Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:27, курсовая работа
Актуальность проблемы гендера в управлении состоит в том, что в мире все чаще женщины занимают управленческие должности, появились так называемые «деловые женщины». В России эта проблема обусловлена, в частности, тем фактом, что соотношение мужчин и женщин в стране не равнозначно. Во-вторых, проблема гендерных аспектов характеризуется также тем, что запросы предприятий в квалифицированных кадрах возрастают, а анализ контингента обучающихся в ВУЗах свидетельствует о положительной перспективе участия женщин в управлении. В-третьих, необходимость разрушения полоролевых стереотипов, свидетельствующих о том, что место женщины – у домашнего очага.
Введение………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы гендера в управленческой деятельности
1.1. Характеристика управленческой деятельности…………………………….7
1.2. Гендерные аспекты управленческой деятельности………………………11
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных аспектов, мотивации профессиональной деятельности и стилей управления
2.1. Организация и методы исследования……………………………………17
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………….…20
2.3. Рекомендации для руководителей по повышению эффективности управленческой деятельности………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………33
Зарегистрировано «____» _________________ 2014г.
______________________________
Подпись (расшифровка подписи)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У « Б е л Г У » )
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Исследование и анализ гендерного аспекта в управленческой деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология управления»
(название дисциплины)
студентки дневного отделения IV курса группы 88001002
Загустиной Дарьи Андреевны
(ФИО полностью)
Научный руководитель:
к.пед.н., доц. Ланских М.В.
(ученая степень, звание, фамилия инициалы)
БЕЛГОРОД 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы гендера в управленческой деятельности
1.1. Характеристика управленческой деятельности…………………………….7
1.2. Гендерные аспекты управленческой деятельности………………………11
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных аспектов, мотивации профессиональной деятельности и стилей управления
2.1. Организация и методы исследования……………………………………17
2.2. Анализ и интерпретация
полученных результатов……………………
2.3. Рекомендации для
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………33
Приложение……………………………………………………
Введение
В современном мире проблема управления является одной из центральных проблем психологии менеджмента, психологии управления и других научных дисциплин. Каждый год появляются новые компании и заканчивают свое существование, разоряются другие.
Суть эффективного управления предприятием состоит в слаженной работе его сотрудников, но, в первую очередь, в деятельности руководителя. Так как управленческая деятельность заключается в организации других людей, «деятельности по организации деятельностей», то крайне важно учитывать психологические, внутренние структурные компоненты деятельности. Личностные качества руководителя, выполняемые им действия по организации и коммуникации, имеют не меньшую важность, чем условия труда или средства, в которых выполняется работа.
В связи с феминизацией общества, женщинам удалось добиться равных с мужчинами прав почти во всех областях человеческой деятельности, в том числе, в управленческой. Главным прорывом считается получение прав на образование, что повлекло за собой стремительный прирост на протяжении XX века профессиональности занятости женщин в сфере «интеллектуальной» деятельности. Тогда как для мужчин по праву физического превосходства приоритетными остались профессии, связанные с тяжелым трудом, требующим выносливости и силы.
Распределение мужчин и женщин по сферам занятости неоднородно, что обусловлено, прежде всего, физиологическими причинами и влиянием полоролевых стереотипов. Так для женщин наиболее характерно проявление интереса к человеку, к природе, к семейным отношениям. Тогда как мужчин интересуют техника, индустриальные достижения. Существенные различия происходят и в психологическом климате коллективов, управляемых руководителями разных полов. Также психологами доказано, что познавательная активность мужчин более высока, чем женщин, то же касается и уровня притязаний, который у женщин слегка менее выражен, чем у мужчин. С этим связана проблема «недоверия» к женщине, как к лидеру и управляющему.
На протяжении многих веков
власть в экономической, политической,
социальной сферах принадлежала мужчинам.
Такой патриархат затрагивал также
семейные отношения и управленческую
деятельность. В управлении особенно
заметна проблема монополизации
мужчинами власти, однако в России
в условиях рыночной экономики женщины
успешно реализуются в качестве
руководителей в сферах малого и
среднего бизнеса. Эта тенденция
прослеживается также в странах
с развитой рыночной экономикой, где
женщины возглавляют
Актуальность проблемы гендера в управлении состоит в том, что в мире все чаще женщины занимают управленческие должности, появились так называемые «деловые женщины». В России эта проблема обусловлена, в частности, тем фактом, что соотношение мужчин и женщин в стране не равнозначно. Во-вторых, проблема гендерных аспектов характеризуется также тем, что запросы предприятий в квалифицированных кадрах возрастают, а анализ контингента обучающихся в ВУЗах свидетельствует о положительной перспективе участия женщин в управлении. В-третьих, необходимость разрушения полоролевых стереотипов, свидетельствующих о том, что место женщины – у домашнего очага.
Проблема гендера в управленческой деятельности разрабатавылась зарубежными авторами, среди которых фамилии Дж. Барона, Р. Геррига и Ф. Зимбардо, Д. Левинсона, М. Хорнер и др. Д. Шульц и С. Шульц уделили внимание стрессовым ситуациям и стрессоустойчивости полов. Исследования превосходства мужчин над женщинами и возможные причины данного факта описывал еще Ч. Дарвин.
В отечественной психологии гендерные аспекты в управленческой деятельности рассматривали такие ученые, как Т.П. Авдулова, Т.В. Бендас, Е.П. Ильин в работе «Пол и Гендер», А.А. Темкина, И.О. Тюрина в статье «Гендерные аспекты занятости и управления», А.Е. Чирикова и др. Также проблему гендера разрабатывали И.С. Кон, И.С. Клецина и др.
