Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:27, курсовая работа
Актуальность проблемы гендера в управлении состоит в том, что в мире все чаще женщины занимают управленческие должности, появились так называемые «деловые женщины». В России эта проблема обусловлена, в частности, тем фактом, что соотношение мужчин и женщин в стране не равнозначно. Во-вторых, проблема гендерных аспектов характеризуется также тем, что запросы предприятий в квалифицированных кадрах возрастают, а анализ контингента обучающихся в ВУЗах свидетельствует о положительной перспективе участия женщин в управлении. В-третьих, необходимость разрушения полоролевых стереотипов, свидетельствующих о том, что место женщины – у домашнего очага.
Введение………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы гендера в управленческой деятельности
1.1. Характеристика управленческой деятельности…………………………….7
1.2. Гендерные аспекты управленческой деятельности………………………11
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных аспектов, мотивации профессиональной деятельности и стилей управления
2.1. Организация и методы исследования……………………………………17
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………….…20
2.3. Рекомендации для руководителей по повышению эффективности управленческой деятельности………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………33
Для достижения цели данной работы, поставленной в начале исследования, мы использовали следующие методики:
«Методика изучения лидерского
и гендерного стилей поведения менеджера»
(А. Кэнн и Д. Зигфрид, модификация Т.В.Бендас)
изучает стили гендерного поведения (маскулинный,
фемининный и гендерно-нейтральный) и
их взаимосвязь со стилями лидерского
поведения. Бендас Т.В. подразделяет лидерские
стили мужчин и женщин на следующие: коллаборативный
(доброжелательный-
В бланке методики представлены 36 качеств и 20 характеристик (критериев) поведения, которые испытуемому необходимо оценить по пятибалльной шкале (1 – это качество абсолютно не подходит человеку/ данное поведение не присуще ему; 5 – это качество как нельзя точно характеризует человека/ он всегда ведет себя таким образом). Руководителю необходимо оценить и отметить присущие ему качество или критерий поведения.
В результате методики выявляется преобладание стиля гендерного поведения у руководителя. Маскулинный стиль поведения будет характеризовать руководителя как смелого, волевого, напористого, целеустремленного, фемининный стиль – как покорного, уступчивого, робкого, склонного проявлять сострадание. Гендерно-нейтральный стиль поведения свидетельствует о сочетании традиционно мужских и традиционно женских качеств. Помимо гендерных особенностей в методике рассматриваются два типа лидерского поведения: доброжелательный и структурирующий.
«Методика мотивации профессиональной деятельности» (К.Замфир) выявляется преобладание у руководителя внутренней или внешней мотивации, положительной или отрицательной.
В опроснике представлены 7 утверждений, на которые необходимо дать ответ по пятибалльной шкале, где 1 – значимо в очень незначительной мере, 2 – значимо в достаточно незначительной мере, 3 – значимо в небольшой, но и в немаленькой мере, 4 – значимо в достаточно большой мере, 5 – значимо в очень большой мере. Руководителю необходимо оценить предложенные утверждения, отметив галочкой ответ.
Выявляемые внутренние мотивы – мотивы, связанные непосредственно с содержанием деятельности (возможность реализации, удовлетворение от деятельности). Внешние положительные мотивы связаны с поощрениями, получением высокого социального статуса, хорошего денежного заработка и т.д. Внешняя отрицательная мотивация связана со стремлением избегания неудач: боязни выговоров, осуждения, замечаний либо с материальными санкциями – штрафами, лишением заработной платы и т.д.
Методика «Самооценка стиля руководства» (Е.П. Ильин) позволяет выявить предпочитаемые руководителем стили руководства – авторитарный, демократичный, либеральный.
В опроснике представлены 33 утверждения, на каждое из которых испытуемому необходимо ответить положительно или отрицательно (да/нет; +/-). Подсчитываются баллы по трем шкалам по степени выраженности. Если по всем шкалам оценки низкие, то стиль не сформирован, если высокие — речь может идти о смешанном стиле управления. Преобладание оценок по одной из шкал на 3 и более балла свидетельствует о большем проявлении стиля, харак¬теризуемого этой шкалой.
Приверженность к
Выбор демократического стиля руководства связан с боязливостью, с зависимостью, со склонностью к избеганию борьбы, с альтруизмом, склонностью к лидерству и направленностью на процесс деятельности, с низким уровнем психотизма, со склонностью к компромиссам, с не очень высокой самооценкой.
Предпочтение либерального стиля руководства характерно для лиц, принимающих минимальное участие в руководстве, безынициативных. Для их подчиненных это означает почти полную свободу действий.
2.2. Анализ и
интерпретация полученных
В результате анализа стилей руководства мужчин и женщин были выявлены следующие особенности. В ходе обработки данных в пакете анализа SPSS с использованием критерия корреляции Пирсона было обнаружено, что как таковых взаимосвязей между женским и мужским стилями руководства нет. Существует обратная взаимосвязь, значимая на уровне p=0,01, между либеральным стилем у женщин и авторитарным стилем руководства у мужчин (r=-1) (Приложение 4, таблица 3). Данный факт лишь подтверждает то, что между авторитарным и либеральным стилями нет никаких сходств.
Проведя визуализацию данных, можно сказать о том, что у мужчин и женщин преобладает демократический стиль управления. На графиках представлены средние значения балльных оценок по методике «Самооценка стиля управления» у мужчин (рис.1) и у женщин (рис.2). Степень выраженности того или иного стиля: 0-3 балла – слабая, 4-7 – средняя, 8-11 – высокая.
