Исследование особенностей мышления у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение особенностей мышления у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – мышление у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы мышления у детей с ОНР
1.1 Сущность мышления, его виды и функции………………………..6
1.2 Особенности развития мышления у дошкольников………………10
1.3 Особенности мышления у детей с ОНР……………………………13
ГЛАВА II. Исследование особенностей мышления у дошкольников с ОНР
2.1 Подбор методик по исследованию уровня развития мышления у детей с ОНР……………………………………………………………………….18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности восприятия у детей с дизартрией.docx

— 68.33 Кб (Скачать файл)

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта. Тестовый материал представлен в Приложении  (рис. 2).

10 баллов

- задание выполнено ребенком  меньше чем за 45 сек. При этом  ребенок ни разу не коснулся  палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов

- задание выполнено ребенком  за время от 45 до 60 сек, и, проходя  через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся  палочкой до его стенок

6-7 баллов

- задание выполнено ребенком  за время от 60 до 80 сек, и, проходя  лабиринт, ребенок 3-4 раза кос¬нулся его стенок

4-5 баллов

- задание выполнено ребенком  за время от 80 до 100 сек, и, проходя  лабиринт, ребенок 5-6 раз до¬тронулся до его стенок.

0-3 балла

задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.





Оценка результатов

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.  
8-9 баллов - высокий.  
4-7 баллов - средний.  
2-3 балла - низкий.  
0-1 балл - очень низкий.


 

 

III. Методика «Кому чего не достает?».

Цель: оценка образно-логического мышления ребенка.

Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает. Тестовый материал представлен в Приложении  (рис. 3).

 

 

 

Оценка результатов:

10 баллов

      время выполнения  задания оказалось меньше чем 30 сек.

8-9 баллов

время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.

6-7 баллов

время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.

4-5 баллов

время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек

0-3 балла

время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.


 

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.  
8-9 баллов - высокий.  
4-7 баллов - средний.  
2-3 балла - низкий.  
0-1 балл - очень низкий.


 

 

 

IV. Методика "Раздели  на группы".

Цель: оценка образно-логического мышления ребенка.

Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 мин. Тестовый материал представлен в Приложении  (рис. 4).

 

 Оценка результатов:

10 баллов

      — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин.

8-9 баллов

— ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов

— ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов

— за время 3 мин ребенок сумел назвать только от – 2 до 5 групп фигур.

0-3 балла

— за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.


 

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.  
8-9 баллов - высокий.  
4-7 баллов - средний.  
2-3 балла - низкий.  
0-1 балл - очень низкий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов исследования.

Обследование детей с общим недоразвитием речи проводилось в городе Белгород. Исследование проходило в МДОУ «Детский сад №15, Дружная  семейка» г. Белгорода в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. В эксперименте участвовало 8 детей в возрасте 5–6 лет с ОНР.

Первая методика, которая была мною предложена, для обследования детей – методика «Времена года». Исходя из результатов исследования была составлена таблица №1.

Таблица результатов обследования экспериментальной группы по методике «Времена года»

ФИО, возраст

Баллы

Уровень успешности

Артём М., 6 лет

7

Средний

Вероника К., 6 лет

8

Высокий

Екатерина С., 5 лет

6

Средний

Павел Д., 5 лет

4

Низкий

Сергей Б., 6 лет

6

Средний

Александра Л., 5 лет

4

Низкий

Руслан И., 6 лет

8

Высокий

Ульяна 7 лет

4

Низкий


 

Таким образом, результаты исследования показали, что у троих детей (Артём, Екатерина, Сергей) средний уровень успешности выполнения задания, у них отмечалась сосредоточенность в выполнении задания. У троих детей (Павел, Александра и Ульяна) – уровень низкий, при этом отмечались видимые трудности в выполнении задания, т.ж.проявлялись сомнения в возможности самостоятельного выполнения задания. У двоих детей (Вероника и Руслан) – высокий уровень успешности выполнения задания.

 

Следующей методикой обследования мышления стала методика «Пройди через лабиринт».На основании проведения исследования была составлена сводная таблица №2

Таблица результатов обследования эксперементальной группы по методике «Пройди через лабиринт»

ФИО, возраст

Баллы

Уровень успешности

Артём М., 6 лет

5

Средний

Вероника К., 6 лет

7

Средний

Екатерина С., 5 лет

4

Средний

Павел Д., 5 лет

4

Средний

Сергей Б., 6 лет

5

Средний

Александра Л., 5 лет

3

Низкий

Руслан И., 6 лет

7

Средний

Ульяна 7 лет

3

Низкий


 

По результатам проведённой методики можно сделать вывод, что у большинства детей (Артём, Вероника, Екатерина, Павел,,Сергей, Руслан) – средний уровень успешности выполнения задания, они имели затруднения в выполнении задания, они делали несколько ошибочных ходов, но в последствии иправляли свои ошибки. Двое же детей (Александра и Ульяна) из этой эксперементальной группы имели низкий уровень успешности, при этом проявляли большую заинтересованность. Однако индивидуальные особенности, трудности в пространственной ориентации и концентрации внимания не позволяют им столь же успешно выполнить задание.

