Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:20, дипломная работа
Цель - определить психологические причины, обусловливающие предрасположенность к конфликтному поведению.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
- Анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы. Для получения необходимых теоретических данных необходимо ознакомиться с литературой, посвященной изучению конфликтности.
Определение сущности и основных аспектов понятий конфликта и социально-психологического климата коллектива.
Изучение природы конфликтной личности и факторов, ее формирующих.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
3
Глава I. КОНФЛИКТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………….............................................................................
7
Понятие «конфликтность» и ее основные компоненты …………….
7
1.2. Конфликтность как интегративно-личностное свойство …………….
10
1.3. Основные причины и личностные предпосылки возникновения
конфликтов в организации ………………………………………...........
18
1.4. Типология и особенности поведения конфликтных личностей ………
24
1.5. Роль конфликтности в формировании социально-психологического климата трудового коллектива ………………………………………………
35
1.6. Особенности управления межличностными конфликтами в коллективе и пути их разрешения …………………………………………..
37
ВЫВОДЫ по Главе I ………………………………………………………..
46
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА………………………
2.1 Формирование выборки и описание этапов исследования…………….
2.2. Описание используемых методов и методик…………………………..
2.3. Результаты……………………………………………………………….
2.3.1. Результаты изучения конфликтности …………………………..
2.3.2. Результаты изучения фрустрационных состояний в ситуациях конфликта ………………………………………………………………..
2.3.3. Результаты изучения акцентуаций характера как признака конфликтности……………………………………………………………
2.3.4. Результаты изучения стратегий реагирования в конфликтах…..
2.3.5. Сравнительный анализ результатов конфликтности, особенностей поведения в конфликтах и благоприятности психологического климата в коллективе ………………………………
2.4. Рекомендации по профилактике психологического климата в коллективе и управления конфликтами в организации…………………….
ВЫВОДЫ по Главе II ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………
Реакция на фрустрацию в конфликтах появляется тогда, когда путь /к цели преграждает какое-либо препятствие, которое, по мнению Ч. Диксона, может выражаться [5, с.94]:
- в настойчивости — продолжать свою линию;
- усилении — стараться действовать сильнее;
- обходе — идти к цели окружным путем;
- агрессии—добиваться своего с помощью насилия;
- обвинении - искать ошибку или виноватых;
- уходе — уйти от проблемы;
- бегстве — уйти от всего.
Личность, находящаяся в состоянии фрустрации, испытывает переживания, эмоциональное напряжение, и ее поведение в конфликте может принять деструктивные формы, направленные на разрушение условий, препятствующих достижению ее целей и реализации потребностей. Многие исследователи объединяют состояние фрустрации с состоянием стресса. В любом случае негативное состояние влияет на активность личности, эффективность ее действий при решении сложных жизненных проблем.
Эмоционально устойчивая, удовлетворенная личность в большей степени склонна к поискам конструктивных путей разрешения конфликтов в отличие от личности, находящейся в эмоционально неустойчивом, фрустрирующем состоянии. На остроту переживаний, связанных с конфликтом, существенно влияют и объективные условия: дефицит материальных и духовных ресурсов, ограниченность времени при урегулировании сложной проблемы. Это порождает конкуренцию, соревнование между субъектами, манипуляцию других заинтересованных сторон и т. д.
Конфликты всегда сопровождаются
негативным эмоциональным фоном. Субъект
конфликта проявляет такие
- актуализация потребностей, имеющих важное значение для субъекта конфликта;
- высокая психическая напряженность субъекта, возбуждающая подсознательные инстинкты;
- неуправляемость эмоциями,
стереотипами поведения,
- использование форм активности,
встречающих противодействие
- перенесение причин трудностей, неудач на противника;
- формирование негативных
установок и отношения к
- демонстрация враждебности,
агрессивности и неприятия
- нанесение преднамеренного
либо непреднамеренного
- интеграция всех видов аккумулируемой на оппоненте активности— импульсной, принудительной, волевой;
- перенесение конфликтных
отношений, поведения на
Конфликт играл и
играет важную роль в жизни
общества и в
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX вв., и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов[7, с.12].
