Исследование причин дезадаптации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что поступление ребенка в первый класс, также как и смена класса, школы, учителя и программы обучения - кризисный момент для всей семьи, поскольку, именно в этот момент вся семья может почувствовать себя беззащитной перед новыми требованиями, предъявляемыми ребенку, большим, чем предполагалось, объемом информации, вновь возникающими отношениями ребенка и родителей с детьми и учителями школы.
Последовательность освоения детьми школьной жизни можно описать следующим образом. В самом начале очень важно положительное отношение ребенка к поступлению в школу. И здесь многое зависит от родителей: подготовка, сборы в школу, выбор одежды, ранца, портфеля или рюкзачка, цвета тетрадей, создание праздничной обстановки и т. д. Очень важно, чтобы учительница улыбалась детям, радовалась началу нового этапа жизни, была доброжелательной и красивой. Это первая, эмоциональная, ступень.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие дезадаптации в психологии 6
1.1. Определение адаптации 6
1.2. Школьная дезадаптация как психологическая проблема 8
Глава II. Дезадаптация младших школьников 17
2.1. Дезадаптация первоклассников 17
2.2.Особенности дезадаптации пятиклассников 18
2.3. Психологические причины дезадаптированности младших школьников 19
Глава III. Исследование причин дезадаптации младших школьников 25
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение 1. 35
Приложение 2. 36
Приложение 3. 37
Приложение 4. 38
Приложение 5. 39

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование причин дезадаптации младших школьников..doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Традиционно проблемам адаптации пятиклассников уделяется повышенное внимание психологической службой школы. Исследования, проведенные в школах, выявили следующее:6

    1. 70% пятиклассников имеют пониженные значения адаптационного потенциала;
    2. 75% учащихся имеют неудовлетворительное функциональное состояние и состояние, требующее реабилитации;
    3. наиболее частотными психологическими характеристиками являются сниженная работоспособность, повышенная тревожность, снижение защитных сил из-за постоянной активации организма на достижение результата, состояние фрустрации.

Дополнительная диагностика тревожности пятиклассников позволила вычленить ряд факторов, наиболее часто являющихся причиной повышенной тревожности и, как следствие, снижения адаптационных возможностей школьников.

Во-первых, у 63% пятиклассников отмечается страх несоответствия ожиданиям значимых окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу негативных оценок).

Второй фактор - страх самовыражения у 40% учащихся (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия).

И третий фактор - наличие социального стресса (36% детей), на фоне которого развиваются социальные контакты школьников (прежде всего со сверстниками).

На основе результатов диагностики намечены основные пути преодоления дезадаптации младших подростков:

    1. формирование социально адекватных навыков общения;
    2. гармонизации отношений ребенка в семье и со сверстниками;
    3. коррекция некоторых личностных черт и состояний, препятствующий процессу адаптации.

2.3. Психологические причины дезадаптированности младших школьников

Важным свойством, влияющим на адаптацию детей в школе, их успеваемость, является их обучаемость. Под обучаемостью понимается способность ребенка к усвоению знаний и способов учебных действий; способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения, степень легкости, быстрота усвоения знаний и способов действий; общие умственные способности к усвоению знаний, основ наук.

Н.А. Менчинская указывает на прямую связь пониженной обучаемости с низкой активностью личности, которая проявляется в любой психической деятельности, а не только в учении. Отсутствие познавательной активности приводит к снижению психических функций (памяти, внимания) при отсутствии какой-либо патологии. В свою очередь, снижение тонуса познавательной активности неразрывно связано с мотивационной сферой учащихся.

Ребенок, поступивший в школу и испытавший с первых же шагов трудности в учении, не может иметь интереса к получению знаний, но у него, как правило, есть желание учиться и выполнять требования учителя, авторитет которого в младших классах особенно велик. Есть у него и вера в то, что он сможет успешно учиться. Однако, по мере того как он сталкивается с трудностями в учении и получает отрицательные оценки своей учебной деятельности, он постепенно утрачивает желание учиться, выполнять обязанности школьника, теряет веру в свои силы и возможности.

