История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Суть позиции Д.Брунера состоит в том, что психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. В частности, усиление интеллекта связано с усвоением и использованием сложных способов символизации, уровень развития которой различен в разные эпохи и у разных народов. С точки зрения Д.Брунера, исследование закономерностей развития познавательной деятельности ребенка нужно проводить на основе раскрытия характера усваиваемых им конкретных средств культуры, особенно средств символизации опыта.

Содержание

1. Соответствие авторов и преимущественной области их психологических исследований и научного интереса
2. Найти соответствие
3. Периодизация истории психологии, и ее различные основания. Основные этапы развития предмета психологического познания.
4. Современное состоянии отечественной психологии.
5. Современное состоянии зарубежной психологии.
6. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)
  1. Соответствие авторов и преимущественной области их психологических исследований и научного интереса
  2. Найти соответствие
  3. Периодизация истории психологии, и ее различные основания. Основные этапы развития предмета психологического познания.
  4. Современное состоянии отечественной психологии.
  5. Современное состоянии зарубежной психологии.
  6. Литература.

 

1. Соответствие  авторов и преимущественной области  их психологических исследований  и научного интереса.

Отечественные ученые

И.М.Сеченов

Исследовал рефлексы головного  мозга 

В.М.Бехтерев

Исследования высших нервных  центров.

И.Н.Павлов

Развитие рефлексии (принцип  условности)

К.Н.Корнилов

В основе психики лежит  реакция.

А.Н.Леонтьев

Развитие психики. «Деятельность, сознание, личность».

М.Я.Басов

Рассматривал сознание как  систему взаимосвязанных психических  функций. Центральный момент – воля.

С.Л.Рубинштейн

- Психология должна соединить  сознание в процессе деятельности.

В.Н.Панферов

Программа личностного роста, интеграция внутреннего потенциала.

А.Г.Асмолов

Структурная организация  личности.

Б.С.Братусь

Аномалии личности.

Зарубежные ученые

Т.Гоббс

Родоначальник семантики (наука  о знаках). Рассматривает сознание как механическую картину плетения содержания.

Л.Леви-Брюль

Автор тезиса о двух формах человеческого мышления (логическое, пра-логическое).

Автор концепции первобытного мышления.

Э.Дюркгейм

Выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Выделил 4 типа самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида.

Э.Толмен

Создатель «когнитивного» направления необихевиоризма. Автор программной книги «Целевое поведение у животных и человека». Поведение как целостный акт. В формулу S-R добавляет независимую переменную S-V-R.

Б.Скиннер

Автор теории оперантного научения.

Д.Гартли

Наблюдение над человеком. Первый применил опыт на индуктивный и дедуктивный методы. Учение о вибрации.

Р.Дэкарт

Основатель механистической  психологии.

Г.Гегель

Феноменология духа.

Дж. Мид

Символический интеракционизм и теория социализации.

К.Роджерс

Фундаментальным компонентом  структуры личности считал «я-концепцию» формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией».


 

 

2. Найти соответствие

 

  1. Предметом феноменологически-описательного метода являются феномены сознания. (К.Штумпф)
  2. Предметом психологии являются психические функции и отношения между ними (К. Хорни)
  3. Необходимое поведение может быть достигнуто при «закреплении» определенных связей в нервной системе (Э.Торндайк)
  4. Эгоцентризм доминирует над внешними атрибутами, ставя над ними личностные влечения, потребности, интересы (Ж.Пиаже)
  5. Реально только то, что включено в акт или действие сознания (Ф. Бернтано)
  6. Психическое есть процесс реакции живых существ, которые могут быть зафиксированы объективными средствами (Б.Скиннер)
  7. Основная проблема психологии- разрешение противоречия между сознательным и бессознательным состояниями человека (З.Фрейд)
  8. Оздоровление психического мира человека возможно при изменении стереотипов общества (В. Франкл)
  9. Основной метод психологии – интроспекция (Э.Титченер)
  10. Предмет психологии– ментальные явления и их условия (У.Джеймс)
  11. Основная задача терапевта – преодоление «комплекса неполноценности», обусловленного дефектами индивида (А.Адлер)
  12. Главное – пробудить у человека первичную потребность в самоактуализации (А. Маслоу)
  13. Существует коллективное бессознательное, проявляющееся в форме сновидений, фантазий, творений культуры (К.Юнг)
  14. Формирование психического и интеллекта человека носит адаптивный характер (У.Джеймс)
  15. Сознание – это сочетание психических образований (В.Вундт)
  16. Основа психического – совокупность личностных связей людей(П.Жане)
  17. Достижения прошлых поколений не осознаются человеком, но являются организатором прошлого опыта (К.Левин)

