Исследование экстрасенсорных способностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Большинство людей узнает на личном опыте, что представления об объектах внешнего мира возникают при помощи органов чувств. Научное знание объясняет, как это происходит: мы видим объект, поскольку свет отражается от него и: попадает в наши глаза. Личный опыт говорит нам также, что наши мысли остаются никому не известными, если они не выра¬жены с помощью речи или действия. Можно угадать мысли другого человека, однако лишь немногие рискнут утверждать, будто знают их так, как если бы этот человек думал вслух. Впрочем, встречаются и исключения. Нам кажется, что человек на сцене читает мысли и видит с завязанными глазами; однако подобные дей¬ствия относят к разряду фокусов, причем известно, что фокусник пользуется трюками.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…..………… 3
Глава I. Парапсихология – наука об экстрасенсорных способностях человека
1.1. Понятие и история парапсихологии ……………………………...…………….… 5
1.2. Попытки научного объяснения парапсихологии ……………………...……….. 16
Глава II. Исследование экстрасенсорных способностей человека
2.1. Энергетические механизмы экстрасенсорных способностей ……………….… 24
2.2. Анализ данных исследования экстрасенсорных способностей ……………..… 30
Заключение …………………………………………………………………………….… 35
Список литературы …………………………………………………………………….... 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Эксперименты заметно различаются по сложности; так, эксперимент может быть сравнительно простым, когда в нем участвуют, скажем, 4 человека, которые, собравшись под вечер, проводят и записывают 200 проб на угадывание карточных символов, однако эксперименты бывают и чрезвычайно сложными. И действительно, некоторые эксперименты по телепатии состояли из большого числа сеансов, причем условия менялись от сеанса к сеансу. В связи с экспериментами последнего типа необходимо особенно подчеркнуть 3 принципа, которые надо учитывать при их оценке.

1. Всякий эксперимент  следует оценивать только по  его собственным достоинствам. Нельзя  оправдывать ту или иную слабость  данного эксперимента на основании того, что она отсутствует в другом эксперименте, который в свою очередь может иметь какие-то слабости; если же он их не имеет, то первый эксперимент следует отбросить и делать заключения только на основе второго.

2. Эксперимент нельзя  считать окончательным доказательством ЭСВ, если в нем имеется дефект, позволяющий объяснить результат иными причинами. Процессы, исследуемые парапсихологией, и гипотетичны и а priori крайне маловероятны. Гораздо правдоподобней, что результат объясняется любой из известных причин, чем гипотетическим процессом, о котором идет речь.

Объяснение, основанное только на вполне реальных процессах и приводимое взамен экстрасенсорного восприятия, не следует отвергать по причине его сложности или кажущейся маловероятности.

3. Эксперимент следует оценивать по его слабейшему звену. Нехватку контроля в одном месте невозможно возместить избытком контроля в другом [Рильц, с. 275].

Мало у кого найдется достаточно времени, чтобы проверить все когда-либо проведенные эксперименты по ЭСВ. Надо произвести отбор и выделить те эксперименты, которые, по общему мнению, в наибольшей мере свидетельствуют о наличии ЭСВ. Несколько наиболее крупных исследователей в этой области сделали обзор литературы и отобрали нужные эксперименты, отбросив как те, планировка которых содержит слабости, так и те, результат которых можно объяснить причинами, не имеющими никакого отношения к ЭСВ.

Двое из наиболее известных американских парапсихологов, Джозеф Б. Райн, директор Института парапсихологии, а ранее директор Лаборатории парапсихологии при Университете Дьюка, и Джозеф Г. Прэтт, бывший ранее сотрудником этой лаборатории, подчеркивают, что не всякий эксперимент планируется с целью установить существование ЭСВ. Так, в своей самой последней книге, «Парапсихология. Авангард науки о разуме», они различают эксперименты, использующие поисковый метод, и эксперименты, которые используют методы, приводящие к окончательному решению.

Поисковые методы употребляются, говорят Райн и Прэтт, «в предположении, что окончательное решение потребует более осторожных экспериментов» [Крипнер-1, с. 105].

По их утверждению, «основная характеристика поисковой стадии научного исследования состоит в том, что здесь исследователю дозволительно вести поиск в широком диапазоне, дерзко идти вперед, вглядываясь во все, что может оказаться для него важным, и не отягощать себя чрезмерными предосторожностями.

Райн и Прэтт приводят четыре обязательных требования к окончательному эксперименту:

1.   Надежность измерений.

2. Достаточная экспериментальная защита от естественной сенсорной связи.

3. Тщательность записи. Здесь Райн  и Прэтт отмечают, что ответственность  за запись результатов должна быть разделена между двумя лицами, причем так, чтобы ни единая ошибка, сделанная одним из них, не осталась бы незамеченной.

4. Меры против обмана со стороны  самих экспериментаторов [Крипнер-1, с.107].

