Парадигма жизни осознается каждым
человеком в виде своеобразной
формулы, фиксирующей его переживание
(силу, ее вектор, включенность в жизнь и т. п.)
в конкретный момент времени: «собачья
жизнь», «жизнь – это борьба», «жизнь –
это ад», «жизнь – это игра» и т. п. Формула
парадигмы жизни воплощается в конкретные
действия, оценкой поступков человека.
Она является той основой жизнеощущения,
которая констатирует образ Другого человека
и свой собственный тоже. В каждый момент
времени парадигма жизни представляет
собой целостное содержание отношения
«Я» - «Другой», удерживая и сохраняя в
нем динамические тенденции.
Хотелось бы данным рассуждением показать,
что отношение к Другому человеку является
содержанием, постоянно присутствующим
в психической реальности каждого человека
как ее составляющая и естественным образом
(через механизм проекции) входит во все
виды активности. В известном смысле можно
сказать, что каждый из нас занимается
практической этикой, осуществляя воздействие
на Другого человека и себя. Те люди, для
кого это является профессией, рефлексируют
на это содержание, обеспечивая, таким
образом, условия для социальной презентации
важнейшего образования психической реальности
– парадигмы жизни. Она легализуется в
настоящее время в нескольких формах:
юридических законах конкретной страны,
в правах и профессиональных обязанностях
(должностные инструкции), в этических
кодексах профессий, принимаемых профессиональным
обществом, в Международной Декларации
прав человека, в Конвенции о правах ребенка
и т. п.
Таким образом, практическая этика
является неотъемлемой частью
любой профессиональной деятельности,
предполагающей непосредственное воздействие
на психическую реальность человека. Современная
жизнь человека в обществе протекает так,
что по существу любая сфера общественной
жизни оказывает в той или иной мере на
него такое воздействие. Похоже на то,
что психической становится вся жизненная
среда человека, так как она несет в явной
или превращенной форме следы воздействия
человека на человека (через предметы
потребления, орудия и средства производства,
через измененный ландшафт, через меняющие
свой состав природные воды и воздух и
т. п.)
3. Практическая
этика в профессиональной деятельности
практического психолога.
Практическая психология как
профессиональная деятельность
начинает зарождаться в массовом
масштабе и поэтому требует
внимательного к себе отношения
с той точки зрения, что именно она
социально обостряет до предела проблему
обоснованности воздействия одного человека
на другого. В конечном счете, проблему
жизни проживаемой (прожитой) как своей
или чужой, жизни проживаемой (прожитой)
чужим умом (чужими средствами, чужими
желаниями, чужими способностями). Что
для человека, для людей важнее? Хотелось
бы думать, что современное общество, да
и каждый человек хотя бы мгновение в жизни
переживали два полярных, а поэтому очень
ярких чувства:
-чувство
полной собственной беспомощности перед жизненными
проблемами, желание отдать кому – то
все свои оставшиеся силы, только чтобы
больше не мучиться неопределенностью,
бессмысленностью;
-чувство
ликующей радости от осуществленного
– вдохновляющее чувство хозяина
жизни.
Какое из этих чувств продуктивнее?
Наверное, недаром уныние считается смертным
грехом уже многие столетия. Оно лишает
психическую реальность одного из главных
качеств – качества глубины, разнообразия,
динамики. Уныние, штиль, тишина, смерть,
психологическая и физическая. Однако
возможно ли через воздействие Другого,
Других людей вернуть глубину и разнообразие
жизни человеку, уже погруженному (или
погружающемуся) в небытие уныния, апатии,
конформизма и прочих форм отказа от собственного
Я? Это вопрос о том, идти ли психологу
к тем (к тому), кто не зовет на помощь, вяло
увлекаемый потоком собственной индивидуальной
судьбы к ее естественному концу. Думаю,
что ответ на него весьма непрост.
Лезть
в чужую душу без спроса не только
опасно, но и неэтично. А если она,
чужая душа, погружается
в мрак потери собственного «Я», если она
сама в ужасе от него, своего «Я», спасается
знаменитым фроммовским бегством от свободы
в невроз, в болезнь, в инфантилизм, в никуда…
и ты, психолог, это видишь, понимаешь,
и…
Какое решение, профессиональное решение,
принимаешь (примешь) и будет ли оно правильным?
Признаюсь честно, я не знаю ответа на
эти вопросы. Но твердо уверена в том, что
профессия практического психолога появилась
не случайно – может быть, я преувеличиваю,
но это одна из попыток человечества спасти
(именно спасти, как живое явление) индивидуальное
сознание от наступления сознания массового
человека.
