Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:30, курсовая работа
Известно, что поступление ребенка в первый класс, также как и смена класса, школы, учителя и программы обучения - кризисный момент для всей семьи, поскольку, именно в этот момент вся семья может почувствовать себя беззащитной перед новыми требованиями, предъявляемыми ребенку, большим, чем предполагалось, объемом информации, вновь возникающими отношениями ребенка и родителей с детьми и учителями школы.
Последовательность освоения детьми школьной жизни можно описать следующим образом. В самом начале очень важно положительное отношение ребенка к поступлению в школу. И здесь многое зависит от родителей: подготовка, сборы в школу, выбор одежды, ранца, портфеля или рюкзачка, цвета тетрадей, создание праздничной обстановки и т. д. Очень важно, чтобы учительница улыбалась детям, радовалась началу нового этапа жизни, была доброжелательной и красивой. Это первая, эмоциональная, ступень.
Введение 3
Глава I. Понятие дезадаптации в психологии 6
1.1. Определение адаптации 6
1.2. Школьная дезадаптация как психологическая проблема 8
Глава II. Дезадаптация младших школьников 17
2.1. Дезадаптация первоклассников 17
2.2.Особенности дезадаптации пятиклассников 18
2.3. Психологические причины дезадаптированности младших школьников 19
Глава III. Исследование причин дезадаптации младших школьников 25
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение 1. 35
Приложение 2. 36
Приложение 3. 37
Приложение 4. 38
Приложение 5. 39
Все эти ситуации оцениваются в 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме, учитываются их сюжеты:
Для более полной оценки уровня школьной мотивации и процесса адаптации Н.Г. Лусканова предлагает применять также анкету, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).
Учащиеся, набравшие:
25-30 баллов характеризуются
20-24 балла характерны для средней нормы.
15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию.
10-14 баллов свидетельствуют о
низком уровне школьной
Ниже 10 баллов свидетельствуют о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Вопросы анкеты:
В результате мы получили, что:
Высокий уровень школьной адаптации у 10% от общего числа испытуемых;
Средний уровень адаптации – 55% от общего числа испытуемых;
Дети с внешней мотивацией – 15% от общего числа испытуемых;
Низкий уровень школьной адаптации – 15% от общего числа испытуемых;
Дезадаптация - 5% от общего числа испытуемых (см. приложение 2).
При анализе причин школьной дезадаптации мы использовали комплексный подход, т.к. предположили, что существуют различные причины данного явления. Мы проанализировали данные медицинских работников школы №11, поскольку нам было известно, что в категорию школьников-«дезадаптантов» попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии. По данным медицинских работников школы № 11, в первом классе: первую группу здоровья имеют 19,8% детей; вторую группу – 50,5%; третью группу –13,2%; четвертую группу – 16, 5% (см. приложение 3).
Полученные данные обследования первоклассников 2004-2005 учебного года позволяют зафиксировать ряд неблагоприятных психофизиологических, моторно-двигательных и социально-психологических отклонений у обследованных школьников:
При изучении психологических особенностей школьников 1 класса с различной степенью адаптированности (использован тест Кеттела8; см. приложение 5) установлено, что у дезадаптированных младших школьников и школьников с низким уровнем адаптации отмечаются: сниженный уровень интеллекта, несформированность эмоционально-волевой сферы, тревожный тип личности, для которого характерны сниженная общительность, неуверенность в себе, повышенная чувствительность, напряженность, социальная робость, а также высокий уровень стрессового напряжения, высокий нейротизм и низкая экстравертированность.
Анализ особенностей личности детей с разным уровнем социально-психологической адаптации свидетельствует о наличии личностных изменений у детей с нарушениями адаптации. Так, им свойственна импульсивность, нетерпеливость, большая отвлекаемость, стремление к доминированию, неумение рассчитывать свои возможности, сниженная ответственность и добросовестность, меньшая уверенность в себе и социальная смелость. Большинство параметров имеет тесную связь с функционированием ребенка в сфере общения. Стремление к лидерству без необходимых коммуникативных умений может приводить к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и со взрослыми, затруднять процесс социально-психологической адаптации, реализацию творческих возможностей.
Большинство детей с нарушениями адаптации (84%), а также значительное число школьников с хорошей адаптацией (38%) имеют пониженную самооценку (что выражается в неуверенности в себе, зажатости, боязни сделать ошибку). Необходимо подчеркнуть, что положительная оценка личности является важнейшим условием психической устойчивости и эмоционального благополучия. Таким образом, повышение самооценки, формирование позитивного отношения к жизни, коррекция других нежелательных черт личности (психологических факторов риска) являются важными задачами психопрофилактики в рамках психогигиенической службы в образовательных учреждениях.
Вывод: В числе наиболее благоприятных факторов, оказывающих позитивную роль в адаптации ребенка к школе, можно выделить:
Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе имеет следующую нисходящую последовательность:
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существует множество факторов, которые отрицательно сказываются на процессе адаптации ребенка в новой школьной среде, приводят к дезадаптации.
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период, по мнению разных авторов, продолжается в среднем от 10 – 18 дней до 1 – 3 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития9.
Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей (в данном случае – в учебной) деятельности, с другой – внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности. Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются школьным требованиям и т.д. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Иногда на первом году обучения полноценной адаптации к школе так и не происходит, но это не всегда сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, а может идти и на фоне хорошей успеваемости. Наиболее легкая форма проявления школьного неблагополучия – тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в правильности собственного поведения. В более тяжелых случаях возможно возникновение школьного невроза, психогенной школьной дезадаптации10.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семье с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.
Полученные в исследовании данные и их анализ, позволяют утверждать, что при решении проблемы школьной дезадаптации наиболее эффективным методом будет являться комплексный, системный подход в ее решении.
Принцип комплексного подхода в данном случае заключается в следующем:
1) В диагностике важным является
комплексное изучение личности
ребенка, использование передовых
диагностических методик
2) Коррекционно-реабилитационная работа с дезадаптированными младшими школьниками должна строиться с учетом социального статуса, особенностей соматического, психического, речевого развития ребенка на основе результатов комплексного обследования. К сотрудничеству с психологом должны привлекаться учителя и родители. С ними психологи должны проводить постоянную просветительскую и консультативную работу, целью которой является адекватная оценка ребенка, его возможностей и оказание ему направленной, системной помощи на основе индивидуального подхода и выбора дифференцированных педагогических условий для его развития.
Важным моментом в организации системы коррекционного обучения является наблюдение в динамике за продвижением каждого ребенка.
3) Психолог и учителя должны
совместно осуществлять
Комплексный подход – наиболее эффективный путь в решении проблемы школьной дезадаптации.
Информация о работе Исследование причин дезадаптации младших школьников