 

Результаты обследования мышления детей экспериментальной группы, проведенного с использованием методики «Кому чего не достает». На основании проведённого исследования была составлена сводная таблица №3.

Таблица результатов обследования эксперементальной группы по методике «Кому чего не достает»

ФИО, возраст

Баллы

Уровень успешности

Артём М., 6 лет

4

Средний

Вероника К., 6 лет

7

Средний

Екатерина С., 5 лет

5

Средний

Павел Д., 5 лет

5

Средний

Сергей Б., 6 лет

4

Средний

Александра Л., 5 лет

3

Низкий

Руслан И., 6 лет

7

Средний

Ульяна 7 лет

1

Низкий   




 

В ходе исследования было выявлено, что шестеро детей (Артём, Вероника, Екатерина, Павел, Сергей и Руслан) имели средний уровень успешности выполнения задания. Лишь у двоих детей(Александра и Ульяна) уровень успешности низкий, возникли стойкие затруднения в решении.

 

    Проанализируем результаты обследования мышления детей экспериментальной группы, проведенного с использованием методики «Четвёртый лишний». На основании проведения исследования была составлена сводная таблица №4.

Таблица результатов обследования эксперементальной группы по методике «Четвёртый лишний»

ФИО, возраст

Баллы

Уровень успешности

Артём М., 6 лет

8

Высокий

Вероника К., 6 лет

9

Высокий

Екатерина С., 5 лет

7

Средний

Павел Д., 5 лет

5

Средний

Сергей Б., 6 лет

6

Средний

Александра Л., 5 лет

6

Средний

Руслан И., 6 лет

9

Высокий

Ульяна 7 лет

5

Средний


 

По результатам выполненного задания можно отметить, что у троих детей (Артём, Вероника, Руслан) высокий уровень успешности выполнения задания. Для этих ребят задание не вызвало никаких затруднений и они успешно его завершили, а вот у остальных детей (Екатерина, Павел, Сергей, Александра и Ульяна) – средний уровень успешности (задание выполнить получилось при помощи наводящих вопросов).

 

По результатам всех методик была составлена сводная таблица №5.

Таблица результатов обследования эксперементальной группы по методикам: «Времена года», «Пройди через лабиринт», «Кому чего не достает», «Четвертый лишний».

ФИО

Методики

Уровень мышления

«Времена года»

«Пройди через лабиринт»

«Кому чего не достает»

«Четвертый лишний»

Артём М.

7

5

4

8

Средний

Вероника К.

8

7

7

9

Высокий

Екатерина С.

6

4

5

7

Средний

Павел Д.

4

4

5

5

Средний

Сергей Б.

6

5

4

6

Средний

Александра Л.

4

3

3

6

Ниже среднего

Руслан И.

8

7

7

9

Высокий

Ульяна

4

3

1

5

Низкий


 

По результатам исследования эксперементальной группы по всем методикам, было выявлено два ребёнка (Вероника, Руслан) с высоким уровнем развития мышления.

Со 2 уровнем, средним уровнем развития мышления было выявленно трое детей (Екатерина, Павел, Сергей).У этих детей наблюдалась готовность к решению задач. Готовность проявлялась в сосредоточенности, внешней подтянутости и собранности, с которой испытуемые выслушивали инструкцию. Наблюдался период ориентировки в задачах. Простые задачи эти дети решали по образцу, более сложные при минимальной помощи.

У двоих детей (Александра, Ульяна) уровень развития мышления ниже среднего. Испытуемые, отнесённые к 3 уровню успешности, не проявляли готовности к решению задач. В отличии от испытуемых 2 уровня, они свой опыт не использовали. Этим детям требовалось больше помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель настоящего исследования заключалась в изучении особенностей мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема особенностей мышления дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно рассмотрена учеными и требует для своего разрешения использование научных методов, уточнения теоретических и практических предположений. В ходе исследования выявлялись уровни мышления, наглядно-образного мышления, выявлялись способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

Результаты обследования показали следующее.

В экспериментальной группе обнаружено двое детей с высоким уровнем наглядно-образного мышления. Трое детей обладает средним уровнем наглядно-образного мышления. С низким уровнем наглядно-образного мышления было выявлено два ребенка.

Уровень развития способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки детей с общим недоразвитием речи в основном относится к среднему  уровню развития. В экспериментальной группе выявлено два ребенка с высоким и два ребенка  ниже среднего уровнями развития способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

Таким образом, исследуя уровень развития мышления – наглядно-образного мышления, способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки, был сделан следующий вывод: у детей с общим недоразвитием речи не наблюдаются значительных отличий в уровне развития наглядно образного мышления, способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

Информация о работе Исследование особенностей мышления у дошкольников с ОНР