Классификация управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - провести классификацию управленческих решений.
Наша основная задача - упорядочить распределение элементов управленческих решений по существенным признакам и отнести их к определенному классу. В данной курсовой работе мы рассмотрим такие вопросы, как творческий характер управленческого решения и классификация управленческих решений в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность понятия «управленческие решения» и требования к ним..5
1.1 Сущность понятия и характеристики управленческого решения……..5
1.2 Сущность и функции управленческих решений, основания класси -
фикации ………………………………………………………………………7
1.3 Сущность классификации ………………………………………………11
Глава 2. Классификация управленческих решений …………………………..26
2.1 Классификация решений по субъективно-объективному признаку…26
2.2 Классификация решений по степени определённости ситуации…….26
2.3 Классификация решений по форме…………………………………….29
2.4 Классификация решений по характеру целей и длительности действий
………………………………………………………………………………..30
2.5 Классификация решений по их месту и функциям в процессе управ-
ления………………………………………………………………………….31
2.6 Иные классификации управленческих решений………………………33
Глава 3 Эффективность управленческих решений …………………………..36
Заключение ………………………………………………………………………39
Список используемой литературы ……………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 72.52 Кб (Скачать файл)

3) Административно-организационные  (регламенты, уставы, положения, инструкции);

4) Организационно-распорядительные (протоколы, договоры, трудовые соглашения);

5) Информационно-справочные (справки, докладные записки, акты, объяснительные записки, служебные  и сопроводительные письма, письма-приглашения);

6) Деловые письма;

7) Финансовые документы;

8) Учетные документы.

     Устные решения составляют наиболее оперативную часть деятельности управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.

     Кодированные решения применяются в автоматизированных системах. Они наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

11. По характеру  использованной информации, в зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости), вероятностными (принятыми в условиях вероятной определенности (риска)) и неопределенными.

     Детерминированные (жестко обусловленные) решения принимаются в условиях определённости, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Подобным образом, принимая решение о запуске в производство определённого изделия, руководитель может точно определить уровень издержек производства, так как ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно.

     Анализ управленческих решений в условиях определенности это самый простой случай: известно количество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов. Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов. Если их два аналитик должен выбрать (или рекомендовать к выбору) один из двух возможных вариантов. Последовательность действий здесь следующая: В данном случае определяется критерий, по которому будет делаться выбор: методом «прямого счета» исчисляются значения критерия для сравниваемых вариантов, вариант с лучшим значением критерия рекомендуется к отбору.

     Возможны различные методы решения этой задачи. Как правило, они подразделяются на две группы:

  • методы, основанные на дисконтированных оценках;
  • методы, основанные на учетных оценках.

     Если число альтернативных вариантов больше двух, процедурная сторона анализа существенно усложняется из-за множественности вариантов, техника «прямого счета» в этом случае практически не применима. Наиболее удобный вычислительный аппарат – методы оптимального программирования (в данном случае этот термин означает «планирование»). Этих методов много (линейное, нелинейное, динамическое и пр.), но на практике в экономических исследованиях относительную известность получило лишь линейное программирование.

     Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости. Большинство управленческих решений являются вероятностными.

     Вероятностными (инициативными) называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости.

     К решениям принимаемых в условиях риска, относят такие, результаты которых не являются определёнными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Вероятность можно определить математическими методами на основе статистического анализа опытных данных. Например, компании по страхованию жизни на основе анализа демографических данных могут с высокой степенью точности прогнозировать уровень смертности в определённых возрастных категориях и на этой базе определять страховые тарифы и объем страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые премии и получать прибыль. Такая вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать статистически достоверный прогноз, называется объективной.

     В ряде случаев, однако, организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В таких ситуациях руководителям помогает опыт, который показывает, что именно может произойти с наибольшей вероятностью. В этих случаях оценка вероятности является субъективной.

 

     Пример решения, принятого в условиях риска – решение транспортной компании застраховать свой парк автомобилей.

     Анализ и принятие решений в условиях риска встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. При этом пользуются:

  • известными, типовыми ситуациями
  • предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали);
  • субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно, либо с привлечением группы экспертов.

     Решение принимается в условиях неопределённости, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов. Это довольно часто встречается при решении новых, нетипичных проблем, когда требующие учёта факторы настолько новы или сложны, что о них невозможно получить достаточно информации. Неопределённость характерна и для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся ситуациях. В итоге вероятность определённой альтернативы невозможно оценить с достаточной степенью достоверности. Сталкиваясь с неопределенностью, предпринимают следующие действия:

  • пытаются получить дополнительную информацию и ещё раз проанализировать проблему с целью уменьшить её новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;
  • когда не хватает времени или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.

     Неопределенные – решения, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при полном отсутствии необходимой информации по проблеме.

12. Скорость  принимаемого решения.

     Исследуемые решения – это решения, принимаемые в условиях достаточного количества времени.

     Кризисные решения, решения принимаемые в критической ситуации.

13. По функциональной  направленности выделяют планирующие,  организующие, координирующие и  контролирующие управленческие  решения.

14. По функциональному  содержанию решения бывают экономические,  социальные, технические, политические, организационные.

      Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия.

     Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.

     Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д.

     Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.

15. По степени  регламентации, то есть насколько  жестко установлены сроки и  условия действия подчиненных,  различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.

     Регламентирующие решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность.

 

     Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных.

     Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.

16. Отдельные  авторы выделяют четыре уровня  решений в зависимости от творческого  вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.

     Первый уровень – рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

     Второй уровень – селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.

     Третий уровень – адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.

     Четвертый уровень – инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

17. Характер  проблемы лежит и в основе  применения системного анализа  как одного из методов обоснования  решений. В связи с его использованием  выделяются три типа проблем:

  • хорошо структурированные;
  • слабо структурированные;
  • неструктурированные.

     Под структуризацией понимается возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации. Степень формализации проблемы как признак типизации впервые предложена американскими специалистами Г. Саймоном и А. Ньюэллом.

Хорошо структурированными считаются проблемы, в которых  зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структурированных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как «исследование операций».

     Слабо структурированными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структурированные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.

Неструктурированные (или  качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктурированных  производится с использованием эвристических  методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.

     В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество неформализуемых элементов с таким расчетом, чтобы проблема приобрела более определенный характер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязываться с целями управления предприятием, и на этой основе целесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.

     В самой общей форме любая задача может быть представлена в виде «дано…», «требуется определить…». Руководствуясь этой формой, описывают содержание задачи принятия решений отдельно для индивидуального и группового лица принимающего решение, используя некоторые идеи формального представления задачи принятия решения.

18. По источнику  возникновения решения делят  на инициативные, по предписанию,  по предложению «снизу».                                                                                                                                                               В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое «навязывание» решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей. [29]

 

 

               Глава 2. Классификация управленческих решений

        2.1  Классификация решений по субъектно-объектному признаку

     В любой науке, ее отрасли или институте ведущее место среди субъектов управленческих решений занимает соответственно государство.

     Решения, принимаемые государством и его органами власти, охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан.

Информация о работе Классификация управленческих решений