Исследование эмоциональных состояний в психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является анализ эмоциональных состояний.
Из поставленной цели можно вывести следующие задачи:
1. Дать определение эмоций;
2. Рассмотреть их характеристики и классификации;
3. Рассмотреть природу эмоциональных состояний.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение эмоций человека 3
1.1 Определение эмоций 3
1.2 Виды эмоций и их общая характеристика 3
1.3 Классификация эмоциональных состояний 3
1.3 Физиологические основы эмоциональных состояний 3
Глава 2 Анализ деструктивных эмоциональных состояний.
2.1 Аффекты 3
2.2 Стресс 3
2.3 Фрустрация 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ321.docx

— 118.19 Кб (Скачать файл)

Это состояние  характеризуется повышенной физиологической  и психической активностью. При  этом одной из главных характеристик  стресса является его крайняя  неустойчивость. При благоприятных  условиях это состояние может  трансформироваться в оптимальное  состояние, а при неблагоприятных  условиях — в состояние нервно-эмоциональной  напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности  функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Под стрессом понимают неспецифический ответ  организма на предъявляемые ему  внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Г. Селье. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного  рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для  каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным  реагированием вне зависимости  от того, какой раздражитель действует  на организм. При этом в промежутке между воздействием и ответом  организма развертываются определенные процессы. Эти процессы были описаны  в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса  характерны для любого адаптационного процесса. В частности, они включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и  мобилизации), период максимально эффективной  адаптации (фаза резистенции) и нарушение  адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации).

В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При  этом организм функционирует с большим  напряжением. Однако на данном этапе  он еще справляется с нагрузкой  с помощью поверхностной, пли  функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация  проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов  хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или  селезенки и т. д. У большинства  людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой резистен-ции (стабилизации), или максимально эффективной  адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных  резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма  на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или  воздействующие стрессоры чрезвычайно  интенсивны, то неизбежно наступает  третья фаза — фаза истощения. Поскольку  функциональные резервы исчерпаны  на первой и второй фазах, в организме  происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Отметим, что  не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к  стрессу, он возникает лишь тогда, когда  влияние стрессора (непривычного для  человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит  обычные приспособительные возможности  индивида. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма. Например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым  условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться  как отрицательное явление, поскольку  лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние  как па общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при умеренном  стрессе отмечается позитивное изменение  таких психических характеристик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как  целостное явление, должен рассматриваться  в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к  демобилизации систем организма. Это  крайне отрицательное проявление стресса  в научной литературе получило название дистресса. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как  реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание  о ней.

Многоаспектность  явления стресса у человека столь  велика, что потребовалось осуществить  разработку целой типологии его  проявлений. В настоящее время  принято разделять стресс на два  основных вида: системный (физиологический) и психический.

Психический стресс условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений.

Принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической  сфере, в том числе изменения  протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация  мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Однако подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный  весьма условно. Данная классификация  исходит из основных характеристик  факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить  информационные и эмоциональны стрессоры  и определить, какие из стрессоров являются ведущим. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные  стрессоры неразделимы, поскольку  формирование чувств всегда связано  с переработкой информации. Очень  часто в результате ошибочной  оценки ситуации у человека возникает  чувство обиды или гнева. В  свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким  эмоциональным возбуждением и определенными  чувствами. Возникающие при этом чувства могут встречаться и  в других ситуациях, не связанных  с переработкой информации. В большинстве  работ психический и эмоциональный  виды стресса отождествляются. [8]

Представленные  характеристики видов эмоциональных  состояний являются достаточно общими. Каждый из перечисленных видов имеет  свои подвиды, которые будут различаться  по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

 

1.3 Классификация эмоциональных состояний

 

Говоря о  классификации эмоциональных состояний, отметим тот факт, что неоднократно предпринимались попытки выделить общие для всех эмоциональных  состояний признаки. Одна из таких  попыток принадлежит В. Вундту. По мнению Вундта, всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных  направления, исключающих друг друга. Эту систему координат можно  представить графически (рис. 1). Она  характеризует знак эмоций, степень  возбуждения и напряжения, но данный подход уже не соответствует информации, накопленной в процессе исследования эмоций. Например, в системе координат, предложенной В. Вундтом, отсутствует  такая характеристика, как длительность эмоциональной реакции. [8]

Любая эмоция как эмоциональное переживание  обязательно предполагает участие  простых чувств: удовольствия –  неудовольствия, возбуждения – успокоения. В соответствии с этим, эмоции могут  быть подразделены на четыре группы: приятные эмоции – возбуждение и успокоение и неприятные эмоции – возбуждения и успокоения.

 

Рис. 1. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту).

 

Но это  весьма общая классификация, нуждающаяся  в последующей дифференциации. [8]

В области  классификации эмоций особого внимания заслуживают опыты Мак – Дугалла, В. Штерна и Шнайдера.

