Классификация тестов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Для получения научной информации об индивидуально-психологических особенностях людей создаются разные по форме, по содержанию и по психологической направленности методики: тесты, опросники, психофизиологические и проективные методики. Теоретико-операциональные принципы конструирования этих методик, правила и практика их применения, процедуры проведения диагностических испытаний, правила обработки и истолкования полученных результатов - все это составляет предмет психодиагностики.

Вложенные файлы: 1 файл

контра.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

    Интерпретативные тесты, предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений. Из интерпретативных наиболее популярен "тест тематической апперцепции" (ТАТ), созданный в 1935 г. Г. Мюрреем и К. Морганом (США). Материал теста - таблицы с картинками, изображающими неопределенные ситуации, допускающие различное понимание и толкование. Каждый рисунок, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям. Испытуемым предлагается по картинкам составить рассказ, в котором описывались бы события, приведшие к этой ситуации, мысли, чувства и отношения персонажей. Ведется условная запись рассказа, фиксируется время, паузы, особенности поведения, мимики и др. В итоге создается представление об особенностях потребностной сферы, о внутренних и внешних конфликтах, способах защиты и др.

К разновидностям ТАТ относятся  тест детской апперцепции (в качестве персонажей здесь выступают дети или животные), "тест руки" (обследуемым  предлагается приписать определенное значение различным положениям человеческой кисти) и другие.

    Катартические тесты, предполагающие творческую деятельность в особо организованных условиях. Ярким примером таких тестов является психодрама, чаще рассматриваемая как метод психотерапии, но выступающая и как психодиагностическое средство (предложена Дж. Морено в 1946 г.). В психодраме осуществляется нечто подобное импровизированной театральной постановке по поводу истории, рассказываемой одним из участников группы. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он будет проявлять свои личностные особенности. А это имеет диагностическое значение.

    Экспрессивные  тесты, предполагающие рисование  или аналогичную деятельность  на свободную или заданную  тему. Из экспрессивных методов  широко распространены так называемые  рисуночные тесты ("Нарисуй  человека", предложенный К. Маховер в 1948 г.; "Дом -дерево - человек", разработанный Дж. Буком в 1948 г., и другие.). При интерпретации экспрессивных тестов исходят из положения о том, что в рисунке человека обследуемый выражает свое "Я", его особенности можно выявить по определенной системе критериев.

    Импрессивные тесты, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим. Среди импрессивных проективных тестов наибольшую популярность приобрел так называемый тест Люшера, или тест цветовых предпочтений (предложен М. Люшером в 1948 г.). При интерпретации этого теста исходят из предположения о том, что каждый цвет несет определенное символическое значение, а композиции цветов в ряду имеют определенное функциональное значение, отражая (в зависимости от места) цели личности, способы достижения целей, подавленные потребности.

Аддитивные тесты, предполагающие завершение фразы, рассказа и др. Среди  этих тестов широко известен тест "Незаконченные предложения".

Обследуемому предлагается ряд незаконченных предложений. По итогам завершения предложений судят об определенных потребностях, мотивах и чувствах индивида, о его отношении к будущему, характере взаимоотношений с родителями, друзьями и т.п.

Количество имеющихся  проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Их главная  особенность может быть обозначена как относительно неструктурированная  задача, т.е. задача, допускающая почти  неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или "структур" ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий "проецирует" характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый  редко подозревает о типе психологической  интерпретации, которая будет дана его ответам.

Проективные методики характеризуются  также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей  картине личности как таковой, а  не на измерении отдельных её свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются  их сторонниками как наиболее эффективные  процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что  тем менее вероятно, что он вызовет  у воспринимающего защитную реакцию.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются, в основном, инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психическим  больным. На теоретических построениях  проективных методик сказывается  влияние психоаналитических концепций. Существуют также разрозненные попытки  положить в основу проективных методик  теорию восприятия и перцептивные теории личности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать  конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или  истории происхождения. Методика может  оказаться практически полезной или эмпирически ценной по другим причинам, нежели те, которые выдвигались  для оправдания ее введения для использования  специалистами.