 

3. Периодизация истории психологии, и ее различные основания. Основные этапы развития предмета психологического познания.

 

Вообще в истории психологии два больших периода:

Развитие психологии в  рамках философии, естествознания и  т.д. (VI в. до н.э. - середина XIX в.).

Развитие ее как самостоятельной  науки (середина XIX в. - настоящее время).

Граница между ними –  становление психологии как самостоятельной  науки: 1879 лаборатория Вундта.

Периодизацию условна, а  сама проблема разработана слабо!

Более дробная периодизация может быть осуществлена по следующим основаниям:

  1. хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологии XVIII в. и т. п.),
  2. пространственно-территориальному (история психологии в Мексике, история психологии в Англии и т. п.),
  3. периодизация «мировой» и отечественной психологии,
  4. собственно ждановская периодизация: в ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. Основания для разделения этого процесса на этапы - содержательные критерии (т.е. содержание взглядов, предмет изучения).

 

 

Таблица периодизации с точки зрения изменения предмета.

Хронология

Предмет

Содержание этапа

Итоги

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

VI в. До н.э. — V в.

Душа

Возникновение первых научных  представлений о психике и  их первоначальное развитие

  • Выделение науки о душе,
  • формирование материализма и идеализма;
  • первые эмпирические знания о психических процессах (ощущении, восприятии, памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле);
  • выделение проблемы соотношения души и тела, врожденного и приобретенного;
  • внутреннее чувство как способ познания.

V-ХIII вв.

Душа с точки зрения философии и медицины

Развитие учения о душе в рамках философских учений и  на базе медицинских знаний

  • Формирование томистской психологии;
  • начало опытной методологии исследования

XIV— XVI вв.

Душа с точки зрения анатомо-физиологических знаний

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических  знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

  • Отказ от понимания души как объекта исследования,
  • Отказ от объяснительного принципа телесных и психических явлений;
  • введение термина «психология»

XVII — середина XIX вв.

Сознание

Выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ психологии

  • Формирование эмпирической, интроспективной и ассоцианистской психологии;
  • возникновение психофизической и психофизиологической проблем;
  • понятие о бессознательной психике

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Начало XIX — 60-е гг. XIX в.

  • Деятельность нервной системы и органов чувств.
  • Соотношение между физическим и психическим.
  • Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественнонаучных предпосылок  психологии как самостоятельной  науки

  • Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств;
  • формирование психофизики;
  • формирование психометрии;
  • теории ощущений и восприятия
  • учение о рефлексе

60-е гг. XIX — конец XIX в.

  • Непосредственное содержание опыта.
  • Психические акты и психические функции.
  • Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении

Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной  науки

  • Проникновение экспериментальных методов в психологию.
  • Формирование теоретических программ психологии.
  • Возникновение прикладных исследований в психологии.
  • Возникновение новых областей психологии

10-е — середина 30-х гг. XX в.

  • Поведение.
  • Целостные психические структуры.
  • Бессознательное.
  • Сознание в его общественно-исторической обусловленности.
  • Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями.
  • Установка.
  • Развитие высших психических функции.
  • Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии

  • Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.
  • Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.
  • Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии.
  • Развитие естественно научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.
  • Возникновение проблемы “психология и марксизм”

Конец 30-х — 50-е гг.

