Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:20, дипломная работа
Цель - определить психологические причины, обусловливающие предрасположенность к конфликтному поведению.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
- Анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы. Для получения необходимых теоретических данных необходимо ознакомиться с литературой, посвященной изучению конфликтности.
Определение сущности и основных аспектов понятий конфликта и социально-психологического климата коллектива.
Изучение природы конфликтной личности и факторов, ее формирующих.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
3
Глава I. КОНФЛИКТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………….............................................................................
7
Понятие «конфликтность» и ее основные компоненты …………….
7
1.2. Конфликтность как интегративно-личностное свойство …………….
10
1.3. Основные причины и личностные предпосылки возникновения
конфликтов в организации ………………………………………...........
18
1.4. Типология и особенности поведения конфликтных личностей ………
24
1.5. Роль конфликтности в формировании социально-психологического климата трудового коллектива ………………………………………………
35
1.6. Особенности управления межличностными конфликтами в коллективе и пути их разрешения …………………………………………..
37
ВЫВОДЫ по Главе I ………………………………………………………..
46
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА………………………
2.1 Формирование выборки и описание этапов исследования…………….
2.2. Описание используемых методов и методик…………………………..
2.3. Результаты……………………………………………………………….
2.3.1. Результаты изучения конфликтности …………………………..
2.3.2. Результаты изучения фрустрационных состояний в ситуациях конфликта ………………………………………………………………..
2.3.3. Результаты изучения акцентуаций характера как признака конфликтности……………………………………………………………
2.3.4. Результаты изучения стратегий реагирования в конфликтах…..
2.3.5. Сравнительный анализ результатов конфликтности, особенностей поведения в конфликтах и благоприятности психологического климата в коллективе ………………………………
2.4. Рекомендации по профилактике психологического климата в коллективе и управления конфликтами в организации…………………….
ВЫВОДЫ по Главе II ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………
Так же можно проследить
следующую взаимосвязь: коэффициент
групповой адаптации значимо
коррелирует с коммуникативным
контролем. Испытуемые с высоким
коэффициентом групповой
Выявленные взаимосвязи
между коэффициентом групповой
адаптации и коммуникативным
контролем можно
Следовательно, уровень коммуникативного
контроля и связанный с ним
коэффициент групповой
Мною также проведено
изучение по методике С. Розенцвейга
типа и направления реакции
Таблица 9
Данные по частоте направлений реакций испытуемых
Е = 1=М |
Е>М>1 |
1>Е >М |
1>М>Е |
М>1>Е |
М>Е>1 | |
Низкий КГА |
- |
7 |
2 |
2 |
3 |
5 |
Высокий КГА |
2 |
- |
5 |
5 |
1 |
- |
Испытуемые с низкими показателями коэффициента групповой адаптации преимущественно (45%) имеют значения экстрапунитивные -очень высокие, интрапунитивные - очень низкие и импунитивные -нормальные (Е > М > I), на основании этого можно сказать, что субъекты в конфликтной ситуации чаще отвечают в экстрапунитивной манере и очень редко в интрапунитивной.
Такое поведение испытуемых
может служить признаком
Испытуемые с высокими
показателями коэффициента групповой
адаптации реагируют в
Таблица 10
Данные по частоте типов реакции испытуемых
"с фиксацией на |
"с фиксацией на самозащите" |
"с фиксацией на препятствии' | |
Низкий КГА |
2 |
10 |
8 |
Высокий КГА |
8 |
2 |
2 |
В группе испытуемых с низкими значениями коэффициента групповой адаптации (табл. 10) преобладающим типом реакции является "фиксация на самозащите" (60%), что означает слабую уязвимую личность, т.е. субъект в сложных ситуациях защищает себя, обвиняя окружающих в случившемся. Только 25% этих испытуемых продемонстрировали признак адекватного реагирования, т.е. реакции "с фиксацией на удовлетворении потребности", показатель той степени, в которой субъект может разрешить конфликтные ситуации.
Преобладающий тип реакции
испытуемых с высоким коэффициентом
групповой адаптации - "с фиксацией
на удовлетворении потребности", т.е.
их действия направлены на разрешение
проблемы - признак адекватного
Делая вывод, на основе результатов
исследования о характере реагирования
личности с высоким конфликтным
потенциалом (низкие значения коэффициента
групповой адаптации), можно утверждать,
что преимущественно это
По завершении анализа
всех проведенных исследований в
коллективе выявлено 13 сотрудников
с высокой конфликтностью, 9 сотрудников,
не склонных к конфликтам и 10 человек
со средней степенью конфликтности.
