО  полностью)

 

 

 

 

 

       Научный руководитель:

к.пед.н., доц. Ланских М.В.

(ученая  степень, звание, фамилия инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2014

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….……3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы гендера в управленческой деятельности

1.1. Характеристика управленческой деятельности…………………………….7

1.2. Гендерные аспекты управленческой деятельности………………………11

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных  аспектов, мотивации профессиональной деятельности и стилей управления

2.1. Организация и методы  исследования……………………………………17

2.2. Анализ и интерпретация  полученных результатов…………………….…20

2.3. Рекомендации для руководителей  по повышению эффективности управленческой  деятельности………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………….32

Список  используемой литературы……………………………33

Приложение……………………………………………………………….36

 

 

 

Введение

 

 

В современном мире проблема управления является одной из центральных  проблем психологии менеджмента, психологии управления и других научных дисциплин. Каждый год появляются новые компании и заканчивают свое существование, разоряются другие.

Суть эффективного управления предприятием состоит в слаженной  работе его сотрудников, но, в первую очередь, в деятельности руководителя. Так как управленческая деятельность заключается в организации других людей, «деятельности по организации деятельностей», то крайне важно учитывать психологические, внутренние структурные компоненты деятельности. Личностные качества руководителя, выполняемые им действия по организации и коммуникации, имеют не меньшую важность, чем условия труда или средства, в которых выполняется работа.

В связи с феминизацией общества, женщинам удалось добиться равных с мужчинами прав почти во всех областях человеческой деятельности, в том числе, в управленческой. Главным прорывом считается получение прав на образование, что повлекло за собой стремительный прирост на протяжении XX века профессиональности занятости женщин в сфере «интеллектуальной» деятельности. Тогда как для мужчин по праву физического превосходства приоритетными остались профессии, связанные с тяжелым трудом, требующим выносливости и силы.

Распределение мужчин и женщин по сферам занятости неоднородно, что обусловлено, прежде всего, физиологическими причинами и влиянием полоролевых стереотипов. Так для женщин наиболее характерно проявление интереса к человеку, к природе, к семейным отношениям. Тогда как мужчин интересуют техника, индустриальные достижения. Существенные различия происходят и в психологическом климате коллективов, управляемых руководителями разных полов. Также психологами доказано, что познавательная активность мужчин более высока, чем женщин, то же касается и уровня притязаний, который у женщин слегка менее выражен, чем у мужчин. С этим связана проблема «недоверия» к женщине, как к лидеру и управляющему.

На протяжении многих веков  власть в экономической, политической, социальной сферах принадлежала мужчинам. Такой патриархат затрагивал также  семейные отношения и управленческую деятельность. В управлении особенно заметна проблема монополизации  мужчинами власти, однако в России в условиях рыночной экономики женщины  успешно реализуются в качестве руководителей в сферах малого и  среднего бизнеса. Эта тенденция  прослеживается также в странах  с развитой рыночной экономикой, где  женщины возглавляют руководство  около 30% малых и средних предприятий.

Актуальность проблемы гендера в управлении состоит в том, что в мире все чаще женщины занимают управленческие должности, появились так называемые «деловые женщины». В России эта проблема обусловлена, в частности, тем фактом, что соотношение мужчин и женщин в стране не равнозначно. Во-вторых, проблема гендерных аспектов характеризуется также тем, что запросы предприятий в квалифицированных кадрах возрастают, а анализ контингента обучающихся в ВУЗах свидетельствует о положительной перспективе участия женщин в управлении. В-третьих, необходимость разрушения полоролевых стереотипов, свидетельствующих о том, что место женщины – у домашнего очага.

Проблема гендера в управленческой деятельности разрабатавылась зарубежными авторами, среди которых фамилии Дж. Барона, Р. Геррига и Ф. Зимбардо, Д. Левинсона, М. Хорнер и др. Д. Шульц и С. Шульц уделили внимание стрессовым ситуациям и стрессоустойчивости полов. Исследования превосходства мужчин над женщинами и возможные причины данного факта описывал еще Ч. Дарвин.

В отечественной психологии гендерные аспекты в управленческой деятельности рассматривали такие ученые, как Т.П. Авдулова, Т.В. Бендас, Е.П. Ильин в работе «Пол и Гендер», А.А. Темкина, И.О. Тюрина в статье «Гендерные аспекты занятости и управления», А.Е. Чирикова и др. Также проблему гендера разрабатывали И.С. Кон, И.С. Клецина и др.

Актуальность курсовой работы позволяет сформулировать проблему, каким образом гендерные аспекты оказывают влияние на управленческую деятельность?

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект: управленческая деятельность.

Предмет: особенности гендерных различий в управленческой деятельности.

Гипотеза: существуют различия между стилями руководства, гендерными стилями поведения и мотивацией профессиональной деятельности мужчины и женщины, а именно: женщины-руководители будут основывать управление предприятием на фемининном стиле поведения, демократическом стиле управления и более низкой внутренней мотивации при внешней положительной; мужчина-руководитель будет руководствоваться при управлении предприятияем маскулинным стилем поведения, авторитарным стилем управления и высокой внутренней мотивацией при низкой внешней положительной.