В связи со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные  характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения. К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики..

 

3. Психологические  тесты и проективные методики  для диагностики эмоциональных  состояний

  1. Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен  для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
  2. Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.
  3. Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.
  4. Шкала депрессии Цунга.
  5. Тест "Определение типового состояния" Э.Э.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности.
  6. Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).
  7. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
  8. Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
  9. Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.
  10. Методика измерения уровня тревожности Тейлора.
  11. Тест тревожности по В.М.Астапову предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников.
  12. Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников.
  13. Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) предназначена для измерения уровня алекситимии личности.
  14. Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого.
  15. Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени нев­ротического расстройства личности и его вида.
  16. Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.
  17. Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В.Зунгу-Т.Н.Балашовой).
  18. Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.
  19. Тест "Сказка". Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.
  20. САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
  21. Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
  22. Методика "Кактус" М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.
  23. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания ("напряжение", "резистенция" и "истощение").
  24. Методика "Дифференциальные шкалы эмоций" (по К.Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого.
  25. Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла -  позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым.
  26. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.
  27. Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда.
  28. Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
  29. Методика "Q-сортировки" предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.
  30. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

 

Заключение 

Задачи, стоящие ныне перед  психодиагностикой, сложны и многообразны. Нет такой области практического  приложения психологического знания, которая не нуждалась бы в помощи со стороны психодиагностики. В то же время требуют безотлагательного  решения методологические проблемы психодиагностики, связанные с разработкой как общей теории, так и отдельных направлений исследований.

В настоящее время психологическая  диагностика в России переживает значительный подъем. Она начинает занимать заметное место в школах, вузах, на предприятиях, в учреждениях, фирмах, банках. Диагностические методики применяются во все новых областях практической деятельности индивидов. Потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.

 

Список литературы

  1. Батаршев А. В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2003. — 240 с.
  2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2004. — 520 с.
  3. Гуревич К. М., Горбачёва Е. И. Проблемы развития современной психологической диагностики// Вопросы психологии.- 2006.- №5. с. 14-22
  4. «Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков», авторы: Хайкина М.В. под редакцией: д.п.н., профессора С.А.Беличевой и к.п.н. И.А.Коробейникова
  5. «Игротерапия общения» тесты и коррекционные игры, М.А.Панфилова, Москва: изд-во «ГНОМ и Д», 2000г.
  6. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  7. Носе И. Н. Введение в технологию психодиагностики.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 251 с.
  8. Психологические тесты. В 2 т./ Под ред. А. А. Карелина.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.-Т.1. — 312 с.
  9. «Практическая психодиагностика» учебное пособие Д.Я.Райгородский, Москва: «Бахрах», 2000г.
  10. «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» Дерманова,С-П.: «Речь», 2002г.
  11. Психологические рисуночные тесты», Венгер, Москва: издательство «Владос», 2005г.
  12. Ратанова Т.А., Н.Ф.Шляхта «Психодиагностические методы изучения личности», Москва, Московский психолого-социальный институт, Издательство «Флинта», 1998г.
  13. «Тестирование детей» из серии «Психологический практикум», В.Богомолов, Ростов на Дону: издательство «Феникс», 2003г.

 

 

Приложение

 

Комплект методик по изучению эмоционально-волевой сферы, включаемых в минимальный набор психодиагностических методик


 

№ 
п/п

1

Комплект методикпо изучению эмоционально-волевой сферы, включаемых в минимальный набор психодиагностических методик

 

Название методики 

Методика диагностики  уровня школьной тревожности Филлипса

 

Автор и источник 

Филлипс 
Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта «Психодиагностические методы изучения личности», Москва, Московский психолого-социальный институт, Издательство «Флинта», 1998г.

