Исследование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать особенности проявления эмоций и чувств у детей младшего школьного возраста, занимающихся хореографией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме.
2. Подобрать методики для исследования, провести исследование по этим методикам.
3. Провести анализ результатов исследования.
4. Сделать выводы по результатам исследования.

Содержание

Введение 3
1.1. Эмоционально-волевая сфера личности
младшего школьника 4
1.2. Значение занятий искусствами для
развития эмоционально-волевой сферы 10
Экспериментальное исследование
эмоций и чувств у детей младшего школьного
возраста на занятиях хореографией
2.1. База исследования и выборка испытуемых 13
2.2. Экспериментальные методики 13
2.3. Результаты исследования 14
III. Рекомендации 20
IV. Вывод 21
V. Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Исследование эмоционально-волевой сферы детей...doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

     Результаты  проведённой методики показывают, что  большинство детей лучше запоминают положительно окрашенные слова. Можно также предположить, что это связано с общим позитивным восприятием жизни, с положительной мотивацией к учёбе. Также следует учитывать и некоторый приобретённый опыт детей, т.к. встретившиеся в данной методике положительно окрашенные слова часто произносятся взрослыми с одобрительной, благожелательной интонацией, и такое эмоциональное запоминание скорее всего является условным рефлексом.

     Трое  детей запомнили отрицательно окрашенных слов больше, чем положительно окрашенных, связанных с чувством неудовлетворения. Значит, эти дети быстрее запечатлевают в памяти слова с негативной окраской. Но с уверенностью утверждать, что эти испытуемые являются пессимистами, мы не можем, данная методика имеет целью другой аспект - оказывают ли эмоции влияние на запоминание, если да, то какие оказывают большее влияние.

      Среди записанных испытуемыми слов меньше всего было нейтрально окрашенных. Это позволяет нам говорить о влиянии эмоций на запоминание, потому что при участии эмоций слова становятся значимыми для человека, приобретают личностный смысл. Итак, мы получили, что эмоции стимулируют процесс запоминания и большую роль при этом играют положительные эмоции, связанные с чувством удовлетворения.

По  опросникам «Шкала одиночества» и

«Личностная шкала проявлений тревожности»

      № п/п Ф.И.О. Шкала одиночества Личностная  шкала тревожности
      1 Капустина Веста 8 6
      2 Абросичкина Саша 10 15
      3 Пикалова Ирина 6 13
      4 Штукарёва Ирина 17 17
      5 Коршунова Соня 19 19
      6 Овчухова Юля 20 21
      7 Долгошеева  Таня 8 5
      8 Попова Ирина 7 7
      9 Копылова Саша 12 10
      10 Мачнева Ангелина 11 9
      11 Архангельская Алина 10 7
      12 Околелов Женя 16 12
      13 Ищенко Наташа 16 16
      14 Сошнина Саша 11 10
      15 Кукина Кристина 10 8
      16 Задумина Полина 12 14
      17 Пантелеева  Алина 11 16

      Сразу отметим, что практически у всех испытуемых низкий уровень одиночества (по шкале – от 0 до 20 баллов). Самый низкий уровень одиночества у четверых детей, по их словам, они не помнят, чтобы когда-то чувствовали себя очень одиноко. Им в равной степени комфортно и в обществе, и в уединении, они не испытывают отрицания группы.

     Трое  детей – а это Штукарёва, Овчухова и Коршунова, отличающиеся малоактивностью на занятиях по результатам 1-й методики, показали наиболее высокий из всей группы уровень одиночества. Их ответы на вопросы данной методики выявили, что эти девочки не находят понимания среди членов группы, им часто бывает некому высказать свои переживания. Они скучают без компании, но в то же время не могут быть раскрепощёнными в своей группе, и общаются преимущественно друг с другом.

     Остальные дети имеют низкий уровень одиночества, у них есть друзья и компании, но время от времени, хотя и достаточно редко, бывают ситуации, когда они испытывают чувство одиночества.

 Из диаграммы видно, что уровень тревожности в группе неодинаков, и снова отмечаем трёх девочек – Овчухову Ю., Коршунову С. и Штукарёву И. как испытуемых с наиболее высоким уровнем тревожности, по шкале их уровень тревожности оценивается как «средний с тенденцией к завышению». У остальных детей тревожность как компонент эмоционально-волевой сферы выражена слабее, самый низкий уровень тревожности в группе – у Капустиной В., Долгошеевой Т., Поповой И., Архангельской А.

