Исследование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать особенности проявления эмоций и чувств у детей младшего школьного возраста, занимающихся хореографией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме.
2. Подобрать методики для исследования, провести исследование по этим методикам.
3. Провести анализ результатов исследования.
4. Сделать выводы по результатам исследования.

Содержание

Введение 3
1.1. Эмоционально-волевая сфера личности
младшего школьника 4
1.2. Значение занятий искусствами для
развития эмоционально-волевой сферы 10
Экспериментальное исследование
эмоций и чувств у детей младшего школьного
возраста на занятиях хореографией
2.1. База исследования и выборка испытуемых 13
2.2. Экспериментальные методики 13
2.3. Результаты исследования 14
III. Рекомендации 20
IV. Вывод 21
V. Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Исследование эмоционально-волевой сферы детей...doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

     Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств. 

1.2. Значение занятий  искусствами

для развития эмоционально-волевой  сферы

     Одной из важных задач сегодняшнего дня  является подготовка детей к жизни, воспитание как личности. Ребенок  не готовится жить – он живет, и каким он вырастет – во многом зависит от окружающей его эстетической среды. Ребенку от природы даны эстетические интересы и очень важно их поддержать, сделать так, чтобы с годами огонек разгорался ярче и ярче. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Эстетическое воспитание детей средствами искусства всегда было актуальной проблемой. Значение его неизмеримо возросло в современных условиях развития общества, когда воспитательная система во многом разрушена, когда продолжается девальвация нравственных ценностей. Эстетическое воспитание средствами искусства способствует формированию идеалов, делает человека душевно чутким к другим людям, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы; формирует направленность интересов; вырабатывает иммунитет к уродливым проявлениям действительности; развивает способность творить по законам красоты; порождает высокие эстетические и нравственные запросы; пробуждает потенциальные возможности каждого человека, о которых он часто и не подозревает.

     Практические  наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства – живопись, скульптура, музыка, хореография и др., пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка. Хореография – искусство, любимое детьми. Умение чувствовать, понимать музыку и красиво двигаться – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются физически, интеллектуально и эмоционально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность. Одно время в стране наблюдался общий спад интереса к хореографическому творчеству, но этот этап удалось преодолеть, и сегодня танец «на подъеме».

     Открыто немало танцевальных студий, школ и ансамблей, регулярно проводятся всевозможные фестивали, конкурсы. Детей, желающих научиться танцевать, становится все больше благодаря тому, что хореография позволяет ребенку выделиться из толпы, поверить в свои силы, поднять самооценку. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей республике, но и за ее пределами. Телевидение (канал «Культура») иногда показывает детскую самодеятельность, знакомит с детскими танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека.

     Это предположение и определило тему нашего исследования: «Исследование эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ  И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ.

2.1. База исследования и выборка испытуемых.

Базой проводимого нами исследования явилась Детская школа искусств №6 г. Липецка, а испытуемыми были учащиеся 3-го класса хореографического отделения. В общеобразовательной школе они также учатся в 3-м классе.

Количество испытуемых: 17 человек, из них 16 девочек и 1 мальчик.

Возраст детей: 9-10 лет.

Исследование  проводилось в 2 этапа в течение 2-х недель во время перерыва между уроками классического танца.

    1. Экспериментальные методики, направленные на достижение цели исследования

      (подробное  описание каждой методики см. Приложения)

  1. Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением. Даёт возможность по 6-ти параметрам получить общую картину эмоционального возбуждения. Также метод наблюдения более информативен, чем опросник, имеющий ограниченный круг утверждений или вопросов.
  2. Методика «Эмоциональная память». Позволяет выявить влияние разных эмоций на запоминание и связь между эмоциональными и мнемическими процессами.
  3. Методика «Шкала одиночества». Помимо диагностики одиночества, позволяет увидеть общий эмоциональный фон испытуемого.
  4. Методика «Личностная шкала тревожности». Имеет важное значение для диагностики эмоционально-волевой сферы, при использовании в комплексе методик даёт возможность выявить нарушения в данной сфере, может служить важным показателем при профотборе.
 