Основные  задачи, поставленные для реализации целей и подтверждения гипотезы:

1) провести теоретический  анализ особенностей управленческой  деятельности, мотивации профессиональной деятельности, стилей руководства;

2) изучить теоретические аспекты понятия гендера в управленческой деятельности;

3) провести эмпирическое исследование гендерных аспектов в управленческой деятельности;

4) установить характер различий между мотивацией профессиональной деятельности, гендерными аспектами и предпочитаемыми стилями руководства управляющих обеих гендерных групп;

5) разработать рекомендации для руководителей обеих гендерных групп по повышению эффективности управленческой деятельности;

Методы:

1. теоретический: сравнение, обобщение и анализ психологической литературы по проблеме исследования.

2. эмпирический: тестирование (методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и А. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас; методика мотивации профессиональной деятельности Замфир и методика «Самооценка стиля руководства» Е.П.Ильина).

3. методы качественной и количественной обработки эмпирических данных;

4. методы анализа и интерпретации данных.

Исследование проходило на базе «ОАО Белгородский абразивный завод». Выборка составила 8 человек: мужчин и женщин в равном соотношении. Среди них генеральный директор, его заместители и начальники отделов.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы гендера в управленческой деятельности

 

1.1. Характеристика  управленческой деятельности.

 

Проблема управленческой деятельности является центральной в теории управления и ряде других дисциплин, рассматривающих в основном непсихологические ее компоненты – социологический, экономический, инженерный, организационный и др.

Исследованием управленческой деятельности в отечественной науке  занимались такие ученые, как Дзарасов С.С., Дейнеко О.А., Демин М.В., Ковалев В.И., Попов Г.Х. и др.Среди зарубежных ученых изучением управленческой деятельности занимались Вебер М., Врум В., Гилбрет Ф., Йеттен Ф., Файоль А., Эмерсон Г. и др.

Многообразие точек зрения на понятие управленческой деятельности привело к необходимости анализа его содержания. Деркач А.А. совместно со своими сотрудниками в результате проведенного анализа сформулировали наиболее общее определение управленческой деятельности – это целенаправленная, самоорганизующаяся развивающаяся социально-психологическая система взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, связанных с решением управленческих задач, достижением новых результатов в соответствии с основной целью [7, с. 23].

Определение управленческой деятельности, данное Урбанович А.А., по многим аспектам схоже с определением Деркач А.А. Он рассматривает управленческую деятельность как «особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации» [25, с.39].

Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ  именуются функциями управления [25, с. 40]. Таким образом, осуществляется перераспределение функций и закрепление конкретной работы за отдельным исполнителем, что позволяет упорядочить рабочий процесс и приводит к большей результативности.

С точки зрения Розановой  В.А., управление является одной из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются персонифицированные отношения людей, объединенных трудовым процессом» [15, с. 8].

Столяренко Л.Д. в свою очередь рассматривает управленческую деятельность как системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие группы людей, организации [19, с. 7]. Таким образом, он подчеркивает важнейшую роль управления в существовании организации.

С точки зрения Ревской Н.Е., сущность управленческой деятельности необходимо рассматривать через призму психологических факторов. Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации [17, с. 18].

 Зарубежными психологами достаточно полно изучены внешние проявления и механизмы управленческой деятельности, выявлены закономерности ее функционирования. Наработки психологов в основном связаны с практическим интересом и исследованием управленческой сферы.

Основные принципы управленческой деятельности были рассмотрены в труде Ф.Тейлора «Принципы научного менеджмента». Главной задачей управления, по мнению Тейлора, должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника [20, с. 5]. Это прослеживается в исследованиях Е.Гизелли о связи интеллекта и эффективности управленческой деятельности [по 9, с. 306].

Существует множество  подходов к изучению управленческой деятельности: 1) микроанализ управленческой деятельности рассматривает ее как  повторяющийся набор основных компонентов, мелких действий, операций; 2) эмпирический анализ рассматривает управление как  анализ видов содержания труда руководителя и ситуацию управления; 3) деятельностно-психологический подход рассматривает управление через изучение на уровне действий и их организации; 4) ролевой подход рассматривает управленческие роли; 5) дименсионный подход – измерение менеджерского поведения (дименсии); 6) нормативный подход рассматривает нормативно-одобренные способы действий, должностные обязанности; 7) функциональный подход рассматривает основные функции управленческой деятельности [по 9].

Ряд авторов (Карпов, Ревская, Урбанович) выделяют такие функции управленческой деятельности, как планирование, целеполагание, организация, прогнозирование, мотивирование, принятие решения, контроль и др. Эти функции присущи для любой сферы управления, изменяется только степень их выраженности.

Планирование как одна из основных функций включает в себя определение оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам. Целеполагание заключает в себе осознание и постановку целей управленческой деятельности, организационная функция – определение путей, методов и средств достижения поставленной цели, функции прогнозирования позволяют предпринимателю строить планы на ближайшее время, включает теоретический прогноз, исходя из наличного экономического положения предприятия. С функцией контроля связано предупреждение отклонений на предприятии, а также контроль за исполнением служебных обязанностей работников.

Информация о работе Исследование и анализ гендерного аспекта в управленческой деятельности