Индивидуальное, живое сознание
обладает уникальными свойствами,
многие из них подробно описаны
в философской и психологической литературе (В.
П. Зинченко, М. Мамардашвили, П. П. Флоренский).
Среди всех этих свойств внимание, в свете
задач этого текста, привлекает свойство
целостности. Живое сознание – оно единое,
целое, поэтому оно обладает определенным
(но не бесконечным!) запасом прочности
к воздействию.Если этот запас прочности
исчерпывается под влиянием воздействующей
силы, сознание исчезает, или, разрушенное
уже не восстанавливается в прежнем виде,
т. е. перестает быть живым. Такое сознание
уже называется фантомным. Психолог, оказывая
воздействие на другого человека, сам
является носителем индивидуального сознания
(живого или фантомного) и при этом имеет
дело тоже с живым или фантомным сознанием.
Нетрудно представить, какие возможны
логические варианты при взаимодействии
с одним человеком и как многократно они
усложняются при взаимодействии с группой
людей.
Варианты воздействия живого
и фантомного сознания многократно
переживаются в течение жизни
каждым человеком как непосредственным
участником или наблюдателем
таких ситуаций. Основные
общие ее признаки – это усталость и чувство
опустошенности ее участников, переживающих
взаимное сопротивление как невозможность
изменения, невозможность достижения
согласия. Варианты воздействия фантомного
сознания на фантомное порождают взаимную
неудовлетворенность, которая может перерасти
в открытую конфронтацию по принципу взаимного
несоответствия. Воздействие живого сознания
на живое сознание связано с появлением
воодушевления, переживается как обновление,
как прилив сил, как расширение горизонтов
жизни, как появление (пусть на время) чувства
общности, единения.
При этом, по моему мнению, абсолютно
однозначно представляются непродуктивными
ситуации воздействия на фантомное
сознание с точки зрения изменения
в них сознания в сторону
появления признаков
психической жизни. Это, по сути дела, варианты
возможной профессиональной неудачи психолога
как человека, ставящего задачу сохранения
или восстановления живого индивидуального
сознания. Ситуации эти становятся более
вероятными при работе со взрослыми людьми.
Фантомное сознание воспроизводит само
себя – оно неизменно, время жизни для
него не приносит изменения. Скука – основное
качество жизни фантомного сознания. Жизнь
людей показывает, что преодоление скуки
чаще всего происходит внешними воздействиями
на сознание – путешествие, алкоголь,
смена сексуального партнера, смена места
работы, риск и т. п. Но эти внешние воздействия
бывают достаточно кратковременными,
скука возрождается снова. Психолог, сам
обладая живым сознанием, при работе с
фантомным сознанием встречает огромное
сопротивление, преодолеть которое можно
только причиняя Другому человеку боль.
Боль психическую, как говорят, душевную.
Какое право имеет психолог на эту боль?
Будет ли она, эта боль, тем началом, которое
откроет живые качества индивидуального,
но уже фантомного сознания или приведет
к появлению еще одного фантома – теперь
уже фантома боли?
Это
вопросы из области практической
этики. Это вопросы из области
психологии развития, из тех сфер знания,
где обсуждается сущность человека, воплощение
сущности в ее конкретные проявления.
А если психолог сам обладает
фантомизированным сознанием, что,
к сожалению, бывает как следствие
шизоидной интоксикации психологической
информации, и при этом берется
работать с фантомным сознанием Другого человека?
Вот тут и создается ситуация «машинообразного»
действия, когда программа одной «машины»
не соответствует программе другой. Как
следствие, вполне вероятно, видятся горы
обломков этих «машин». Люди переживают
глубокое чувство неудовлетворенности
жизнью – несоответствие своих фантомов
чужой (чуждой) реальности.
