Исследование эмоциональных состояний в психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является анализ эмоциональных состояний.
Из поставленной цели можно вывести следующие задачи:
1. Дать определение эмоций;
2. Рассмотреть их характеристики и классификации;
3. Рассмотреть природу эмоциональных состояний.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение эмоций человека 3
1.1 Определение эмоций 3
1.2 Виды эмоций и их общая характеристика 3
1.3 Классификация эмоциональных состояний 3
1.3 Физиологические основы эмоциональных состояний 3
Глава 2 Анализ деструктивных эмоциональных состояний.
2.1 Аффекты 3
2.2 Стресс 3
2.3 Фрустрация 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ321.docx

— 118.19 Кб (Скачать файл)

Стресс не всегда результат повреждения. Стрессорный  эффект стрессора зависит только от  интенсивности требований к  приспособительной способности  организма. Любая нормальная деятельность – игра в шахматы и даже ходьба – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный  или неприятный стресс называют “дистресс”.

Слово стресс пришло в английский язык из старофранцузского  и средневекового английского и  вначале произносилось как дистресс. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания”. Теперь слова эти имеют различное  значение, несмотря на общность происхождения. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной.

 

 

Заключение.

Можно ли жить без стресса? Нет, без стресса  жить невозможно и даже вредно. Значительно  труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и  через час-другой попросту забыть или  вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам  бы хотелось) стрессор – враг, наносящий  страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс дезорганизует  деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают  отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и  на физическое здоровье человека. Они  представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного  тракта.

Одним из факторов стресса является эмоциональная  напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной  системы человека. К примеру, при  экспериментальных исследованиях  в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся  в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Каждый человек  по-разному реагирует на внешний  стрессор. В этом проявляется его  индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом  связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий. [21]

 

 

2.3 Фрустрация

 

Фрустрация (лат. frustration-обман в ожидании, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегося ему непреодолимым) препятствия на пути к цели. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая тенденция проявляется в чувстве безысходности, крушения надежд, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам.

Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется  в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто  под фрустрацией понимают форму  эмоционального стресса. В одних  работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других ~ психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование  между поведенческим процессом  и результатом, т. е. поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой  стремится, а даже наоборот, может  прийти к совершенно противоположному результату. Существенные для адаптации  фрустрирующие ситуации обычно связаны  с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены  в той или иной ситуации. Как  вы уже знаете, потребность —  это состояние индивида, создаваемое  испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации  наиболее значимых из них. П. В. Симонов, например, выделяет биологические, социальные и идеальные[14]. А. Маслоу утверждает, что существует определенная иерархия потребностей, где к числу высших относятся социальные потребности.[23] Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихического конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск. Сколь часто фрустрация «навещает» человека, зависит от него самого. У каждого индивида свой порог фрустрации. Который определяется его общей эмоциональностью, значимостью для него текущей ситуации, а также убеждениями, установками, принципами и отношением к жизни.

При этом подобные преграды могут существовать лишь в  поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой  агрессии как некий "запускающий" механизм, практически неизбежно  приводящий индивида к проявлениям  агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно  рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему "стимул — реакция", то во всяком случае существенно  замедляющего деятельностный "отклик" на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие "фрустрация" в рамках современной психологической  науки нередко рассматривается  как разновидность стресса, а  порой — как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что  состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться  как лишь частично "покрывающее" в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной  и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес  здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений  и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно  к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к  фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию и фрустрационные последствия .

 

Различают следующие  типы реакций в ситуации фрустрации.

1) Агрессивность  – самый распространенный тип  реакции. Адекватная реакция на  появление препятствия состоит  в том, чтобы преодолеть или  обойти его, если это возможно. Агрессия – по сути является  атакой либо непосредственно  на фрустрирующее препятствие,  либо на объект (предмет), выступающий  в виде замещения (что попало "под горячую руку"). Агрессия  – это нападение (или желание  напасть) по собственной инициативе  с помощью захвата. Это состояние  ярко может быть выражено в  драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого  недоброжелательства и озлобленности.  Типичное состояние при агрессии  – острое, часто аффективное переживание  гнева, импульсивная беспорядочная  активность, злостность и т.д.  потеря самоконтроля, гнев, неоправданные  агрессивные действия..