Существуют следующие классификации неуспевающих школьников:

Л.С.Славина:

    1. дети с неправильным отношением к учению;
    2. дети, с трудом усваивающие учебный материал;
    3. дети, у которых не сформированы навыки учебной работы;
    4. дети, не умеющие трудиться;
    5. дети, у которых отсутствуют познавательные интересы.

 Н.А Менчинская:

    1. дети с низкой обучаемостью при сохранении позиции школьника;
    2. дети с высокой обучаемостью при утрате позиции школьника;
    3. дети с низкой обучаемостью и с утратой позиции школьника.

Н.И. Мурачковский:

   I тип — низкая обучаемость, проявляющаяся в слабом развитии мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение и др.);

   II тип — высокое качество мыслительной деятельности с отрицательным отношением к учению.

Психологу следует ориентировать учителей, прежде всего, на преодоление причин, приводящих к неуспеваемости, а также создавать для неуспевающих учащихся педагогические условия для компенсации пониженной обучаемости за счет развития других — положительных сторон личности: старательности, высокой работоспособности и т. д. Эти меры могут способствовать частичному продвижению ребенка вперед, появлению у него веры в свои учебные возможности. Успех в учении приводит постепенно к изменению мотивов учения, стимулирующих учебную деятельность.

Особые трудности в адаптации к школе имеют дети с временной задержкой психического развития. Психическое развитие таких детей характеризуется более медленными темпами развития познавательной деятельности и инфантильными чертами в становлении характера. Причины задержки в развитии различны. Они могут быть следствием перенесенного во время беременности токсикоза, недоношенности плода, асфиксии во время родов, перенесенных в раннем детстве соматических заболеваний и т. д. Все эти причины могут вызвать задержку психического развития. В показателях нервно-психического развития не отмечается грубых отклонений.

Интеллектуально дети сохранны. Но когда такому ученику не обеспечивается индивидуальный подход, учитывающий его психические особенности, не оказывается должная помощь, на почве задержки психического развития формируется педагогическая запущенность, усугубляющая его состояние.

Дети с психофизическим инфантилизмом к моменту поступления в школу не могут перестроить инфантильных форм своего поведения в соответствии с требованиями школы, плохо включаются в учебные занятия, не воспринимают задания, не проявляют к ним интереса. Для данной категории детей характерны повышенная утомляемость, сохранение мотивов деятельности дошкольного возраста, непродуктивность обучения.

Школа, школьные занятия их мало интересуют, основным влечением остается игра. Поведенческие реакции таких детей еще не канонизированы, двигательными реакциями трудно овладеть. Такие дети не могут долго сидеть за партой, поведение их характеризуется чрезмерной живостью. Во время учебных занятий у них быстро появляются признаки повышенного утомления, а иногда они жалуются на головные боли.

Школьная зрелость таких детей задерживается. Однако при правильном педагогическом подходе, при специальной организации учебно-воспитательной работы трудности в учебе можно преодолеть. Дети в состоянии обучаться в обычных школах, хотя успеваемость их остается более низкой.

Задачи коррекции при работе с такими детьми направлены на формирование чувства реального ощущения при адаптации к жизненным ситуациям, самостоятельности при преодолении трудностей, переходе от игр к учебе, формирование познавательных интересов и трудовых стереотипов.

При обучении необходим индивидуальный подход и соблюдение щадящего режима. Учебные занятия с такими детьми должны быть организованы так, чтобы обеспечить большое количество наглядного материала, заучивание и повторение, варьирование способов подачи заданий, эмоциональную насыщенность занятий с использованием элементов игры. Постепенно игровые элементы замещаются познавательными задачами. Дозировка занятий, контакты со сверстниками, расширение социального опыта и интересов детей способствуют преодолению замедленного темпа психического созревания.

В любой школе есть дети с физическими недостатками, аномалиями учебной деятельности. Обязанность психолога и, педагогов школы — быть хорошо осведомленными об основных возможных физических недостатках, главных их причинах и признаках, чтобы суметь выявить заранее истоки опасности — и правильно истолковывать поведение ребенка, оценивать его учебные результаты. Речь идет о дефектах зрения, слуха; о состоянии, связанном с плохим питанием; с хроническим инфекционным заболеванием; физических изъянах.

