Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - провести классификацию управленческих решений.
Наша основная задача - упорядочить распределение элементов управленческих решений по существенным признакам и отнести их к определенному классу. В данной курсовой работе мы рассмотрим такие вопросы, как творческий характер управленческого решения и классификация управленческих решений в целом.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность понятия «управленческие решения» и требования к ним..5
1.1 Сущность понятия и характеристики управленческого решения……..5
1.2 Сущность и функции управленческих решений, основания класси -
фикации ………………………………………………………………………7
1.3 Сущность классификации ………………………………………………11
Глава 2. Классификация управленческих решений …………………………..26
2.1 Классификация решений по субъективно-объективному признаку…26
2.2 Классификация решений по степени определённости ситуации…….26
2.3 Классификация решений по форме…………………………………….29
2.4 Классификация решений по характеру целей и длительности действий
………………………………………………………………………………..30
2.5 Классификация решений по их месту и функциям в процессе управ-
ления………………………………………………………………………….31
2.6 Иные классификации управленческих решений………………………33
Глава 3 Эффективность управленческих решений …………………………..36
Заключение ………………………………………………………………………39
Список используемой литературы ……………………………………………..41
Методы обоснования и оценки оптимальности управленческих решений делятся на три основные группы: эвристические, математические и экономические. Эвристические методы базируются на жизненном опыте руководителей и логических суждениях. Математические методы основаны на описании управленческих решений в терминах математической теории. Для обоснования управленческих решений строятся математические модели. Экономические методы основываются на сопоставлении затрат и результатов в стоимостном выражении. Управленческие решения систематизируются различными способами. В нашей работе классификация будет приведена в зависимости от критериев управленческих решений и помещена в таблицу 1. Подробный анализ таблицы приведен в разделе 1.3 . [20]
Таблица 1. Классификация управленческих решений.
Классификационный признак |
Группы управленческих решений | ||
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные |
Нетипичные | |
Значимость цели |
Стратегические |
Тактические | |
Сфера воздействия |
Глобальные |
Локальные | |
Срок реализации |
Долгосрочные |
Краткосрочные | |
Прогнозируемые последствия |
Корректируемые |
Некорректируемые | |
Характер информации |
Детерминированные |
Вероятностные | |
Метод разработки |
Формализованные |
Неформализованные | |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные |
Многокритериальные | |
Форма принятия |
Единоличные |
Коллегиальные | |
Способ фиксации |
Документированные |
Недокументированные |
1.3 Сущность классификации
1. Степень повторяемости проблемы.
В зависимости
от повторяемости проблемы, требующей
решения, все управленческие
2. Значимость цели.
Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, тактическими или организационными.
Организационные решения, принимаемые с учетом стереотипности ситуаций и используемым методом можно подразделить на:
рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.
3. Сфера воздействия.
Результат решения, может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
4. Длительность
реализации.
Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. (В торговле, например, достижение показателя повышения производительности труда, качества обслуживания и др.). Все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
Оперативные решения предусматривают меры по реализации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей). Их реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное.
5. Прогнозируемые последствия решения.
Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
6. Метод разработки решения.
Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.
Иногда их ещё называют количественные решения, включающие методы математического программирования, статистические методы. Использование методов математического программирования позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.[15]
Их также называют эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, быта, знаний лица, принимающего решение.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.
7. Количество критериев выбора.
Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.
8. Управленческие
решения можно
9. По субъекту,
принимающему решения,
Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным.
Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Это коллективные решения.
Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решений, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.
В самой общей форме любая задача может быть представлена в виде «дано…», «требуется определить…». В соответствии с этой формой, различается содержание задачи принятия решений отдельно для индивидуального и группового лица, принимающего решение.
При принятии решений учитываются как управляемые, так и неуправляемые переменные (факторы). Первые находятся в распоряжении лица принимающего решение и, прежде всего, характеризуют способы использования ресурсов для достижения поставленных целей. Вторые характеризуют заданные внешние и внутренние условия, не являющиеся инструментом управления при принятии решения (правовые, финансовые и др. ограничения, имеющиеся производственные и кадровые возможности и т.п.), но оказывают сильное влияние на выбор решения.
10. Способ фиксации решения.
По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого либо документа – приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
Документированные решения закрепляются и доводятся до исполнителей в письменной форме.
По своему функциональному значению служебные документы делятся на несколько больших групп:
1) Личные – это акты,
устанавливающие, изменяющие
2) Директивные и