      Результаты 3-х методик заставляют нас обратить внимание на следующие совпадения: те дети, у кого эмоциональное возбуждение на уроке в норме или чуть выше нормы, что типично для хореографов, а также хорошее настроение и интерес к занятиям, имеют низкий уровень тревожности и одиночества. Их эмоциональные реакции (в основном положительные) отличаются разнообразием, есть склонность к подражанию, актёрству. Спокойно переносят трудности изучения технически сложных движений.

     Дети, демонстрирующие слабую физическую готовность к занятию, нежелание  работать, лень и негативные эмоции, обладают высоким по сравнению с остальными детьми уровнем личностной тревожности и одиночества. Можно предположить, что длительный эмоциональный настрой этих детей также имеет негативную окраску, радостные проявления бывают, но не сохраняются долго. Вследствие мышечных зажимов в некоторых участках тела происходит сдерживание эмоциональных проявлений, что не способствует обогащению эмоционально-волевой сферы. им психологически тяжело напрягаться и сосредоточиваться во время выполнения сложного движения. Как правило, они немного справляются, когда стоят позади других детей и у них есть возможность «списать» движение. В сольных же упражнениях они терпят неудачу. 

III. Рекомендации

     Занятия хореографией способствуют обогащению и развитию эмоционально-волевой сферы развития ребёнка. Высокая моторно-двигательная активность в сочетании с восприятием музыки и подчинённая определённым правилам хореографического искусства сопровождается широким спектром эмоций. Большинство детей из группы не имеют нарушений эмоционально-волевой сферы, и занятия приносят им моральное удовлетворение и положительные эмоции.

     Дети, у которых было выявлено преобладание пониженного настроения и тонуса, имеющие выраженные признаки лени, нуждаются в психологической помощи. Родителям таких детей целесообразно провести разговор с детьми об их настроениях, вкусах, предпочтениях, отношении к занятиям хореографией, обязательно положительно замотивировать ребёнка, желательно на длительный срок.

      Борьба  с ленью в таком случае должна быть общенаправленной, т.е. не только на хореографию. Если ребёнок имеет стойкое отвращение к данному предмету, следует подумать о продолжении либо прекращении занятий в школе искусств.

Но вероятнее  всего, основная проблема не в предмете и не в преподавателе, а в отношении ребёнка к деятельности, в мере его ответственности за свои успехи или неуспехи. 

VI. Вывод

     В данной работе была рассмотрена специфика эмоционально-волевой сферы у детей 9-10летнего возраста, занимающихся хореографией.

     В результате экспериментального исследования эмоций и чувств по нескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы у детей с нормальным психическим развитием.

     Особенностью  эмоциональной сферы младшего школьника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с тем эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.

     Между внешним проявлением эмоциональной  сферы, уровнем тревожности и  наличием чувства одиночества существует зависимость:

     дети, имеющие положительный эмоциональный  настрой и нормальную работоспособность, отличаются низким уровнем тревожности  и не страдают от одиночества. Обратная ситуация с детьми, проявляющими негативное настроение и слабую работоспособность – их уровень тревожности и одиночества достаточно высок. 

V. Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.П.-М.: Педагогика, 1962 год.
  2. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
  3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
  4. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.
  5. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психологии, 1974г.
  6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.
  7. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -Пер. с польск. М.:Прогресс, 1979 .
  8. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1961г.
  9. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.126-128.
 
 

VI. Приложения

2.2.1. Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением

Методика опубликована в книге: Практические занятия по психологии / Под ред. А. Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1977. Шкала оценки внешних признаков  эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.

Поведение

Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность.......................1

Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т. п.)......................................................................2

Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования.....................................................................................3

Частая смена  настроений, раздражительность......................................................................4

Мимика, пантомимика

Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты.......................................................1

Мимика и пантомимика  не отличаются от обычных...........................................................2

В мимике проявляется  некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре..........................................................................3

Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция..............................................................4

Движения

Движения замедленные, вялые.....................................................................................................1

Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно...........................................................2

Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет........................3

Приложение           491

Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними  усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела............................................4

Статические позы

Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения..................1

Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами................................2

Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене.........................3

Позы неудобные, частая их смена..............................................................................................4

Речь

Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос.............................................1

Обычная речь.....................................................................................................................................2

Речь более  учащенная, более громкая или  более выразительная, чем обычно...........3

Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса.......................................................................................................................................4

Вегетативные  сдвиги Пульс и дыхание обычные  или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их..............................................................................................1

Пульс и дыхание  обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный..........2

Пульс несколько  учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание  чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный  или несколько повышен.........................................................................................................................................3

Информация о работе Исследование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии