Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:07, творческая работа
Возможность достижения профессионализма воспитателями пенитенциарных учреждений зависит от многих факторов. В качестве наиболее важного объективного фактора выступает современное состояние системы пенитенциарных учреждений, общая концепция осуществления воспитательной деятельности в учреждениях данного типа, включающая в себя основные мировоззренческие позиции профессионала - его отношение к осужденным, взгляды на сущность воспитательной деятельности, которые формируются в свою очередь более широкой социальной системой, и в частности той пенитенциарной моделью, которая существует в обществе. Соответствие внешне заданных требований внутренним позициям воспитателей будет обусловливать достижение высокой продуктивности деятельности, в то время как расхождение этих позиций - затруднять достижение профессионализма в деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений.
В 20-е годы XX века в отечественной пенитенциарной системе наметился ряд общих тенденций. Во-первых, выбор конкретных ориентиров в изучении личности преступников или причин преступности в данных центрах во многом предопределялся составом работавших в них специалистов. Во-вторых, наличие в 20-е годы значительного числа специализированных изданий и проведение многочисленных дискуссий в рамках съездов пенитенциарных работников и тематических научно-практических конференций способствовало активизации исследований по пенитенциарно-психологической проблематике. Так, Саратовский губернский кабинет криминальной антропологии и судебно-психиатрической экспертизы, созданный в 1922 году и избравший в качестве одного из своих основных направлений деятельности изучение преступников и изыскание наиболее рациональных методов их перевоспитания, разработал специальную «криминально-диагностическую карточку». Ее применение предполагало сбор информации не только о социальном облике преступника, но и свойствах нервной системы, о характере и других качествах личности, а также выявление наличия/отсутствия психологических аномалий Подход к изучению преступников, избранный сотрудниками Саратовского кабинета может быть обозначен как комплексный, т.к. он по сути своей предполагал одновременное проведение социологического, психологического, физиологического и психиатрического обследования конкретного правонарушителя. Учитывая же факт, что на основе данных «криминально-диагностических карточек» затем составлялись краткие характеристики заключенных и указывались наиболее целесообразные для них методы исправительно-трудового воздействия, то здесь уже речь идет о поисках путей индивидуализации исправления преступников на основе углубленного изучения их личности. Созданный кабинет просуществовал только 10 лет, но представленные в разные инстанции свыше 80 докладов и исследовательских отчетов свидетельствуют о высокой продуктивности деятельности его сотрудников.
В Ленинграде подобный кабинет был
создан в 1925 году при губернском суде.
Основной формой его работы были кружки,
занятия в которых
Реализация подобной возможности
со временем привела к тому, что
в структуре института
На Украине изучением
В 20-е годы, соответствующие кабинеты существовали также и в республиках Закавказья. Так, в 1926 году в Баку при Управлении мест заключения был создан кабинет по изучению преступности и борьбы с нею. Сотрудники кабинета проводили социологические исследования, а также изучали уголовные дела и личность преступника в местах заключения, подвергая последнего экспериментально - психологическому, характерологическому и психопатическому обследованиям. Руководитель данного кабинета врач - психиатр А.А. Перельман много сделал для обучения воспитателей мест заключения основам юридической психологии и пенитенциарной педагогики.
История развития отечественной прикладной пенитенциарной психологии в первое пятнадцатилетие существование Советского Союза, наглядно свидетельствует о существовании научно обоснованного подхода к изучению особенностей личности преступников, причин совершаемых ими преступлений и, выработанных на основе исследований индивидуализированных способов работы по перевоспитанию и дальнейшей социализации заключенных. В этот период были опубликованы фундаментальные труды по пенитенциарной психологии, такие как монография СВ. Познышева «Криминальная психология: Преступные типы», монография М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии», обобщающая методическая работа В.М. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928) и ряд других.
В целом данный период, можно образно назвать «серебряным веком» в развитии научно-прикладного знания пенитенциарной психологии и психологической практики.
В последующие четыре десятилетия эти достижения были отодвинуты на второй план в силу, во-первых, изменения в 30-х годах пенитенциарной политики (утверждение Тулаговской системы»), во-вторых, трагических последствий «партийного разгрома науки педологии (первой и других «волн репрессирования советской психологии» в 30-х и 50-х годах отечественной истории), а в-третьих, воцарения в дальнейшем «махровой идеологизации и беззакония» во всех отраслях советского правоведения и юридической практики.