  • Эволюция предметов в рамках базисных подходов предшествующего периода

Затухание кризиса в зарубежной психологии. Развитие советской психологии в области теории

  • Эволюция научных школ периода открытого кризиса.
  • Необихевиоризм, неофрейдизм.
  • Новые отрасли: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.
  • Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).
  • Развитие теории деятельности в советской психологии.
  • Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина

60-е гг.— настоящее  время

  • Продолжение развития ранее выявленных предметных областей.
  • Процесс ориентировки.
  • Когнитивные структуры и их роль в поведении.
  • Личность

Поиски новых теоретических  подходов в современной зарубежной и советской психологии

  • Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивна я психология, марксистски-ориентированные теории.
  • Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.



 

4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 
Во второй половине XX века развитие российской психологии во многом определялось идеями, заложенными в работах  Бехтерева и Выготского. В трудах учеников и сотрудников Бехтерева - Б.Г. Ананьева (1907-1972) и В.Н. Мясищева (1893-1973) закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической  природы, его отношений с миром.    Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.                                    Мясищевым был предложен новый подход, названный им психологией отношений. Такой цельный подход к личности, по его мнению, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам психики. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказывал необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографического развития объясняются, по его мнению, многие закономерности психического становления.Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и старения. В исследованиях, проводимых Ананьевым и его коллегами, были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.

Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л. Рубинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна  обращает на себя внимание, прежде всего  нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция  философа (он вышел из немецкой философской  школы), рассматривающего с точки  зрения методологии эмпирику психологической  науки, пытающегося частично систематизировать  и объяснить этот эмпирический хаос. Оценивая кризисную ситуацию в мировой  психологии, Рубинштейн подчеркивал, что  этот методологический кризис связан с приверженностью большинства  психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Возражая против механистических взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.

Совершенно с других позиций  предложил оригинальную концепцию  деятельности Л.Н. Леонтьев (1903-1979). Еще в 20-е годы он по окончании университета был приглашен Г.И. Челпановым в Психологический институт. Первые исследования Леонтьева, сразу же выявившие в нем умелого психолога-экспериментатора, проводились совместно с А.Р. Лурией и были посвящены проблеме аффективных реакций. В число испытуемых молодые психологи пригласили студентов, не выдержавших испытаний, а итоги экспериментов изложили в статье «Экзамен и психика».

Глубокое влияние на Леонтьева  оказала встреча с Л.С. Выготским. Их совместная деятельность, дискуссии, работа по экспериментальному исследованию памяти сформировали когнитивный стиль  научной школы, которая сохранилась  и после смерти Выготского. Однако в собственных работах Леонтьев обратился к иной проблематике. Он сосредоточился не на мышлении, не на психологической  структуре значения (понятия), а на вопросе о связи сознания и  предметной, практической деятельности. Во главу своей методологии Леонтьев, как и Рубинштейн, поставил проблему деятельности.

Свою школу создал и  другой соратник Выготского - А.Р. Лурия (1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта проблема принимала разные модификации в течение его богатой исследованиями и научными открытиями жизни.Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации а развития психической деятельности, названную культурно-исторической. Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в частности соотношением между наследственностью и средой. В его собственных исследованиях центральное место заняли проблемы психологии запоминания.

Смирнов поддерживал атмосферу  в коллективе свободного исследовательского поиска. Его соратником был Б.М. Теплов (1896-1965). Тема его исследований - психология восприятия. В своих работах он наряду со способностями выделил  одаренность. Главная тема его исследований - «ум полководца». Теплов выдвинул серьезную программу диагностики  типологических свойств, на основе которой сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии.

Таким образом, современная  отечественная психология имеет  серьезную научную базу и основана на достижениях естествознания.

 

5. СОРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

В конце 50х начале 60х гг. большие направления, возникшие  в период открытого кризиса и  претерпевшие в последующем существенные преобразования необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос — судьбы психологии как науки о психических внутренних процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Приметами современной зарубежной психологии являются развитие марксистски ориентированных направлений и большой интерес к советской психологии.

Информация о работе История психологии