Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:15, реферат
Для получения научной информации об индивидуально-психологических особенностях людей создаются разные по форме, по содержанию и по психологической направленности методики: тесты, опросники, психофизиологические и проективные методики. Теоретико-операциональные принципы конструирования этих методик, правила и практика их применения, процедуры проведения диагностических испытаний, правила обработки и истолкования полученных результатов - все это составляет предмет психодиагностики.
Введение
Психологическая диагностика
– область психологической
Люди отличаются друг от друга по своим природным данным, по условиям жизни и воспитанию, умственному развитию, складу характера и свойствам темперамента, по способам переживания и поведения, по своим ценностным ориентациям. Биологические, социальные аспекты бытия, экологическая и этническая специфика того места на земном шаре, где человек родился и живет, - все это влияет на индивидуальные особенности человека. Изучение этих особенностей позволяет прогнозировать поведение людей в непредвиденных и сложных ситуациях, разгадывать их скрытые ресурсы.
Для получения научной информации об индивидуально-психологических особенностях людей создаются разные по форме, по содержанию и по психологической направленности методики: тесты, опросники, психофизиологические и проективные методики. Теоретико-операциональные принципы конструирования этих методик, правила и практика их применения, процедуры проведения диагностических испытаний, правила обработки и истолкования полученных результатов - все это составляет предмет психодиагностики.
Однако лишь немногим профессионалам известно, что само по себе тестирование является формальной процедурой; последнее слово остается за специалистом, интерпретирующим результаты того или иного теста. И если методика попадает в руки “случайного” человека, с большой вероятностью можно ожидать любого произвола.
Лишь специалисты –
психологи, социологи, педагоги, врачи,
социальные работники, пройдя специализацию
по психологии индивидуальности и владея
методиками психодиагностического
исследования, могут профессионально
определять личностные свойства людей,
давать им рекомендации по выбору профессии,
решать вопросы кадрового отбора
в рамках разных организаций, гармонизовать
межличностные отношения в
Традиционно назначение психологических
тестов состояло в том, чтобы измерять
различия между людьми или между
реакциями одного или того же человека
в разных условиях. Одной из самых
ранних проблем, побудивших к разработке
психологических тестов, было выявление
умственно отсталых. И до сегодняшнего
дня обнаружение
Отбор и распределение
персонала на промышленных предприятиях
- еще одна важная область применения
психологического тестирования. От оператора
на линии сборки или делопроизводителя
до управленцев высшего звена
вряд ли найдется работа, для которой
тестирование не оказалось бы полезным
при решении вопроса о найме,
распределении обязанностей, переводе
на новое место, повышении по службе
или увольнении. Разумеется, эффективное
применение тестов в большинстве
таких ситуаций, особенно касающихся
высококвалифицированной
Использование тестов в индивидуальном
консультировании постепенно расширилось
от узконаправленных советов относительно
учебных и профессиональных планов
до рассмотрения всех аспектов жизни
человека. Эмоциональное благополучие
и эффективные межличностные
отношения все более отчетливо
выделяются в качестве целей консультирования.
Также отмечается усиливающаяся
тенденция к использованию
Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.
Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем, они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.
Существует много
Интеллектуальные тесты
предназначаются для оценки уровня
развития мышления (интеллекта) человека
и его отдельных когнитивных
процессов, таких, как восприятие, внимание,
воображение, память, речь. Личностные
тесты связаны с
Межличностные тесты позволяют
оценивать человеческие отношения
в различных социальных группах,
например, социометрический тест, тест
социально-психологической
Практические тестовые задания
включают в себя задачи и упражнения,
которые испытуемый должен выполнить
в наглядно-действенном плане, т.е.
практически манипулируя
Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения, мысленных преобразований образов.
Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т.п.
Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексный характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.
Бланковыми называются такие тесты, при использовании которых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.
Аппаратурные - это такие
тесты, в которых используется различного
рода аппаратура для предъявления и
обработки результатов
Процессуальными называют тесты, с помощью которых исследуется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.
К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, например, продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.
Тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т.п.
Психодиагностический
Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя интересуют особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений - когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.
2. Проективные методики
Проективные техники используют при отборе на работу и для определения пригодности, в какой либо сфере деятельности. С их помощью пытались прогнозировать профпригодность в таких областях, как мореплавание, инженерное дело, пилотирование. В некоторых профессиях они практиковались рутинным образом. Например, в шведских ВВС используется Тест на защитные механизмы. Тест применяется при отборе пилотов и заключается в показе кандидатам рисунков, изображающих рискованные ситуации. Считается, что те, кто воспринимает и признает нарисованную опасность, сумеют должным образом воспринять ее при полете.
По мнению Корнер, проективные техники могут выполнять задачи прогнозирования только тогда, когда вначале будет установлено, какие качества необходимы для хорошего инженера, пилота или психоаналитика, какие паттерны саморегулирования полезны, а какие вредны в данных видах деятельности. «После того, как эти критерии будут достоверно установлены, проективные методы станут хорошим подспорьем при кадровом отборе», отмечает Корнер
Основное отличие качественной методологии исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики.
Проективные методики - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.
Проективные методики обладают
определенными достоинствами. Человек
в своем восприятии жизненных
ситуаций (отображение которых
Единой классификации проективных тестов не существует. Наиболее распространенной является классификация в разработке Л.Ф. Бурлачука и С.М. Морозова.
Конститутивные тесты. Содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Наиболее популярным конститутивным тестом является тест Роршаха (тест "чернильных пятен"). Обследуемому предлагаются по одному изображению пятен. Он должен ответить на вопросы, что здесь изображено, на что это похоже. Ответы обследуемых анализируются по специальным критериям, позволяющим определить тип переживаний по Г. Роршаху, особенности взаимодействия человека с окружением.
Конструктивные тесты, предполагающие создание (конструирование) целого из отдельных частей. Среди конструктивных проективных тестов известен так называемый тест мира. В "тесте мира" обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов (люди, транспорт, дома, животные и др.). Обследуемый по своему усмотрению создает из этих моделей некий мир, не обязательно используя все модели. При анализе учитывается, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы использованы, форма конструкций, освоение пространства и др. Работу обследуемых соотносят с авторскими подходами к конструированию мира.