Классификация тестов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Для получения научной информации об индивидуально-психологических особенностях людей создаются разные по форме, по содержанию и по психологической направленности методики: тесты, опросники, психофизиологические и проективные методики. Теоретико-операциональные принципы конструирования этих методик, правила и практика их применения, процедуры проведения диагностических испытаний, правила обработки и истолкования полученных результатов - все это составляет предмет психодиагностики.

Вложенные файлы: 1 файл

контра.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Введение

Психологическая диагностика  – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и  приемы распознавания, измерения и  оценки индивидуально-психологических  особенностей личности.

Люди отличаются друг от друга по своим природным данным, по условиям жизни и воспитанию, умственному развитию, складу характера и свойствам темперамента, по способам переживания и поведения, по своим ценностным ориентациям. Биологические, социальные аспекты бытия, экологическая и этническая специфика того места на земном шаре, где человек родился и живет, - все это влияет на индивидуальные особенности человека. Изучение этих особенностей позволяет прогнозировать поведение людей в непредвиденных и сложных ситуациях, разгадывать их скрытые ресурсы.

Для получения научной  информации об индивидуально-психологических  особенностях людей создаются разные по форме, по содержанию и по психологической  направленности методики: тесты, опросники, психофизиологические и проективные методики. Теоретико-операциональные принципы конструирования этих методик, правила и практика их применения, процедуры проведения диагностических испытаний, правила обработки и истолкования полученных результатов - все это составляет предмет психодиагностики.

Однако лишь немногим профессионалам известно, что само по себе тестирование является формальной процедурой; последнее  слово остается за специалистом, интерпретирующим результаты того или иного теста. И если методика попадает в руки “случайного” человека, с большой  вероятностью можно ожидать любого произвола.

Лишь специалисты –  психологи, социологи, педагоги, врачи, социальные работники, пройдя специализацию  по психологии индивидуальности и владея методиками психодиагностического  исследования, могут профессионально  определять личностные свойства людей, давать им рекомендации по выбору профессии, решать вопросы кадрового отбора в рамках разных организаций, гармонизовать  межличностные отношения в семье, командах и других группах, проводить  психологическую коррекцию трудных  состояний. Социальному работнику правильное и своевременное распознавание индивидуальных особенностей и склонностей, характера и ценностной иерархии поможет научиться понимать других людей и умело общаться с ними.

 

  1. Классификация тестов

Традиционно назначение психологических  тестов состояло в том, чтобы измерять различия между людьми или между  реакциями одного или того же человека в разных условиях. Одной из самых  ранних проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление  умственно отсталых. И до сегодняшнего дня обнаружение интеллектуальных дефектов остается важной областью применения определенных видов психологических  тестов. Родственная область клинического применения тестов включает обследование лиц с тяжелыми эмоциональными расстройствами и другими типами нарушения поведения. Помимо этого, мощный импульс первоначальному  развитию тестов был задан стремлением  удовлетворить нужды образования. Имеются в виду знаменитые тесты  Бине, с которых, собственно говоря, и началось интеллектуальное тестирование. В настоящее время школы входят в число основных пользователей тестов. Распределение детей по способностям с целью максимально использовать возможности разных типов школьного обучения, выявление умственно отсталых, с одной стороны, и одаренных учеников - с другой, образовательное и профессиональное консультирование учащихся средних школ и студентов колледжей, отбор в профессиональные и другие специальные школы - вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании.

Отбор и распределение  персонала на промышленных предприятиях - еще одна важная область применения психологического тестирования. От оператора  на линии сборки или делопроизводителя  до управленцев высшего звена  вряд ли найдется работа, для которой  тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повышении по службе или увольнении. Разумеется, эффективное  применение тестов в большинстве  таких ситуаций, особенно касающихся высококвалифицированной работы, возможно лишь тогда, когда тесты используют в качестве дополнения к специальному собеседованию с кандидатами, создающему условия - в виде биографического  контекста - для правильной интерпретации  тестовых показателей конкретного  кандидата. Тем не менее, тестирование составляет важную часть полной программы  управления трудовыми ресурсами. Весьма близкое по целям применение психологического тестирования имеет место в вооруженных  силах при отборе и распределении  военнослужащих. По сравнению с эпохой Первой мировой войны, когда предпринимались  отдельные попытки психологического обследования новобранцев, разнообразие и масштабы применения психологических  тестов в армии во время Второй мировой войны значительно увеличились. Впоследствии исследованиями по разработке тестов были охвачены все рода войск.

Использование тестов в индивидуальном консультировании постепенно расширилось  от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных планов до рассмотрения всех аспектов жизни  человека. Эмоциональное благополучие и эффективные межличностные  отношения все более отчетливо  выделяются в качестве целей консультирования. Также отмечается усиливающаяся  тенденция к использованию тестов для улучшения самопонимания и личностного роста. В рамках такого применения тестов их показатели составляют часть информации, на основе которой человек принимает решения относительно себя самого и своей жизни.