Возраст

10-14

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

4-5 кл.-30 
6-8 кл-15

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

С ключем-10 
Без ключа-20

 

Групповые

Х

 

 


 

№ 
п/п

2

 

 

Название методики 

Методика диагностики  показателей и форм агрессии

 

Автор и источник 

А.Басса, А.Дарки  
«Практическая психодиагностика» учебное пособие Д.Я.Райгородский, Москва: «Бахрах», 2000г.

Возраст

12-16

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

15

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

30

 

Групповые

Х


 

№ 
п/п

3

 

 

Название методики 

Методика диагностики  предрасположенности личности к  конфликтному поведению

 

Автор и источник 

К.Томас 
«Практическая психодиагностика» учебное пособие Д.Я.Райгородский, Москва: «Бахрах», 2000г.

Возраст

13-16

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

20

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

С ключем-15 
Без ключа-30

 

Групповые

Х


  

№ 
п/п

5

 

 

Название методики 

Шкала явной тревожности CMAS

 

Автор и источник 

Тейлор (модификация Прихожан) 
«Практическая психодиагностика» учебное пособие Д.Я.Райгородский, Москва: «Бахрах», 2000г.

Возраст

8-12

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

8-10 лет-20

11-12 лет-15

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

30

 

Групповые

Х


 

№ 
п/п

6

 

 

Название методики 

Страхи в домиках

 

Автор и источник 

Метод А.И.Захарова в соединении с тестом «Красный дом-черный дом» в модификации М.А.Панфиловой 
«Игротерапия общения» тесты и коррекционные игры, М.А.Панфилова, Москва: изд-во «ГНОМ и Д», 2000г.

Возраст

6-12

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

15

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

10

 

Групповые

 

 

№ 
п/п

7

 

 

Название методики 

Диагностика суицидального  поведения подростков

 

Автор и источник 

Хайкина М.В. 
«Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков», авторы: Хайкина М.В. под редакцией: д.п.н., профессора С.А.Беличевой и к.п.н. И.А.Коробейникова

Возраст

12-17

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

20

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

40

 

Групповые

 

№ 
п/п

8

 

 

Название методики 

Незаконченные предложения

 

Автор и источник 

Диагностический комплекс проективного интервью В.Михала 
«Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе психолога-практика» Д.В.Лубовский, 1992г.

Возраст

14-16

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

от 20

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

60

 

Групповые

 

 

№ 
п/п

9

 

 

Название методики 

Незаконченные предложения

 

Автор и источник 

Сакс, Леви  
«Практическая психодиагностика» учебное пособие Д.Я.Райгородский, Москва: «Бахрах», 2000г.

Возраст

14-16

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

от 20

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

60

 

Групповые

 

 

№ 
п/п

10

 

 

Название методики 

Дом-дерево-человек

 

Автор и источник 

Дж.Бук 
«Практическая психодиагностика» учебное пособие Д.Я.Райгородский, Москва: «Бахрах», 2000г.

Возраст

от 5

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

-

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

от 30

 

Групповые

 

  

№ 
п/п

11

 

 

Название методики 

Рисунок несуществующего  животного

 

Автор и источник 

М.З.Дукаревич 
«Психологические рисуночные тесты», Венгер, Москва: издательство «Владос», 2005г.

Возраст

от 5

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

-

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

от 30

 

Групповые

 

 

№ 
п/п

12

 

 

Название методики 

Кактус

 

Автор и источник 

М.А. Панфилова 
«Игротерапия общения» тесты и коррекционные игры, М.А.Панфилова, Москва: изд-во «ГНОМ и Д», 2000г.

Возраст

от 3

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

-

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

от 30

 

Групповые

 

 

№  
п/п

13

 

 

Название методики 

Рисунок семьи

 

Автор и источник 

В.Хьюлс, В.Вульф, Л.Карман

«Тестирование детей» из серии  «Психологический практикум», В.Богомолов, Ростов на Дону: издательство «Феникс», 2003г.

Возраст

с 5

Режим проведения

 

Индивидуальные

Х

Время проведения (в мин.)

-

Время обработки 1 протокола 
(в мин.)

от 30

 

Групповые

 

Информация о работе Классификация тестов