Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:20, дипломная работа
Цель - определить психологические причины, обусловливающие предрасположенность к конфликтному поведению.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
- Анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы. Для получения необходимых теоретических данных необходимо ознакомиться с литературой, посвященной изучению конфликтности.
Определение сущности и основных аспектов понятий конфликта и социально-психологического климата коллектива.
Изучение природы конфликтной личности и факторов, ее формирующих.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
3
Глава I. КОНФЛИКТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………….............................................................................
7
Понятие «конфликтность» и ее основные компоненты …………….
7
1.2. Конфликтность как интегративно-личностное свойство …………….
10
1.3. Основные причины и личностные предпосылки возникновения
конфликтов в организации ………………………………………...........
18
1.4. Типология и особенности поведения конфликтных личностей ………
24
1.5. Роль конфликтности в формировании социально-психологического климата трудового коллектива ………………………………………………
35
1.6. Особенности управления межличностными конфликтами в коллективе и пути их разрешения …………………………………………..
37
ВЫВОДЫ по Главе I ………………………………………………………..
46
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА………………………
2.1 Формирование выборки и описание этапов исследования…………….
2.2. Описание используемых методов и методик…………………………..
2.3. Результаты……………………………………………………………….
2.3.1. Результаты изучения конфликтности …………………………..
2.3.2. Результаты изучения фрустрационных состояний в ситуациях конфликта ………………………………………………………………..
2.3.3. Результаты изучения акцентуаций характера как признака конфликтности……………………………………………………………
2.3.4. Результаты изучения стратегий реагирования в конфликтах…..
2.3.5. Сравнительный анализ результатов конфликтности, особенностей поведения в конфликтах и благоприятности психологического климата в коллективе ………………………………
2.4. Рекомендации по профилактике психологического климата в коллективе и управления конфликтами в организации…………………….
ВЫВОДЫ по Главе II ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………
Несмотря на то, что эти роли являются ценными для коллектива, люди их усвоившие, склонны к конфликтам между собой из-за несовместимой направленности данных ролей.
Согласно целям нашего исследования необходимо выделить ряд психологических характеристик личности, влияющих на склонность к конфликтному поведению, т.е. конфликтный потенциал личности – преобладающий тип темперамента, коммуникативный контроль, акцентуации характера, исследование силы нервной системы. Также будет проведен тест на конфликтность и на определение стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Именно эти психологические свойства и характеристики, по моему мнению, могут определять и быть взаимосвязаны с конфликтным потенциалом личности.
При всем многообразии подходов к изучению проблемы конфликтов, недостаточно исследований выявляющих взаимосвязи психологических характеристик и конфликтного потенциала личности, и временной динамики последнего.
В исследовании коллектива были использованы следующие методики:
1) тест «Изучение конфликтности»;
2) методика «Изучение
фрустрационных состояний» С.
3) опросник «Акцентуации характера» Г. Шмишека;
4) тест на определение
стратегии поведения в
5) тест «Определение
уровня благоприятности
6) Тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера
Данные методики были направлены на подтверждение гипотезы о том, что конфликтность личности напрямую зависит от его индивидуально-психологических характеристик. Использованные методики дают полную картину характера испытуемого, выявляя его склонность к конфликтному поведению.
Для обоснования взаимосвязи конфликтности сотрудников и психологического климата коллектива была использована методика «Оценка психологического климата в коллективе».
Далее, используя метод ранговой корреляции, выдвинутая гипотеза статистически обосновывалась.
2.2.Описание используемых методов и методик
Для нашего исследования экспериментально - психологическая методика изучения фрустрационных реакций Розенцвейга дает возможность определить уровень конфликтности личности, используя «коэффициент групповой адаптации» (КГА), который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент КГА, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты с окружающими его лицами, что он недостаточно адаптирован к своему социальному окружению и наоборот. Также методика позволяет выявить тип и направление реакции испытуемых на фрустрационные ситуации. В целом на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно аспектов адаптации испытуемого к своей социальной группе и с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности, которые встают на пути к удовлетворению потребностей.
Настоящая методика впервые описана в 1944 г. С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации» (PF - Study). Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке на котором изображены два человека и более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации (см. Приложение 1).
Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.
1. Ситуации "препятствия".
В этих случаях какое-либо
2. Ситуации "обвинения".
Субъект при этом служит
Между этими типами имеется связь, так как ситуация "обвинения" предполагает, что ей предшествовала ситуация "препятствия", где фрустратор был, в свою очередь фруетрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию "обвинения" как ситуацию "препятствия" или наоборот. Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
1. Экстрапунипивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать или подумать).