Доказательство существования ЭСВ должно, очевидно, базироваться на окончательных экспериментах; между тем лишь небольшая доля от общего числа всех экспериментов попадает в эту категорию, а среди самих парапсихологов нет согласия, какие эксперименты следует к ней отнести. На это указал Д. Ж. Фрейзер Никол, старший исследователь Американского общества психических исследований, на международном симпозиуме по экстрасенсорному восприятию, состоявшемся в 1955 году в Англии в Кембриджском университете.

Сравнив списки окончательных экспериментов, составленные разными авторами, Никол в заключение сказал:

«Совершенно ясно, что среди ведущих психоисследователей нет единого мнения о том, какие именно данные считать весомыми».

Нельзя упускать из виду ни один из факторов, могущих повлиять на результаты эксперимента.

Если кто-то из участников эксперимента имел хоть малейшую возможность повлиять на его результат неотмеченным в протоколе способом, то такую возможность следует рассмотреть полностью.

Необходимо открыто обсудить возможность подтасовки результата участниками путем мошенничества и трюков. Если этот результат мог быть получен с помощью трюка, то эксперимент нельзя считать удовлетворительным доказательством ЭСВ, независимо от того, сочтут ли в конечном итоге, что был использован обман или нет. Нас интересует здесь оценка самого эксперимента, а не заключение о попытках такого-то участника повлиять на результат. Конечно, может оказаться необходимым конкретно уличить участников в обмане. Но это уже дальнейший шаг. Напрашивается возражение, что всякий эксперимент можно забраковать, поскольку любой из его участников, включая самих исследователей, мог смошенничать, а мошенничество в отличие от ЭСВ – процесс вполне реальный. Следовательно, никакой отдельный эксперимент не может быть окончательным. Это, конечно, так, однако в ортодоксальной науке всякий, кто питает подозрение к тому или иному эксперименту, может его повторить и проверить его результаты. Все новые и новые повторения эксперимента по ЭСВ независимыми исследователями сделают обман или ошибку крайне маловероятными, и если при этом исходный результат подтвердится, то вероятность ЭСВ станет большей [Крипнер-2, с. 104].

Если сравнить основную проблему парапсихологии с некоторыми политическими или эстетическими проблемами, она покажется очень простой. Либо некоторые люди могут общаться путем экстрасенсорного восприятия, либо ЭСВ не существует и существовать не может, потому что не существует опорных процессов, необходимых для его проявления. Экспериментальная работа в своей значительной части не дала ясных доказательств существования ЭСВ, но были установлены по меньшей мере два факта: во-первых, испытуемые, отгадывая карточные символы, получали очки, которые невозможно приписать одной случайности, и, во-вторых, некоторые участники экспериментов по ЭСВ жульничали, чтобы получить высокие очки.

Первый факт неоспорим. И без статистического анализа ясно, что результаты, подобные тем, которые получили испытуемые, не могли бы возникнуть, если бы во время экспериментов происходило простое отгадывание. Второй факт, (эпизодическое мошенничество участников эксперимента) известен из признаний самих испытуемых. В двух первых крупнейших английских экспериментах с сёстрами Крири и с Блэкберном и Смитом в 1882 году в целом участвовало 8 испытуемых, и 7 из них признались в мошенничестве, а восьмой, если верить его партнеру, также мошенничал. Было бы удивительно, если бы в период между 1882 годом и до наших дней в парапсихологических исследованиях вдруг исчезли подобные попытки помочь естественному ходу событий. И действительно, внимательное изучение наиболее картинных парапсихологических находок неизбежно приводит к той или иной разновидности мошенничества, выступающей как альтернатива ЭСВ. Психоисследование считают изучением таинственных сил, но с таким же правом скептик может смотреть на него как на изучение способов, с помощью которых хитрецы вводят в заблуждение простодушных.

Жульничество в той или иной его форме – весьма распространенный вид человеческой деятельности. Исчезни оно, и современная жизнь освободилась бы от многих расходов и сложностей. Не было бы нужды в писанине, связанной с отчетностью и ревизиями, исчезли бы всякие билеты, счета, квитанции и накладные. Игры, экзамены, соревнования и множество других занятий такого же рода значительно упростились бы. С другой стороны, кажется логичным предположить, что обман имел место в малой части экспериментов по ЭСВ, поскольку исследователь старается обеспечить такие условия, при которых испытуемый не может жульничать, и это, как правило, ему удается. По-видимому, большинство экспериментаторов настолько верит в реальность ЭСВ, что не сомневается в том, что оно способно проявляться без посторонней помощи [Гордон, с. 378].

Эксперимент нельзя отнести к окончательным, если сама его схема не исключает хорошо известные источники экспериментальных ошибок. Если в процессе эксперимента был применен трюк, то результат скорее всего будет внушительным, а шансы против его случайного возникновения – огромными; если к тому же этот эксперимент относится к категории окончательных, то трюк будет единственной альтернативой ЭСВ. Таким образом, отбор окончательных экспериментов выявляет одновременно эксперименты, в которых использовался какой-нибудь нечестный прием.