Способствуют  возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

2) Отступление  и уход – в некоторых случаях  человек реагирует на фрустрацию  уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто,  если только он не замыкается  в себе и не замышляет ничего  плохого. Отступление обычно сопровождается  какой-либо компенсацией. Оно может  быть физическим (ретировка перед  лицом сильного противника) или  психологическим (признание человеком  своей неправоты): а) сдерживание  – осознанное отступление; б)  подавление – неосознанное отступление  (когда между противоположными  тенденциями возникает острый  конфликт). Часто человек "уходит" от проблем, используя определенные  стратегии психологических защит,  наиболее продуктивными из которых  являются:

    • сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами (секс -- в творчестве, агрессия -- в спорте);
    • рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения (особенно неосознанного, необъяснимого);
    • фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы (человек уходит в мир грез, мечтаний, сновидений);

3) Регрессия  – трудная задача заменяется  более легкой. Регрессия – это  возврат к шаблону (поведению), который сформировался значительно  раньше (возможно, в детстве) и  что когда-то позволяло удовлетворить  потребности и испытать удовольствие. Регрессия – возвращение к  более примитивным. А нередко  инфантильным формам поведения.  А так же понижение под влиянием  фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия  не обязательно является результатом  фрустрации.

Фрустрация  – расстройство планов, уничтожение  замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой  терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности  достичь поставленную цель - реализовать  мотив.

Розенцвейг: фрустрация – имеет место в  тех случаях, когда организм встречает  более или менее непреодолимые  препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Браун, Фарбер: фрустрация – результата таких условий, при которых ожидаемая реакция  или предупреждается, или затормаживается. . Майер считает, что поведение животного и человека зависит от двух потенциалов:

1) репертуар  поведения, определенный наследственностью,  условиями развития и жизненным  опытом;

2) избирательные  или отборочные механизмы, которые  делятся на действующие при  мотивированной деятельности и  возникающие при фрустрации.

При фрустрации нецеленаправленное поведение отличается чертами деструктивности, ригидности незрелости. Фрустрацию нельзя считать  не мотивированной. Психические состояния  вызываемые фрустратором несомненно зависят  от его типа. [24]

Розенцвейг  выделил три типа ситуаций-фрустраторов:

1) лишения,  т.е. отсутствие необходимых средств  достижения цели или удовлетворения  потребности (внешнее лишение:  человек голоден, а пищи достать  не может, внутреннее лишение  – человек чувствует влечение  к женщине и вместе с тем  сознает, что сам настолько  непривлекателен, что не может  рассчитывать на взаимность);

2) потери (сгорел  дом);

3) конфликт (человек, который любит женщину,  остающуюся верной своему мужу. Он хотел бы соблазнить ее, но …).

Левитов: фрустрация – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний  и поведения и вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающих на пути к  достижению цели или решению задачи. Имеются попытки, возвести фрустрации в ранг совершенно законных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности  организма и личности.[25]

Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые  часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются  каждый раз в индивидуальной форме:

1) толерантность  (терпеливость, выносливость, когда  фрустратор не вызывает фрустрацию). Разные формы толерантности:

а) спокойствие, рассудительность, готовность принять  случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;

б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных  импульсивных реакций;

в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым  маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность  можно воспитать.

4) Фиксации  – два смысла:

а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким  образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность  агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно  является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

б) прикованность  к фрустратору, который поглощает  все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и  анализировать фрустратор. Здесь  проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство  печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.

5) Эмоциональность.  У шимпанзе эмоциональное поведение  возникает после того, как все  другие реакции приспособления  к ситуации не дают эффекта.[25]

 

Иногда фрустраторы  создают психологическое состояние  внешнего или внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в  случаях таких конфликтов, при  которых борьба мотивов исключается  из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные  колебания и сомнения. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях  оставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичными  для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых  черт характера; эпизодическими, преходящими. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного  поведения:

Информация о работе Исследование эмоциональных состояний в психологической науке