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
- теоретико-игровое (М. Дойч);
- теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
- теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
Представители теоретико-
Вторым подходом к
изучению конфликта в
На рубеже 60—70-х годов
начинает формироваться
Что касается самого понятия
конфликта, то в психологическом
плане конфликт может быть рассмотрен
как столкновение несовместимых, противоположно
направленных тенденций в сознании
человека, в межличностных или
межгрупповых отношениях, обычно сопровождающееся
острыми негативными
Если за основание классификации
взять психическое состояние
и соответствующее этому
Любой конфликт является социально-психологическим процессом, имеющим свою структуру. Основанием для типологии конфликтов выступают: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации[10, с.19].
Выявление причин возникновения конфликтов определяет выбор методов, путей предотвращения их и конструктивного их решения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно эффективно влиять и регулировать ими.
Причины возникновения
конфликтных ситуаций в
- Недостатки в организации
производственных процессов,
- Неправильные действия
руководителя из-за отсутствия
у него опыта (неумение
- Недостатки стиля работы
и неправильное поведение
- Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
- Нарушение внутригрупповых
норм поведения, распад
- Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
- Несовместимость в силу
личностных, социально-демографических
(пол, возраст, социальное
- Личностные характеристики
отдельных людей - специфические
особенности поведения,
К личностной характеристике относится, прежде всего, конфликтность личности — интегративный комплексный показатель, тесно связанный с сугубо психологическими и прежде всего личностными предпосылками.
Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу[12, с.139].
К ситуативным предпосылкам возникновения конфликта относятся:
- неудовлетворенность
- чувство неопределенности, неуверенности;
- дезориентация;
- утомление;
- неустойчивость настроения;
- повышенная возбудимость;
- недостаточная или искаженная информированность;
- состояние внушаемости.
Человек может быть предрасположен к конфликту, если он отвергнут или не признан "своим" среди коллег, если его интересы и запросы не удовлетворяются, а притязания на ведущую роль в коллективе встречают отпор других сотрудников.
Причиной неблагоприятного психического состояния личности, стимулирующего конфликтность, может быть также несправедливое отношение к человеку, даже если оно непреднамеренно, неудовлетворенность работой. От человека зависит, окажется ли он в конфликтных ситуациях, придает ли он значение поступкам, делам и отношению к нему коллег, задевает ли его за живое их манера обращения, намерение подчинить себе, склонить к нежелательным поступкам[15, с.23].
К характерологическим предпосылкам возникновения конфликта относятся устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими, вызывающие отрицательное отношение к человеку, чувства антипатии и противодействия, которые формируются средой, являются следствием психологически неадекватного, одностороннего воспитания (например, в условиях эмоционального отвержения ребенка в семье, гипер- или гипопротекции как стиля нарушенного семейного воспитания):
- нетерпимость к недостаткам других;
- пониженная самокритичность;
- импульсивность;
- несдержанность в чувствах;
- укоренившиеся негативные предубеждения к людям;
- склонность к агрессивному поведению;
- склонность подчинять себе других;
- невоспитанность;
- отсутствие внутренней духовной культуры;
- невнимание к людям;
- корыстолюбие;
- эгоизм.
К примеру, заметно сходство рассказов детей детского дома и тех детей из детского сада, у которых трудные отношения в семье: то же грустное настроение, конфликтность отношений, обедненное восприятие человеческих отношений и внутренних состояний.
Эти дети воспринимают мир
человеческих отношений в узком
диапазоне - грусти, страха, враждебности,
обиды; в этом спектре эмоций они
нередко проявляют большую
Болезненный опыт отношений отягощает внутренний мир ребенка, создает постоянное внутреннее напряжение, которое фокусирует сферу восприятия на болезненных переживаниях. Это приводит к суженности, односторонности и искаженное восприятия действительности в будущем.
Реакция на трудности, неудачи зависит от свойств личности: одни критически оценивают собственное поведение, обвиняют себя ("не организован", "не сумел сдержаться", "не сумел добиться своего"); другие ищут оправдание собственных неудач в объективных, не зависящих от людей обстоятельствах или изменяют взгляд на ситуацию, признавая ее незначительной ("бывает и хуже", "не это главное"); третьи склонны обвинять в случившемся прежде всего окружающих, начинают конфликтовать с ними ("не организованы", "не умеют сдержать слово", "плохо работают", "мешают" и т.д.)
Информация о работе Исследование конфликтности сотрудников в трудовом коллективе