Существует, однако, психологический критерий, который принял бы во внимание даже суд: это вопрос о побудительном мотиве. Зачем нужно людям устраивать сложные сговоры с единственной целью обмануть своих ближних? Прежде всего следует заметить, что история науки знает множество случаев подтасовки открытий и находок, мотивы которых неясны. Череп, найденный в 1912 году в Пилтдауне, который казался поначалу важным звеном в истории развития человека, доставил мистификатору массу хлопот и не принес никакой ощутимой выгоды.

Впрочем, у многих людей, выступающих как испытуемые в парапсихологических экспериментах, существует весьма явный побудительный мотив. Было время, когда говорили, что профессия медиума – вторая наиболее высокооплачиваемая профессия, открытая для женщин, а человека, кроме денег, может прельстить желание произвести впечатление или прославиться [Щедровицкий, с. 226].

Как ни старались философы просвещать ученых в методологии и логике их собственного предмета, влияние их оказывалось, как правило, небольшим. Основным методологическим принципом науки является самовоспроизведение. Он не был никем сформулирован, но обладает той же эмпирической основой и опирается на ту же логику, что и принцип естественного отбора в эволюции. Исследователи непрерывно сообщают о своих экспериментальных открытиях, которые для удобства можно разделить на верные и неверные. Верные выживают, ибо подтверждаются дальнейшими исследованиями. Неверные забываются, ибо не могут быть подтверждены. Наука развивается путём естественного отбора. Новые результаты становятся мишенью для критики; новый результат должен быть подтверждён критиками в их же собственных экспериментальных условиях, при этом очень скоро становится ясным, нужно его опровергать, или нет [Рузавин, с. 251].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе нами рассмотрено вопрос изучения экстрасенсорных способностей человека. Для этой цели была проанализирована литература по данному вопросу. В своей работы мы опирались на работы отечественных и зарубежных психологов и парапсихологов: Г.Г. Копылова «Эзотерика, наука, экстросенсорика: как можно обойтись без лженаук», «О мифе научной истины», Ч. Хэнзела «Парапсихология», С. Гордона «Энциклопедия паранормальных явлений», Роджера Смита «История психологии», В.М. Кандыбы «Сверхвозможности человека», С. Крипнера «Состояние парапсихологических исследований в США» и других.

В ходе работы нами было дано определение понятию парапсихология и рассмотрены основные виды экстрасенсорных способностей человека.

Парапсихология – это научная дисциплина, изучающая взаимодействия человека с внешним миром, не вписывающиеся в общепринятую картину мира. Парапсихология имеет свою историю, уходящую корнями в глубь веков. Эту историю принято делить на ряд периодов – древний и ранний (XIII – XVIII вв.), средний (примерно от 1850  до 1950) и современный период.

В парапсихологии рассматриваются феномены различного порядка. Их можно разделить на две группы:

1. Получение потусторонней информации способом, не имеющим ничего общего с обычным чувственным восприятием, что известно под названием «сверхчувственное восприятие» (СВ). Формы СВ, в свою очередь, можно также, с некоторыми погрешностями в описании, классифицировать:

а) ясновидение, или парагнозия: основано на получении сверхчувственной информации о реальном мире;

б) телепатия: заключается в способности передавать мысли на расстоянии или читать чужие мысли, а также получать информацию о внутренних процессах и состоянии организма другого человека с помощью СВ;

в) прорицание: предвидение будущего. Причем, если предыдущие формы родственны между собой и отличаются лишь источником получения информации, то прорицательское СВ дает нам представление о новом измерении: в определенных случаях с его помощью можно преодолеть барьер времени. Складывается впечатление, что наделенные уникальными способностями личности могут получать информацию, не пользуясь органами чувств или дедуктивным мышлением.

2. Способность вызывать  объективно регистрируемые действия в окружающем нас реальном мире без использования каких-либо известных физических сил. Имеются свидетельства о невероятных достижениях подобного рода: о передвижении предметов на расстояние (телекинез, психокинез), преодолении земного притяжения (левитация, или парение в воздухе), о так называемом изменении плотности тел, или материализации, о различного рода преобразованиях энергии (изменении температуры, акустических или электромагнитных эффектах, которые невозможно объяснить с помощью известных нам законов физики). Очередной сенсацией явились факты воздействия на химические реакции и биологические процессы, изменение в которых вызывалось исключительно путем психической концентрации.

Исследование феноменов парапсихологии пока так и не привело к конечным выводам об их природе и механизмах. Однако оно способствовало познанию психологических закономерностей гипноза, идеомоторных актов, восприятия субсенсорного, памяти феноменальной, способностей вычислительных, и пр.

Явления, о коих говорит парапсихологии, поныне дискуссионны и вызывают скептическое отношение многих психологов; они, не отрицая целесообразности продолжения экспериментального изучения, выступают против научно не аргументированных утверждений и сенсационных заявлений отдельных парапсихологов.

Информация о работе Исследование экстрасенсорных способностей человека