Обсуждая только логически возможные
варианты, приходится констатировать,
что живое индивидуальное сознание,
жизнеутверждающее переживание
собственной индивидуальности, как
ценности себя подобного
Другим, во второй половине 20 века претерпело
сильные изменения, как в социальном, так
и в индивидуальном проявлении. Попробуем
выделить общекультурные факторы, способствующие
его становлению, и факторы, препятствующие
этому:
Развитие
индивидуального сознания |
Разрушение
индивидуального сознания |
повышение социальной
роли лиц, принимающих ответственные
решения, |
|
доступность
источников информации, |
экологические
катастрофы, |
возможность
коммуникации с другими народами, |
средства
массового уничтожения, |
далекие путешествия, |
ограничение
внутрисемейных коммуникаций, |
появление новых
мировых религий, |
массовое
стандартное обучение |
увеличение
свободною времени, |
стереотипы
общения и деятельности, |
возможность
выбора индивидуального стиля жизни, |
«новые» знания
о мире, |
возможность
выживания в экстремальных условиях, |
стачистические
критерии истины, |
личное участие
в общепланетарных действиях, чувствах,
мыслях |
кровопролития,
войны, |
|
появление электронной
техники (дистанционное управление разрушением), |
|
урбанизация
и высокий темп жизни, |
|
дегуманизация
образования, |
|
обесценивание
поиска истины (научного мышления) |
Психолог не может не считаться
с этими факторами. Естественно,
среди перечисленных есть только
те, которые в большей степени задевают сознание
каждого человека, обостряя переживание
собственной сущности как принадлежащей
себе самому или другим. Для психолога
идеи о сущности человека имеют самое
конкретное, ситуативно выраженное оформление
в виде жалоб на скуку жизни, неудачливость,
вялость, отсутствие способности к сосредоточению,
потерю сексуальной привлекательности
или потенции и т. п.
За ними стоят нарушения в
строении психической реальности,
которые делают ее жесткой
структурой с фиксированной функцией.
Хорошо об этом сказала К. Хорни
: «Подчиняет ли невротик себя другому
миру или судьбе и каково бы ни было то
страдание, которое он позволяет захватить
себя, - независимо от этого удовлетворение,
которого он ищет, состоит, по - видимому,
в ослаблении или стирании собственного
индивидуального «Я». Тогда он прекращает
быть активным действующим лицом и превращается
в объект, лишенный собственной воли».
Невротическая личность – это
яркое выражение тех фантомных
образований в сознании, которые
дают основание говорить о
превращении живого
сознания в его противоположность – сознание
неживое. Фактически когда речь идет о
фантомизации сознания, это уже описание
одного из симптомов в синдроме психической
смерти, - явление, которое в условиях массовой
культуры, как кажется, приобретает значительно
выраженный характер и находит свои конкретные
формы в вариантах отказа от психического
развития (страх перед изменениями своего
личного стиля жизни, уход от ответственности
за свою жизнь, отказ от усилий по преодолению
житейских трудностей, социальная пассивность,
ожидание чудо – лидера, поиск кумира
(кумиров) и т. п.).
Думается, что эти феномены индивидуального
сознания – фантомизация и
психологическая смерть – с
необходимостью ставят вопросы
о границе профессиональных возможностей психолога в осуществлении
им профессиональной деятельности. Этот
вопрос похож по своим операциональным
проявлениям (по усилиям и их направленности)
на принятие решения об оказании реанимационной
медицинской помощи. Когда уже очевидно,
что усилия тщетны, стоит ли тратить силы
на борьбу за жизнь, которая все равно
погаснет? Наверное, это та грань, где вопросы
профессиональной этики и вопросы практической
этики смыкаются в осуществление профессионального
долга.
Профессиональный долг требует
от психолога действия, практическая
этика определяет глубину воздействия
на Другого человека, а профессия диктует
принятие ограничений на собственные
действия. Попробуем выразить эту же мысль
в возможной рефлексивной формуле психолога:
«Я как психолог должен принять решение
об оказании помощи, но я вижу (понимаю,
знаю), что этому человеку я не смогу помочь,
так как он не примет моей помощи, я должен
отказаться от работы с ним, так как я не
обладаю для этого необходимыми профессиональными
средствами». Противоречие в переживании
– «я – психолог, я же не психолог» - это
не только мощное воздействие на собственный
внутренний мир, но и необходимость транслировать
это для другого человека в адекватной
для этого форме.
Готов ли к этому психолог?
Как подготовиться к возможному появлению такого
противоречия? Это вопросы из области
владения психологом практической этикой
как нормой собственной личной жизни,
которая, как составная часть его Я – концепции,
структурирует психическую реальность
его собственной жизни. Говоря по – другому,
если люди для психолога – средство для
самоутверждения и наслаждения властью,
которую дает ореол профессии, то для него,
по сути дела, нет переживания профессионального
дела и его возможного несоответствия
с уровнем собственного профессионального
развития («Я прав, потому что я прав»).
Выраженная ориентация на ценность другого
человека в профессиональной деятельности
психолога предполагает адекватное восприятие
им своих возможностей как меры воздействия
на Другого человека, основанной на переживании
чувства профессионального долга и ответственности
за свои профессиональные действия. Это
делает профессию психолога одним из немногих
видов социальной активности, где обобщенные
идеи о ценности человека предельно конкретизируются
и персонифицируются в его словах и действиях,
направленных на Другого человека. В известном
смысле психолог создает своими профессиональными
действиями образ Другого для тех людей,
с которыми он работает.