Преобладают конфликтные
Исследование социально-
Таблица 11
Тестирование
сотрудников ООО «Ватерлиния» на
уровень благоприятности
показатели |
Количество | |
человек |
% | |
благоприятность климата |
||
неблагоприятность климата |
Эта таблица в Приложение
Номера пунктов теста | ||||||||||||
№испыт. |
П.1 |
П.2 |
П.3 |
П.4 |
П.5 |
П.6 |
П.7 |
П.8 |
П.9 |
П.10 |
итог | |
1 |
2 |
2 |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
4 |
3 |
2 |
38 | |
2 |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
20 | |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
20 | |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
4 |
2 |
5 |
24 | |
5 |
2 |
2 |
3 |
2 |
7 |
2 |
6 |
1 |
2 |
1 |
28 | |
6 |
4 |
1 |
5 |
2 |
5 |
2 |
7 |
1 |
2 |
1 |
30 | |
7 |
5 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
6 |
2 |
5 |
35 | |
8 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
4 |
5 |
32 | |
9 |
4 |
1 |
4 |
5 |
3 |
2 |
4 |
1 |
4 |
5 |
33 | |
10 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
1 |
5 |
2 |
4 |
5 |
38 | |
11 |
4 |
1 |
6 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
29 | |
12 |
2 |
4 |
6 |
2 |
2 |
5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
41 | |
13 |
5 |
4 |
6 |
1 |
2 |
5 |
3 |
3 |
1 |
4 |
34 | |
14 |
6 |
3 |
5 |
4 |
1 |
6 |
6 |
2 |
1 |
5 |
39 | |
15 |
4 |
4 |
5 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
6 |
30 | |
16 |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
6 |
31 | |
17 |
3 |
2 |
4 |
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
28 | |
18 |
3 |
4 |
3 |
4 |
6 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
31 | |
19 |
2 |
5 |
3 |
6 |
4 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
32 | |
20 |
4 |
3 |
5 |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
31 | |
21 |
1 |
1 |
6 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
5 |
25 | |
22 |
1 |
5 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
5 |
3 |
29 | |
23 |
3 |
3 |
4 |
5 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
27 | |
24 |
5 |
2 |
6 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
2 |
6 |
31 | |
25 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
4 |
1 |
2 |
2 |
25 | |
26 |
3 |
3 |
4 |
6 |
4 |
1 |
4 |
4 |
1 |
7 |
37 | |
27 |
6 |
4 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
4 |
1 |
4 |
34 | |
28 |
2 |
1 |
6 |
1 |
1 |
5 |
2 |
3 |
5 |
4 |
30 | |
29 |
4 |
3 |
5 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
5 |
6 |
34 | |
30 |
5 |
3 |
8 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
6 |
5 |
40 | |
31 |
1 |
4 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
22 | |
32 |
3 |
4 |
5 |
5 |
2 |
6 |
1 |
2 |
3 |
2 |
33 |
Таким образом, при тестировании сотрудников на благоприятность социально-психологического климата получился средний показатель равный 31 баллам. Это соответствует среднему уровню благоприятности климата коллектива, что говорит о том, что в коллективе достаточно здоровая атмосфера, стабильные взаимоотношения, но при этом случаются конфликтные ситуации, возникающие в следствие неправильной организации отношений с конфликтными личностями. Исходя из анализа личностных характеристик каждого сотрудника и делая обобщенный вывод, можно сказать, что коллектив на 50% состоит из личностей, склонных к конфликтности.
Для установления
(4)
2.4. Рекомендации по профилактике психологического климата в коллективе и управления конфликтами в организации
В качестве рекомендаций по решению конфликтных ситуаций между сотрудниками организации ООО «Ватерлиния» можно рекомендовать внедрение практики профилактики конфликтов. Профилактика конфликтов заключается в такой организации работы сотрудников торговой компании, которая исключила бы или свела к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Как показывает практика, для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.
Для того, чтобы научить
сотрудников ООО
Для предотвращения конфликтов
можно порекомендовать
Таблица 12
Рекомендуемые сотрудникам ОАО «Ватерлиния» стили поведения в конфликтных ситуациях
Наименование стиля |
Ситуации, в которых рекомендовано применение стиля |
Уступчивость, приспособление |
Потери уступающего меньше по сравнению с потерями оппонента; Если важнее сохранить хорошие отношения, чем отстаивать свои собственные интересы; Если мало шансов на победу, дефицит власти, полномочий и др. |
Уклонение, избегание, уход |
Если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил; Мало власти (полномочий) для разрешения конфликта в свою пользу. |
Принуждение |
В сложной исключительной ситуации, когда имеется значительная власть над другой стороной. Недостаток стиля: подавляет инициативу подчиненных; может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного сотрудника. |
Сотрудничество |
Открытый обмен мнениями при участии всех сторон, для которых разрешение конфликта имеет одинаково важное значение; Стороны готовы снять возникшие
разногласия и выработать общее
решение с соблюдением |
Компромисс |
Оппоненты обладают одинаковыми полномочиями,
имеют взаимоисключающие Устраивает временное |
Решение проблемы |
Признание различий во мнениях, готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы найти пути разрешения конфликта, приемлемые для всех сторон; Стороны не стараются добиться своей цели за счет других, ищут наилучший вариант решения конфликтной ситуации. |
Информация о работе Исследование конфликтности сотрудников в трудовом коллективе