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как  и кем, они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных  психодиагностических методик к  тестам предъявляются самые строгие  требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое  оценивается с помощью данного  теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у  человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач  выделяют практические, образные и  словесные (вербальные) тесты. По характеру  тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки - на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

Интеллектуальные тесты  предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных  процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Личностные тесты связаны с психодиагностикой  устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств. Комплексными, например, являются тест Кеттела, MMPI и другие. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы, эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и другие.

Межличностные тесты позволяют  оценивать человеческие отношения  в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива.

Практические тестовые задания  включают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить  в наглядно-действенном плане, т.е. практически манипулируя реальными  материальными предметами или их заменителями.

Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с  картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование  воображения, мысленных преобразований образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение  понятий, умозаключения, сравнение  объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т.п.

Многие задания, которые  используются в тестах, имеют комплексный  характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и  вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство  задач, с которыми сталкивается человек  в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение  и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.

Бланковыми называются такие  тесты, при использовании которых  испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.

Аппаратурные - это такие  тесты, в которых используется различного рода аппаратура для предъявления и  обработки результатов тестирования, например аудио- и видеотехника, электронно-вычислительные машины.

Процессуальными называют тесты, с помощью которых исследуется  какой-либо психологический или  поведенческий процесс, и ему  в результате дается точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком  материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.

К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге  применения которых оцениваются  успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, например, продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального  мышления и др.

Тесты состояний и свойств  касаются диагностики более или  менее стабильных психологических  качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т.п.

Психодиагностический эксперимент  как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда  выявить и оценить нужное качество другим способом не представляется возможным.

Процессуальные тесты  применяются в тех случаях, если исследователя интересуют особенности  протекания психических и поведенческих  процессов у испытуемых, а тесты  достижений - когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.

 

2. Проективные методики

Проективные техники используют при отборе на работу и для определения  пригодности, в какой либо сфере  деятельности. С их помощью пытались прогнозировать профпригодность в  таких областях, как мореплавание, инженерное дело, пилотирование. В некоторых  профессиях они практиковались рутинным образом. Например, в шведских ВВС  используется Тест на защитные механизмы. Тест применяется при отборе пилотов  и заключается в показе кандидатам рисунков, изображающих рискованные  ситуации. Считается, что те, кто  воспринимает и признает нарисованную опасность, сумеют должным образом воспринять ее при полете.

По мнению Корнер, проективные  техники могут выполнять задачи прогнозирования только тогда, когда  вначале будет установлено, какие  качества необходимы для хорошего инженера, пилота или психоаналитика, какие  паттерны саморегулирования полезны, а какие вредны в данных видах  деятельности. «После того, как эти  критерии будут достоверно установлены, проективные методы станут хорошим  подспорьем при кадровом отборе», отмечает Корнер

Основное отличие качественной методологии исследований заключается  в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто  эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики.

Проективные методики - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения  этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные  попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.

Проективные методики обладают определенными достоинствами. Человек  в своем восприятии жизненных  ситуаций (отображение которых представлено в проективных тестах) преобразует  их сообразно своей индивидуальности, своего видения жизненных коллизий (например, интерпретирует рисунок  в соответствии со своими личностными  особенностями, определяя свое видение  жизненных ситуаций на основе ассоциативных  связей, прошлого опыта, установок и  убеждений). Проективные методики как  бы "портретируют" всю индивидуальность человека, не прямо, а косвенным путем  позволяют изучать его эмоциональные  особенности и невротические  реакции.

Единой классификации  проективных тестов не существует. Наиболее распространенной является классификация  в разработке Л.Ф. Бурлачука и С.М. Морозова.

Конститутивные тесты. Содержанием  работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Наиболее популярным конститутивным тестом является тест Роршаха (тест "чернильных пятен"). Обследуемому предлагаются по одному изображению пятен. Он должен ответить на вопросы, что здесь изображено, на что это похоже. Ответы обследуемых анализируются по специальным критериям, позволяющим определить тип переживаний по Г. Роршаху, особенности взаимодействия человека с окружением.

Конструктивные тесты, предполагающие создание (конструирование) целого из отдельных частей. Среди конструктивных проективных тестов известен так  называемый тест мира. В "тесте мира" обследуемому предлагается более 200 моделей  разнообразных предметов (люди, транспорт, дома, животные и др.). Обследуемый  по своему усмотрению создает из этих моделей некий мир, не обязательно  используя все модели. При анализе  учитывается, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы использованы, форма конструкций, освоение пространства и др. Работу обследуемых соотносят  с авторскими подходами к конструированию мира.

Информация о работе Классификация тестов