Актуальность курсовой работы позволяет сформулировать проблему, каким образом гендерные аспекты оказывают влияние на управленческую деятельность?
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект: управленческая деятельность.
Предмет: особенности гендерных различий в управленческой деятельности.
Гипотеза: существуют различия между стилями руководства, гендерными стилями поведения и мотивацией профессиональной деятельности мужчины и женщины, а именно: женщины-руководители будут основывать управление предприятием на фемининном стиле поведения, демократическом стиле управления и более низкой внутренней мотивации при внешней положительной; мужчина-руководитель будет руководствоваться при управлении предприятияем маскулинным стилем поведения, авторитарным стилем управления и высокой внутренней мотивацией при низкой внешней положительной.
Основные задачи, поставленные для реализации целей и подтверждения гипотезы:
1) провести теоретический
анализ особенностей
2) изучить теоретические аспекты понятия гендера в управленческой деятельности;
3) провести эмпирическое исследование гендерных аспектов в управленческой деятельности;
4) установить характер различий между мотивацией профессиональной деятельности, гендерными аспектами и предпочитаемыми стилями руководства управляющих обеих гендерных групп;
5) разработать рекомендации для руководителей обеих гендерных групп по повышению эффективности управленческой деятельности;
Методы:
1. теоретический: сравнение, обобщение и анализ психологической литературы по проблеме исследования.
2. эмпирический: тестирование (методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и А. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас; методика мотивации профессиональной деятельности Замфир и методика «Самооценка стиля руководства» Е.П.Ильина).
3. методы качественной и количественной обработки эмпирических данных;
4. методы анализа и интерпретации данных.
Исследование проходило на базе «ОАО Белгородский абразивный завод». Выборка составила 8 человек: мужчин и женщин в равном соотношении. Среди них генеральный директор, его заместители и начальники отделов.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы гендера в управленческой деятельности
1.1. Характеристика управленческой деятельности.
Проблема управленческой деятельности является центральной в теории управления и ряде других дисциплин, рассматривающих в основном непсихологические ее компоненты – социологический, экономический, инженерный, организационный и др.
Исследованием управленческой деятельности в отечественной науке занимались такие ученые, как Дзарасов С.С., Дейнеко О.А., Демин М.В., Ковалев В.И., Попов Г.Х. и др.Среди зарубежных ученых изучением управленческой деятельности занимались Вебер М., Врум В., Гилбрет Ф., Йеттен Ф., Файоль А., Эмерсон Г. и др.
Многообразие точек зрения на понятие управленческой деятельности привело к необходимости анализа его содержания. Деркач А.А. совместно со своими сотрудниками в результате проведенного анализа сформулировали наиболее общее определение управленческой деятельности – это целенаправленная, самоорганизующаяся развивающаяся социально-психологическая система взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, связанных с решением управленческих задач, достижением новых результатов в соответствии с основной целью [7, с. 23].
Определение управленческой деятельности, данное Урбанович А.А., по многим аспектам схоже с определением Деркач А.А. Он рассматривает управленческую деятельность как «особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации» [25, с.39].
Управленческая деятельность
требует осуществления
С точки зрения Розановой В.А., управление является одной из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются персонифицированные отношения людей, объединенных трудовым процессом» [15, с. 8].
Столяренко Л.Д. в свою
очередь рассматривает
С точки зрения Ревской Н.Е., сущность управленческой деятельности необходимо рассматривать через призму психологических факторов. Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации [17, с. 18].
Зарубежными психологами достаточно полно изучены внешние проявления и механизмы управленческой деятельности, выявлены закономерности ее функционирования. Наработки психологов в основном связаны с практическим интересом и исследованием управленческой сферы.
Основные принципы управленческой деятельности были рассмотрены в труде Ф.Тейлора «Принципы научного менеджмента». Главной задачей управления, по мнению Тейлора, должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника [20, с. 5]. Это прослеживается в исследованиях Е.Гизелли о связи интеллекта и эффективности управленческой деятельности [по 9, с. 306].
Существует множество подходов к изучению управленческой деятельности: 1) микроанализ управленческой деятельности рассматривает ее как повторяющийся набор основных компонентов, мелких действий, операций; 2) эмпирический анализ рассматривает управление как анализ видов содержания труда руководителя и ситуацию управления; 3) деятельностно-психологический подход рассматривает управление через изучение на уровне действий и их организации; 4) ролевой подход рассматривает управленческие роли; 5) дименсионный подход – измерение менеджерского поведения (дименсии); 6) нормативный подход рассматривает нормативно-одобренные способы действий, должностные обязанности; 7) функциональный подход рассматривает основные функции управленческой деятельности [по 9].
Ряд авторов (Карпов, Ревская, Урбанович) выделяют такие функции управленческой деятельности, как планирование, целеполагание, организация, прогнозирование, мотивирование, принятие решения, контроль и др. Эти функции присущи для любой сферы управления, изменяется только степень их выраженности.
Планирование как одна из основных функций включает в себя определение оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам. Целеполагание заключает в себе осознание и постановку целей управленческой деятельности, организационная функция – определение путей, методов и средств достижения поставленной цели, функции прогнозирования позволяют предпринимателю строить планы на ближайшее время, включает теоретический прогноз, исходя из наличного экономического положения предприятия. С функцией контроля связано предупреждение отклонений на предприятии, а также контроль за исполнением служебных обязанностей работников.
Информация о работе Исследование и анализ гендерного аспекта в управленческой деятельности