В основе классификации  эмоций Мак – Дугалла лежат  инстинкты; соответственно, существует столько же групп эмоций, сколько  инстинктов. При этом Мак – Дугалл исходит из своего принципиального  соображения о том, что эмоции имеют инстинктивную основу, являясь  не чем иным, как аффективным проявлением  инстинктивного процесса. Сагласно Мак  – Дугаллу имеются:

1. Инстинкт  самозащиты  -  эмоция страха

2. Инстинкт  агрессии   -  эмоция гнева

3. Инстинкт  отвержения  -  эмоция отвращения

4. Инстинкт  родительский  -  эмоция нежности

5. Инстинкт  зависимости  -  эмоция беспомощности

6. Инстинкт  размножения  -  эмоция сексуальности

7. Инстинкт  любопытства  -  эмоция удивления

8. Инстинкт  подчинения  -  эмоция покорности

9. Инстинкт  самоутверждения -  эмоция гордости

10. Инстинкт  социальный  -  эмоция одиночества

11. Инстинкт  охоты   -  эмоция аппетита

12. Инстинкт  собственности  -  эмоция обладания

13. Инстинкт  строительства  -  эмоция творчества

14. Инстинкт  смеха   -  эмоция радости

Просмотрев данную классификацию, нетрудно заметить, что здесь в  некоторых случаях инстинктом именуется  то, что ни в коем случае не является таковым; точно также эмоцией  названо то, что не может считаться  эмоцией. Это объясняется ошибочностью исходной позиции классификации  Мак-Дугалла. Человек — социальное существо, поэтому его эмоциональная  жизнь, столь тесно связанная  с социальным развитием, не может  быть сведена к инстинктам, ведь это означает полное отрицание какой-либо возможности ее развития. Следуя точке  зрения Мак-Дугалла, выходит, что эмоции человека, подобно его инстинктам, даны раз и навсегда и изменить их невозможно.

Классификация В. Штерна имеет  менее принципиальный характер. Она  исходит из соображения, что эмоция — это состояние целостной  личности, а потому должна быть изучена  в связи с целостным протеканием  жизни личности, где особое значение имеет время: жизнь человека протекает  в настоящем, но включает и его  прошлое, и будущее. В соответствии с этим чувства могут быть разделены  на три группы:

1. Чувства настоящего, в  которые входят: настроение, аффект, чувства, направляющие собственное  повседневное поведение, и чувственный  тон переживаний. 

2. Чувства, направленные  на будущее. Таковыми являются  потребность как чувство, предчувствие  будущего, ожидание, страх, надежда. 

3. Чувства, направленные  на прошлое. Положительные: чувство  близости (любовь, верность, патриотизм); отрицательные: печаль, чувство зависимости. 

Для классификации более  пригодным основанием является не время, а объективное обстоятельство, в  связи с которым возникает  чувство. В этом смысле заслуживает  внимания классификация Курта Шнайдера. Как справедливо отмечает Шнайдер, всякая эмоция непременно касается чего-то, имея характер реакции. Это нечто  может быть трех видов: состояние, сам  субъект или некто другой. Отсюда три вида эмоций:

А. Эмоции состояния:

а) приятные — радость, удовольствие, веселье, счастье, спокойствие, уверенность, довольство;

б) неприятные — печаль, тоска, страх, апатия, грусть, огорчение, беспомощность, ностальгия по Родине, отчаяние, тревога, содрогание, обида, гнев, злость, зависть, ревность, недовольство, пустота.

Б. Эмоции, направленные на себя:

а) приятные — сила, гордость, самолюбование, защита собственного достоинства, упрямство, чувство собственного превосходства;

б) неприятные — смущение, чувство вины, сожаление, стыд, сдержанность, скромность.

В. Эмоции, направленные на других:

а) приятные — любовь, симпатия, доверие, сочувствие, уважение, интерес, одобрение, благодарность, благорасположение, преклонение, восторг;

б) неприятные — ненависть, отвращение, недоверие, игнорирование, вражда, унижение, недовольство, возмущение.

Кроме этих чувств, существуют эмоциональные переживания, включающие в себя как приятные, так и неприятные элементы: например, грусть, отказ и  др.

В целом, удовлетворительной классификации эмоций не существует до сих пор. Это объясняется недостаточной  изученностью самой природы эмоций. Классификация Шнайдера практически  более пригодна, чем другие. [15]

 

1.4 Физиологические основы эмоциональных  состояний 

 

Как и все  психические процессы, эмоциональные состояния – результат деятельности мозга. Возникновение их вызвано изменениями, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, побуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для эмоций, имеют своей основой как сложные безусловные, так и условные рефлексы. Известно, что системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий. А сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. Переживание чувств человеком всегда результат совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Информация о работе Исследование эмоциональных состояний в психологической науке