Рисунок 1 – Стили управления у мужчин (средние значения)
Рисунок 2 – Стили управления у женщин (средние значения)
Из графиков видно преобладание демократического стиля управления и невыраженность либерального стиля. Это свидетельствует о том, что и женщины и мужчины стремятся к оптимальному взаимодействию с коллективом, ориентацией на его мнение, но с сохранением оптимальной активности собственного авторитета как руководящего лица.
Для выявления различий между стилями гендерного поведения и лидерского поведения в мужской и женской выборках полученные данные были обработаны при помощи пакета анализа SPSS с использованием параметрического критерия t-Стьюдента, в ходе которого было выявлено, что статистически значимых различий между исследуемыми признаками не существует. Различия между стилями гендерного поведения (маскулинный, фемининный, гендерно-нейтральный) оказались незначимыми на уровне р=0,115; р=0,875; р=0,934 (Приложение 4, таблица 1). Что свидетельствует о том, что мужчины и женщины в данном коллективе с одинаковой степенью проявляют и маскулинные и фемининные качества. Между структурирующим и доброжелательным стилями лидерского поведения у разных полов также не выявлено значимых различий (р=0,183; р=1), что говорит об использовании в своей практике тенденций достижения целей и поставленных задач, но при этом ориентируясь на мнение коллектива. Для визуализации данных представляется графическое изображение соотношения гендерных качеств (рис.3, рис.4) и стилей лидерства у мужчин и женщин (соответственно рис.5, рис.6). На графиках представлены средние значения по мужской и женской выборкам.
Рисунок 3 – Соотношение гендерных стилей поведения у мужчин (средние значения)
Рисунок 4 – Соотношение гендерных стилей поведения у женщин (средние значения)
Рисунок 5 – Соотношение стилей лидерского поведения у мужчин (средние значения)
Рисунок 6 – Соотношение стилей лидерского поведения у женщин (средние значения)
Из графиков видно, что соотношение качеств и стилей в мужской и женской выборке примерно одинаково. Это позволяет нам сделать вывод, что на сегодняшний день и мужчины и женщины обладают набором личностных качеств, позволяющих им в равной степени занимать руководящие должности на предприятии. При этом необходимо отметить, что мужчины большую роль отводят ориентации на достижение задач (структурирующий стиль лидерского поведения) в сравнении с женщинами, а женщины ориентированы на взаимоотношения с людьми в большей мере, чем мужчины.
Нами был дополнительно применен корреляционный анализ с применением критерия Пирсона. В ходе анализа была выявлена тесная связь фемининных качеств женщин и мужчин (r=0,935, p=0,06), между гендерно-нейтральными качествами женщин и женским доброжелательным стилем лидерства (r=0,93; р=0,06) и отрицательная взаимосвязь между доброжелательным стилем лидерства мужчин и фемининными качествами женщин (r= -0,99;р=0,01) (Приложение 4, таблица 2).
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что проявление истинно женских качеств (мягкость, доброжелательность, контактность) в данном коллективе является привычным явлением. Скорее всего, члены коллектива настроены на положительное восприятие друг друга, толерантно относятся к недостаткам, а вежливые формы поведения считаются обязательными.
Говоря об отрицательной
взаимосвязи между
При этом сами женщины при использовании в работе доброжелательного стиля руководства опираются на качества, которые являются гендерно-нейтральными. То есть не прибегают ни к типично женским формам поведения (кокетству, принижению своих способностей), ни к типично мужским формам (авторитарности, стремлении к власти).
Что касается различий в мотивации профессиональной деятельности, их обнаружено не было (Приложение 4, таблица 4). Данный факт свидетельствует либо о том, что коллектив работает сплоченно и долгое время, либо влияют личностные особенности самого директора, который руководил подбором персонала, и почти каждого сотрудника выбирал сам. На графиках представлено соотношение мотивации профессиональной деятельности в женской выборке (Рисунок 7) и в мужской выборке (Рисунок 8). Приведены средние балльные значения.
Рисунок 7 – Соотношение мотивов профессиональной деятельности у женщин (средние значения)
Рисунок 8 – Соотношение мотивов профессиональной деятельности у мужчин (средние значения)
Исходя из графиков, заметна выраженность внутренней мотивации у мужчин и женщин. Это свидетельствует о том, что для членов данного коллектива наиболее необходимыми критериями являются удовлетворение о самого процесса работы и возможность наиболее полной самореализации именно в данной области.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза, поставленная в начале работы, подтвердилась лишь частично. Выраженных различий между мужчинами и женщинами в качестве управляющих, как таковых, нет. При этом необходимо отметить, что женщины действительно отдают предпочтение фемининному стилю поведения с применением доброжелательного стиля лидерского поведения и основывают управление на демократическом стиле управления. Можно сказать, что у женщин также более низкая выраженность внутренней мотивации по сравнению с мужчинами. Что касается мужчин – гипотеза не подтвердилась. Основывая управление на гендерно-нейтральном стиле поведения с преобладанием структурирующего стиля лидерского поведения, они также отдают предпочтение демократическому стиля управления, и у них явно выражена внутренняя мотивация.
2.3. Рекомендации
для руководителей по
Для повышения эффективности
управленческой деятельности с руководителями
целесообразно проводить
Вариант тренинга по повышению эффективного управления.
Тема: Развитие личной эффективности руководителя.
Цель: развитие личностных ресурсов руководителя, повышение его коммуникативных и адаптационных навыков, стрессоуйстойчивости.
Время тренинга: 90 минут.
Задачи тренинга:
Этап I. Знакомство.
Упражнение «Самопрезентация».
Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
Время проведения: 5 минут.
1) Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:
— удивление,
— интерес,
— радость.
2) Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».
3) По окончании процедуры
можно обсудить в группе
Информация о работе Исследование и анализ гендерного аспекта в управленческой деятельности