2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПО ПРОВЕДЁННЫМ МЕТОДИКАМ

Методика  наблюдения за эмоциональным возбуждением

№ п/п Ф.И.О. Пове-дение Мимика, панто-мимика Движе-ния Стати-ческие позы Речь Вегета-тика Сумма баллов Ʃ
1 Капустина Веста 2 2 3 2 2 3 14
2 Абросичкина Саша 2 3 3 2 3 3 16
3 Пикалова Ирина 2 3 3 2 2 2 14
4 Штукарёва Ирина 1 1 1 1 2 1 7
5 Коршунова Соня 1 2 1 1 2 1 8
6 Овчухова Юля 1 1 1 1 2 1 7
7 Долгошеева  Таня 2 2 3 2 2 3 14
8 Попова Ирина 3 3 3 2 3 3 17
9 Копылова Саша 2 3 3 2 3 2 15
10 Мачнева Ангелина 2 2 3 2 1 2 12
11 Архангельская Алина 2 3 2 2 3 2 14
12 Околелов Женя 2 3 1 2 2 2 12
13 Ищенко Наташа 2 1 2 1 1 2 9
14 Сошнина Саша 2 2 3 2 2 2 13
15 Кукина Кристина 2 2 3 2 3 2 14
16 Задумина Полина 3 3 3 2 3 2 16
17 Пантелеева Алина 2 2 2 2 2 2 12
 

     Из  таблицы видно, что ни у кого из детей не зафиксировано состояние «предстартовой лихорадки», что и понятно, потому что исследование проводилось в привычных для детей условиях, во время обычного урока и на перемене. Большинство детей находится в нормальном эмоциональном состоянии, соответствующем спокойной обстановке, тем не менее они готовы к длительному мышечному напряжению, практически все постоянно держат «хореографическую осанку». Они пребывают в хорошем самочувствии, взгляд спокойный с фиксацией на тех предметах, которые имеют отношение к занятию.

     Четверо испытуемых (Попова И., Абросичкина С., Задумина П., Копылова С.) набрали суммарный балл в интервале 15-17 баллов, что говорит об их повышенном уровне эмоционального возбуждения, являющихся оптимальным для многих спортсменов и хореографов. Внешне это проявляется в разнообразии движений, пластичных позах, оживлённости речи, лёгкому покраснению щёк; преобладают эмоции интереса, радости от правильного выполнения движений. Примечательно, что именно эти дети наиболее точно выполняют указания педагога-хореографа, отличаются высокой успеваемостью.

      Самый низкий уровень эмоционального возбуждения – у трёх испытуемых (Штукарёва И., Коршунова С., Овчухова Ю.). Эти дети отличаются вялостью движений, отсутствием достаточного для занятий мышечного напряжения, закрытыми статическими позами, слабо выраженной мимикой, пантомимикой с преобладанием эмоций уныния, недовольства, но нормальным уровнем оживлённости речи. У Коршуновой и Овчуховой наблюдается отсутствие желания работать на уроке, что безусловно является уязвимым местом их волевой сферы, вследствие отставания от других детей по программе их лень всё более усугубляется, и при первой возможности не делать какое-либо трудное движение эти девочки стараются выйти из танцевального зала, сказаться больными и т.п. У Штукарёвой И. лень не проявляется так явно, как у двух предыдущих девочек, но она ведёт себя пассивно, часто отвлекается, смотрит в окно во время выполнения медленных комбинаций.

      Также было замечено, с каким настроением  дети приходят на занятие и с каким  уходят с урока. Большинство детей до начала урока пребывают в состоянии сосредоточенной активности, сконцентрированного на усвоении нового материала внимания. После занятия они чувствуют физическую усталость, но у них преобладает эмоция радости. Несколько детей, имеющих недостаточный «рабочий настрой» и активность, меньше устают физически в ходе урока, но не получают эмоционального удовлетворения от занятий. 

    Методика "Эмоциональная память"

     В таблице отражено количество запомненных  детьми слов с эмоциональной окраской и без неё.

      № п/п Ф.И.О. Удовл. + Неудовл. - Нейтральн. 0
      1 Капустина Веста 5 4 4
      2 Абросичкина Саша 6 6 4
      3 Пикалова Ирина 4 4 3
      4 Штукарёва Ирина 3 3 3
      5 Коршунова Соня 4 3 3
      6 Овчухова Юля 4 4 3
      7 Долгошеева  Таня 3 3 2
      8 Попова Ирина 4 5 4
      9 Копылова Саша 6 5 3
      10 Мачнева Ангелина 4 4 4
      11 Архангельская Алина 6 4 3
      12 Околелов Женя 4 3 2
      13 Ищенко Наташа 5 4 3
      14 Сошнина Саша 4 3 3
      15 Кукина Кристина 5 4 4
      16 Задумина Полина 5 4 3
      17 Пантелеева  Алина 4 4 3

Информация о работе Исследование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии