Кодекс профессиональной этики практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:39, контрольная работа

Краткое описание

Специфика работы практического психолога накладывает на него серьезные обязательства и предопределяет его действия в соответствии с этическими и моральными принципами.

Содержание

Введение………………………………………………………………….... 3
1. Кодекс профессиональной этики практического психолога………………...4
2. Практическая этика как неотъемлемая часть любой
профессиональной деятельности……………………………………..…... 7
3. Практическая этика в профессиональной деятельности
практического психолога……………………………………………….. 10
4. Общие принципы работы профессионального психолога………………. 16
5. Профессиональная компетенция психолога в отношениях
с другими профессионалами……………………………………………. 18
6. Проблема вмешательства. ………………………………………………. 19
7. Получение и использование информации в профессиональной
деятельности психолога………………………………………………….. 20
8. Реклама услуг психолога, оплата труда практикующего психолога и
законодательные гарантии работы психолога…………………..………….21
Заключение………………………………………………………………... 24
Список литературы……………………………………………………….... 25

Вложенные файлы: 1 файл

Кодекс профессиональной этики практического психолога.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

     Психолог, как профессионал, выполняет  важнейшую социальную задачу  – задачу создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа Другого человека.

     Вполне вероятно, что эта профессиональная  деятельность психолога – один  из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни[9].

  1. Общие принципы работы профессионального психолога.

      Деятельность психолога направлена  к достижению таких гуманитарных  и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

     Психология как профессия управляется  принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренности по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научные основы.

     Психологи не должны принимать  участие или способствовать разработке  методов, направленных против  свободы индивида и его физической  или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или  содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация не могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдания таких действий.

     Все психологи должны как минимум  информировать свои профессиональные  объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

     Психологи должны уважать религиозные  и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

     При оказании помощи психологи  не должны осуществлять дискриминацию  по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

     Психологи не должны использовать  власти или превосходство по  отношению к клиенту, которая  дает их профессия, для извлечения  прибыли или получения преимуществ  как для себя, так и для третьих лиц.

     В особенности в письменных  документах психологи должны  быть чрезвычайно осторожны, сдержаны  и критичны по отношению к  своим концепциям и заключениям,  учитывая возможность их восприятия  как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный – абнормальный, адаптированный – неадаптированный, интеллигентный – умственно отсталый.

     Психологи не должны применять  манипулятивные процедуры с целью  добиться обращения к ним определенных  клиентов, а так же действовать  таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

     Психолог не должен допускать  использования своего имени или  подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать  о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

     В случае, когда личные интересы  клиента вступают в противоречия  с интересами учреждения, психолог  должен постараться выполнять  свои функции с максимальной  беспристрастностью. Обращение за  помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступить как его защитник по отношению к администрации учреждения.

  1. Профессиональная компетенция психолога в отношениях с другими профессионалами

     Права и обязанности профессионального  психолога основываются на принципе  профессиональной независимости  и автономии независимо от  служебного положения в определенной  организации и от профессионалов  более высокого ранга и администрации.

     Профессиональный статус психолога  базируется на его способностях  и квалификации, необходимых для  выполнения его обязанностей. Психолог  должен быть профессионально  подготовлен и иметь специализацию  в применении методов, инструментария  и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

     Психолог не должен применять  методы и процедуры, не прошедшие  достаточной апробации в рамках  современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

     Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

     Когда интересы психологического  обследования или вмешательства  требуют тесного сотрудничества  с профессионалами из других  областей, психологи должны обеспечивать  соответствующее взаимодействие  так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

     Психологические методы не должны  смешиваться – как в применении, так и в их представлении  общественности – с методами, чуждыми научным основам психологии.

     Не отказываясь от научной  критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

     Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

 

  1. Проблема вмешательства.

     Психологи должны отказаться  от вмешательства, если они  уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

     Осуществляя вмешательство по  отношению к индивидам, группам,  организациям или общинам, психолог  должен предоставить им необходимую  информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

     Психолог должен стремиться к  завершению вмешательства и не  продлевать его методами сокрытия  информации или обмана как  в случае достижения поставленной  цели, так и в случае невозможности  ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители других областей знания могут продолжить вмешательство.

     Ни в коем случае свобода  клиента – как в отношении  прекращения вмешательства, так  и в отношении консультаций  у другого психолога или иного  специалиста – не должна быть  ограничена. Следует поощрять способность  клиента принимать решение на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжить вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

     Психологи не должны пользоваться  властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

     Психолог не должен позволять  вовлечь себя профессионально  в неясную ситуацию, где его  роль или функции окажутся  неуместны или двусмысленны. Психологи  не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

     В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

     Психологи должны соблюдать особую  осторожность в том, чтобы не  вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они в последствии окажутся профессионально не способны.

7.Получение и использование информации в профессиональной деятельности психолога

     Психологи при осуществлении  своих профессиональных функций  должны тщательно оберегать право  клиента на конфиденциальность. Лишь строго необходимая для выполнения требуемых действий информация должна быть получена психологом и всегда только с согласия клиента.

     Вся информация, полученная психологами  о клиенте, как из его сообщений,  так и в результате профессиональных наблюдений, является их профессиональной тайной, сохранение которой – их профессиональной право и обязанность. Разглашение такого рода сведений возможно только по специальному разрешению клиента. Психологи должны следить за тем, чтобы их сотрудники соблюдали те же правила относительно информации.

     При осуществлении вмешательства  по просьбе самого клиента  и на основании полученных  от него сведений, информация  о клиенте может быть сообщена  третьему лицу только по специальному  разрешению клиента и в определенных им пределах.

     Если обследование или вмешательство  осуществляется по инициативе  другого лица (судьи, представителя  органов просвещения, родителей,  нанимателя и т.д.), а не самого  обследуемого, то он или его  родители и опекуны должны быть уведомлены об обследовании или вмешательстве, а также о том, кому будет направлен отчет психолога. Обследуемый вправе знать содержание отчета при условии, что это не создаст серьезной опасности для него или психолога.

          Информация, полученная психологом в процессе его профессиональной деятельности, не должны быть использована им в своих интересах или в интересах третьих лиц, а также для создания предубеждения у клиента.

     Устная, печатная, аудиовизуальная  и другая публикация клинических случаев с иллюстративными, образовательными или научными целями должна осуществляться так, чтобы было невозможно идентифицировать описываемое лицо, группу или организацию. Если вероятность такого опознания существует, необходимо получение согласия клиента.

     Хранение письменных или находящихся  в электронном банке информации  психологических данных (результатов  опросов, тестирования и т.д.) осуществляется  под личную ответственность психолога,  в условиях, исключающих доступ  к ним посторонних лиц.

    В случае присутствия третьих лиц, не нужных для совершаемых психологом профессиональных действий, таких, как студенты или практиканты, на него требуется предварительное согласие клиента.

     Отчет психолога должен быть  ясным, точным, четким и понятным  для адресата. Должны быть указаны границы предпринятых действий, степень достоверности полученной информации, постоянный или временный характер выявленных явлений, примененные методики и сведения о выполнившим работу профессионале.

     Смерть или исчезновение клиента не освобождает психолога, выступает ли он в частном качестве или как представитель общественной организации, от хранения профессиональной тайны.

8. Реклама услуг психолога, оплата труда практикующего психолога и законодательные гарантии работы психолога

     Реклама услуг психолога должна  осуществляться в сдержанной  форме, с указанием профессиональной  квалификации, ученой степени, членского  номера в ОПП и, когда это  уместно, области психологии и  применяемых методов. Ни в коем  случае не должна сообщаться сумма гонорара, даваться какие-либо гарантии, превозноситься профессиональные достижения и перечисляться успешные случаи. Обязательно следует сообщать точные сведения о профессионале, составившем рекламный текст.

Информация о работе Кодекс профессиональной этики практического психолога