В мировой практике органов, исполняющих наказания, в эти годы происходило широкое развитие и совершенствование методического инструментария по изучению личности преступников и в частности, методик психодиагностики и метода психологического эксперимента.
Особенностями развития отечественной
прикладной пенитенциарной психологии
в 60-80-е годы XX века, являлись следующие
основные тенденции: участие пенитенциарных
психологов в многочисленных междисциплинарных
теоретических дискуссиях по проблеме
«личность преступника» и попытка
использования в пенитенциарно-
В период с начала 60-х до середины
70-х годов для отечественного
крайне малочисленного отряда пенитенциарных
психологов и криминологов характерным
являлось преимущественно
В связи с актуальностью
Следует констатировать, что типологический
подход и до настоящего времени рассматривается
в пенитенциарно-
В настоящее время при построении типологий осужденных используются совершенно другие, причем обычно более узкие ориентиры. Так учеными из ведущего отраслевого пенитенциарного вуза - Рязанского института права и экономики МВД РФ, профессорами В.Г. Деевым и А.И. Ушатиковым во второй половине 80-х годов на основе авторских научных работ по итогам репрезентативных целевых обследований лиц, отбывавших наказания были предложены типологии осужденных молодого возраста в зависимости от особенностей и уровня развитости таких интегральных характеристик личности, как «направленность» и «волевая активность». В многочисленных психологических типологиях осужденных, разработанных в 80-х - начале 90-х годов учеными из НИИ и Домодедовского ИПК Министерства внутренних дел (М.Ю. Антоняном, Ю.А. Алферовым, В.П. Голубевым, Ю.Н. Кудряковым, Г.Ф. Хохряковым, Е.В. Черносвитовым и др.) в качестве оснований типологизации осужденных стали выбираться характеристики личности, которые могли быть изучены в местах лишения свободы путем применения соответствующих (обычно зарубежных) психодиагностических средств. В итоге реализации подобного подхода были предложены такие типологии осужденных как: мотивационно-поведенческая, характерологическая, патохарактерологическая, индивидуально-стилевая, в зависимости от степени общественной опасности личности и ее криминогенной активности. Таким образом, что касается типологизации преступников, то здесь можно говорить об экстенсивном развитии отечественной психологической науки при отсутствии необходимого оптимального сочетания фундаментальных и прикладных исследований.
Еще одной особенностью развития в
60-80-х годах отечественной
Акцентируя внимание на тенденциях развития пенитенциарной тестовой психодиагностики, нами в данном случае, однако, ни в коей мере не преумаляется значение и роль других (не тестовых) методов исследования личности осужденных, т.к. до настоящего времени в исправительных учреждениях широко и успешно используется такие средства, как карта наблюдения за личностью осужденных, разработанная К.К. Платоновым, социально-психологический контент-анализ жалоб и заявлений осужденных, предложенный М.Г. Дебольским, знаково-контекстные социометрические измерения, созданные В.Ф. Пирожковым, аудиовизуальные методики экспериментально - формирующие исследования, метод анализа продуктов деятельности и т.д.
Рассматривая тенденции, существующие в современной зарубежной психологии, по разработке теорий личности преступника, несмотря на разноплановость подходов представителей различных школ и направлений общим объединяющим началом здесь по-прежнему выступает интерес к выявлению и доказательству роли конкретных внутренних причин, которые могут вести к совершению преступлений. При этом, с учетом сложившихся научных традиций и перспектив развития, в современных зарубежных обзорных публикациях обычно раскрываются особенности следующих основных подходов, характеризующих содержание психологических теорий причин преступности и личности преступника: биопсихологические теории, психоаналитические теории, теории черт личности, теории эмоциональных проблем, теории классического, оперантного и социально-когнитивного научения, теории душевных расстройств, теории информационного социального контроля, теории социопатической личности, теории Я-концепции и атрибуции, теории мыслительных моделей. Если не раскрывать подробно суть каждого из подходов, то в качестве общей тенденции современной зарубежной психологии является попытка отдельных авторов осуществить интеграцию разноплановых идей из данных теорий.
Информация о работе История развития пенитенциарной психологии