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
1. Тип реакции "с фиксацией на препятствии " (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается шит интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).
2. Тип реакции "с фиксацией на самозащите" (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего "Я", и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
3. Тип реакции "с фиксацией на удовлетворении потребности" (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, M. Е -экстрапунитивные реакции; I - интропунитивные; М - импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами: OD - "с фиксацией на препятствии", ED - "с фиксацией на самозащите", NP - "с фиксацией на удовлетворении потребности".
Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок "прим" (F, Г, М*). Тип реакции "с фиксацией на самозащите" обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции "с фиксацией на удовлетворении потребности" обозначается строчными буквами е, i, m.
В соответствующей таблице
содержатся способы оценок ответов
испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный
лист для дальнейшей обработки. Она
предполагает вычисление показателя КГА,
который может быть обозначен
как "коэффициент групповой
Количественная величина КГА может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.
Тест - опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера.
Для нашего исследования методика М. Шнайдера дозволяет выявить способности испытуемых к контролю собственного поведения и реакции на действия других людей непосредственно в ситуации общения, а именно выделить три группы лиц с высоким, средним и низким коммуникативным контролем.
Инструкция. Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (в) или неверное (н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву (см. Приложение 2).
Обработка данных. По 1 баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за В на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов.
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль;
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль;
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль.
Высокий коммуникативный контроль, по Шнайдеру, означает, что человек постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоции, гибко реагирует на изменение ситуации в общении.
Средний коммуникативный контроль означает, что в общении человек непосредственен, искренне относится к другим, но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих его людей.
Низкий коммуникативный контроль означает высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность, когда поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
Методика определения преобладающего типа темперамента А.Белова (Приложение 3).
Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.
Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.
Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%; (1)
Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%; где (2)
X (холерик), С (сангвиник), Ф (флегматик), М (меланхолик) – типы темперамента;
A1, A2, A3, A4 – число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;
А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.
В конечном виде «формула темперамента» приобретает, например, такой вид:
Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М; (3)
Это значит, что данный темперамент на 35% – холерический, 30% – сангвинический, 14% – флегматический и 21% – меланхолический.
Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у вас доминирующий.
Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.
Если результат 20–29%, то средне выражены.
При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.
Личностный опросник «Акцентуации характера» Г. Шмишека (Приложение 4).
Согласно теории «акцентуированных
личностей» существуют черты личности,
которые сами по себе еще не являются
патологическими, однако могут при
определенных условиях развиваться
в положительном или
Все виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Количество совпадающих
с ключом ответов умножается на значение
коэффициента соответствующего типа акцентуации;
если полученная величина превышает 18,
то это свидетельствует о
Тест на определение стратегии
поведения в конфликтной
Оценка предпочитаемой стратегии
поведения в конфликтной
После того, как испытуемый заполнит бланк для ответов, его можно расшифровать с помощью «ключа» (см. Приложение 6). В «ключе» каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления.
Завершается работа выводом
о том, какой стиль у вас
преобладает в конфликтной
Тест на определение уровня конфликтности личности (Приложение 7).
За каждый ответ испытуемого а - 4 балла, за ответ b - 2 балла, за ответ c - 0 баллов. Баллы суммируются.
22-28 баллов (низкий уровень конфликтности):
Личность тактична и миролюбива, ловко уходит от споров и конфликтов, избегает критических ситуаций не только на работе, но и дома.
12-20 баллов (средний уровень конфликтности):
Человек в принципе конфликтный,
но в стычки вступает лишь тогда, когда
нет иного выхода, а другие средства
исчерпаны. Готов жестко отстаивать
свое мнение, невзирая на служебное
положение и отношения с
До 10 баллов (высокий уровень конфликтности):
Такой человек без споров
и конфликтов просто жить не может!
Критиковать и ругать других привычно
и приятно. Тем, кто рядом с
такой личностью, приходится очень
трудно – и на работе, и дома, потому
что он часто бывает, несдержан
и груб. Ему нужно учиться
Методика «Оценка
Методика используется для
оценки психологической атмосферы
в коллективе. В основе лежит метод
семантического дифференциала. Методика
интересна тем, что допускает
анонимное обследование, а это
повышает ее надежность. Надежность увеличивается
в сочетании с другими
Информация о работе Исследование конфликтности сотрудников в трудовом коллективе