Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:10, контрольная работа
Суть позиции Д.Брунера состоит в том, что психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. В частности, усиление интеллекта связано с усвоением и использованием сложных способов символизации, уровень развития которой различен в разные эпохи и у разных народов. С точки зрения Д.Брунера, исследование закономерностей развития познавательной деятельности ребенка нужно проводить на основе раскрытия характера усваиваемых им конкретных средств культуры, особенно средств символизации опыта.
1. Соответствие авторов и преимущественной области их психологических исследований и научного интереса
2. Найти соответствие
3. Периодизация истории психологии, и ее различные основания. Основные этапы развития предмета психологического познания.
4. Современное состоянии отечественной психологии.
5. Современное состоянии зарубежной психологии.
6. Литература.
1. Соответствие
авторов и преимущественной
Отечественные ученые | |
И.М.Сеченов |
Исследовал рефлексы головного мозга |
В.М.Бехтерев |
Исследования высших нервных центров. |
И.Н.Павлов |
Развитие рефлексии (принцип условности) |
К.Н.Корнилов |
В основе психики лежит реакция. |
А.Н.Леонтьев |
Развитие психики. «Деятельность, сознание, личность». |
М.Я.Басов |
Рассматривал сознание как
систему взаимосвязанных |
С.Л.Рубинштейн |
- Психология должна соединить
сознание в процессе |
В.Н.Панферов |
Программа личностного роста, интеграция внутреннего потенциала. |
А.Г.Асмолов |
Структурная организация личности. |
Б.С.Братусь |
Аномалии личности. |
Зарубежные ученые | |
Т.Гоббс |
Родоначальник семантики (наука о знаках). Рассматривает сознание как механическую картину плетения содержания. |
Л.Леви-Брюль |
Автор тезиса о двух формах человеческого мышления (логическое, пра-логическое). Автор концепции первобытного мышления. |
Э.Дюркгейм |
Выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Выделил 4 типа самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида. |
Э.Толмен |
Создатель «когнитивного» направления необихевиоризма. Автор программной книги «Целевое поведение у животных и человека». Поведение как целостный акт. В формулу S-R добавляет независимую переменную S-V-R. |
Б.Скиннер |
Автор теории оперантного научения. |
Д.Гартли |
Наблюдение над человеком. Первый применил опыт на индуктивный и дедуктивный методы. Учение о вибрации. |
Р.Дэкарт |
Основатель механистической психологии. |
Г.Гегель |
Феноменология духа. |
Дж. Мид |
Символический интеракционизм и теория социализации. |
К.Роджерс |
Фундаментальным компонентом структуры личности считал «я-концепцию» формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией». |
2. Найти соответствие
3. Периодизация истории психологии, и ее различные основания. Основные этапы развития предмета психологического познания.
Вообще в истории психологии два больших периода:
Развитие психологии в рамках философии, естествознания и т.д. (VI в. до н.э. - середина XIX в.).
Развитие ее как самостоятельной науки (середина XIX в. - настоящее время).
Граница между ними – становление психологии как самостоятельной науки: 1879 лаборатория Вундта.
Периодизацию условна, а сама проблема разработана слабо!
Более дробная периодизация может быть осуществлена по следующим основаниям:
Таблица периодизации с точки зрения изменения предмета.
Хронология |
Предмет |
Содержание этапа |
Итоги |
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ | |||
VI в. До н.э. — V в. |
Душа |
Возникновение первых научных представлений о психике и их первоначальное развитие |
|
V-ХIII вв. |
Душа с точки зрения философии и медицины |
Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний |
|
XIV— XVI вв. |
Душа с точки зрения анатомо-физиологических знаний |
Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв. |
|
XVII — середина XIX вв. |
Сознание |
Выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ психологии |
|
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ | |||
Начало XIX — 60-е гг. XIX в. |
|
Формирование |
|
60-е гг. XIX — конец XIX в. |
|
Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки |
|
10-е — середина 30-х гг. XX в. |
|
Открытый кризис в психологии |
|
Конец 30-х — 50-е гг. |
|
Затухание кризиса в зарубежной психологии. Развитие советской психологии в области теории |
|
60-е гг.— настоящее время |
|
Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и советской психологии |
|
4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Во второй половине XX века развитие
российской психологии во многом определялось
идеями, заложенными в работах
Бехтерева и Выготского. В трудах
учеников и сотрудников Бехтерева
- Б.Г. Ананьева (1907-1972) и В.Н. Мясищева
(1893-1973) закладывались основы комплексного
исследования человека, его психофизической
природы, его отношений с миром.
Мясищев открыл важные закономерности
становления индивидуального стиля деятельности,
выделил и описал несколько типов личности.
Он доказывал, что психология личности
должна основываться на данных типологии
и дифференциальной психологии.
Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам психики. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказывал необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографического развития объясняются, по его мнению, многие закономерности психического становления.Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и старения. В исследованиях, проводимых Ананьевым и его коллегами, были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.
Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л. Рубинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна обращает на себя внимание, прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция философа (он вышел из немецкой философской школы), рассматривающего с точки зрения методологии эмпирику психологической науки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос. Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Возражая против механистических взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.
Совершенно с других позиций предложил оригинальную концепцию деятельности Л.Н. Леонтьев (1903-1979). Еще в 20-е годы он по окончании университета был приглашен Г.И. Челпановым в Психологический институт. Первые исследования Леонтьева, сразу же выявившие в нем умелого психолога-экспериментатора, проводились совместно с А.Р. Лурией и были посвящены проблеме аффективных реакций. В число испытуемых молодые психологи пригласили студентов, не выдержавших испытаний, а итоги экспериментов изложили в статье «Экзамен и психика».
Глубокое влияние на Леонтьева оказала встреча с Л.С. Выготским. Их совместная деятельность, дискуссии, работа по экспериментальному исследованию памяти сформировали когнитивный стиль научной школы, которая сохранилась и после смерти Выготского. Однако в собственных работах Леонтьев обратился к иной проблематике. Он сосредоточился не на мышлении, не на психологической структуре значения (понятия), а на вопросе о связи сознания и предметной, практической деятельности. Во главу своей методологии Леонтьев, как и Рубинштейн, поставил проблему деятельности.
Свою школу создал и другой соратник Выготского - А.Р. Лурия (1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта проблема принимала разные модификации в течение его богатой исследованиями и научными открытиями жизни.Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации а развития психической деятельности, названную культурно-исторической. Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в частности соотношением между наследственностью и средой. В его собственных исследованиях центральное место заняли проблемы психологии запоминания.
Смирнов поддерживал атмосферу
в коллективе свободного исследовательского
поиска. Его соратником был Б.М. Теплов
(1896-1965). Тема его исследований - психология
восприятия. В своих работах он
наряду со способностями выделил
одаренность. Главная тема его исследований
- «ум полководца». Теплов выдвинул
серьезную программу
Таким образом, современная отечественная психология имеет серьезную научную базу и основана на достижениях естествознания.
5. СОРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
В конце 50х начале 60х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос — судьбы психологии как науки о психических внутренних процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Приметами современной зарубежной психологии являются развитие марксистски ориентированных направлений и большой интерес к советской психологии.