К этим детям требуется щадящее отношение, контроль за состоянием их здоровья, соблюдение психогигиенических и психологических требований.

Что касается аномалий в учебной деятельности, психологу следует обращать внимание педагогов на характер, область нарушений: визуальные и слуховые поражения, минимальные дисфункции работы мозга, нарушения восприятия, речевые нарушения.

Задача адаптации таких детей к учению связана со своевременным выявлением нарушений и оказанием логопедической коррекционно-педагогической и психологической помощи.

И наконец, последняя категория детей, о которой пойдет речь в плане трудностей адаптации к школе, — одаренные дети.

Следует отметить, что проблема одаренности широко разрабатывается за рубежом в теоретическом и практическом плане. Существует множество концептуальных и практических моделей одаренности, созданы крупные национальные программы поиска, выявления и развития одаренных детей. Каждая программа имеет свою концептуальную модель, диагностическую базу, учебные планы, осуществляет подготовку педагогов на основе специально разработанных требований.

В нашей стране программа «Творческая одаренность», к разработке которой приступила лаборатория НИИ общей и педагогической психологии под руководством академика А.М. Матюшкина, — одна из самых молодых. В силу этих обстоятельств в определении одаренности, характеристике одаренных детей и требованиях к их обучению мы будем опираться на зарубежный опыт.

Большинство зарубежных исследователей рассматривают два аспекта одаренности: интеллектуальный и творческий. Они считают, что одаренность ребенка проявляется довольно рано, в дошкольном возрасте, и может быть выявлена с помощью специальных стандартизированных тестов, оценочных шкал, систематизированных наблюдений, критериально-ориентированных тестов и т. д. Однако одаренность ребенка может быть установлена только профессионально подготовленными людьми — психологами.

Специалисты рассматривают следующие параметры одаренности:

    1. выдающиеся способности;
    2. потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях;
    3. специфические способности к учению;
    4. творческое или продуктивное мышление;
    5. способности к изобразительному или исполнительскому искусству;
    6. психомоторные способности.

Одаренность проявляется в опережающем развитии и физических данных.7

Внимательно относясь к особенностям одаренного ребенка, учителя и родители смогут понять их и стимулировать все аспекты их развития.

У одаренного ребенка много проблем, в силу некоторых своих особенностей он очень уязвим, его слабости подчас кроются в его преимуществах. У детей может возникнуть неприязнь к школе, плохое поведение, потому что учебная программа для них скучна и неинтересна, а учебный план не соответствует способностям. Одаренный ребенок может оказаться в изоляции и в силу того, что его интересуют свои собственные игры и т. п.

Практически знания об одаренности и одаренных детях конкретной школы понадобятся школьному психологу для того, чтобы облегчить адаптацию этой категории в школе, вести отбор детей в специализированные классы и школы. Работая с педагогами, родителями и учащимися, психолог будет способствовать более успешному социально-психологическому развитию этих детей, предупреждать эмоциональные сложности, конфликты, неврозы.

 

Глава III. Исследование причин дезадаптации младших школьников

Согласно наблюдениям психологов, основной процент появления дезадаптантов приходится на первые и вторые классы начальной ступени обучения. В то же время одной из главных причин дезадаптации и неуспеваемости учащихся на основной ступени обучения (5–6, 9 классы) является недостаточно освоенные знания, умения и навыки школьников, приобретенные ими на начальных этапах процесса обучения. Поэтому, в данном исследовании мы уделим особое внимание причинам школьной дезадаптации учеников первого класса.

Цель исследования: Изучить причины дезадаптации младших школьников.

Мы исследуем процесс адаптации учеников 1 класса средней школы № 11 г. Рубцовска. В эксперименте приняли участие 24 школьника.

Для того, чтобы исследовать, как проходит адаптация детей к новой школьной среде психологом используется «Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов». Детям предлагают сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе» (см. приложение 1). Несоответствие теме указывает на:

    1. Мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, узоры и т.д.
    2. Детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям.
    3. Непонимание или неверное истолкование задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

Информация о работе Исследование причин дезадаптации младших школьников