Министерство образования и
наука РФ
Федеральное агентство по образованию
Иркутский государственный
технический университет
Заочно-вечерний факультет
Кафедра общеобразовательных
дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Психология
профессиональной деятельности»
Выполнила: Борзова Галина
Вячеславовна
группа ЭСТбз12-1
Иркутск 2015.
Оглавление
1.Что такое «профессиональное
выгорание» и «трудоголизм»
(вопрос №16)…………………………………………………………………3
2. Профессионально
важные качества личности, общие и специальные
способности. Профессиональная пригодность (вопрос
№18)………………6
3. Что такое индивидуальный
стиль деятельности (вопрос №20)…………..10
1. Что такое «профессиональное
выгорание» и «трудоголизм».
Профессиональное
выгорание — совокупность негативных
переживаний, связанных с работой, коллективом
и всей организацией в целом. Один из видов Профессиональной деформации
личности. Нередко проявляется у специалистов,
вынужденных во время выполнения своих
обязанностей тесно общаться с людьми.
Признаки профессионального выгорания:
1) чувство безразличия, эмоционального
истощения, изнеможения (человек не может
отдаваться работе так, как это было прежде);
2) дегуманизация (развитие негативного
отношения к своим коллегам и клиентам);
3) негативное профессиональное самовосприятие
— ощущение собственной некомпетентности,
недостатка профессионального мастерства.
Трудоголи́зм — термин, обозначающий стремление
человека чрезмерно трудиться, выходящее
за рамки естественного трудолюбия.
Трудоголизм — признак
психологического неблагополучия: человек
«прячется за работу» из-за утраты способности
полноценно общаться с окружающими и для
ухода от собственных нерешенных (часто
— психологических) проблем.
Трудоголики своим неумеренным стремлением к работе сами не замечают, как вредят себе и окружающим. Чрезмерная трудовая нагрузка вредит и в чисто медицинском аспекте: следствием этого является хроническое переутомление, стрессы, и, как следствие, — психические и соматические заболевания. Кроме того, социальные проблемы, возникающие из-за того, что трудоголик не уделяет достаточного внимания «внерабочим» делам и общению с близкими, могут ударять не только лично по нему, но и по другим.
Трудоголизм
как психологическая зависимость
Работа у трудоголика постепенно
превращается в своеобразный "щит"
от страха, тревог, неуверенности в завтрашнем
дне, неурядиц в личной жизни. Человек
использует работу, как средство бегства
от личных проблем и трудностей. Но, получив
однажды удовольствие и эйфорию после
отлично выполненной работы (когда ощущение
собственной значимости возрастает до
небес!), такой человек однажды начинает
чувствовать дискомфорт, не получив такую
эйфорию вновь и вновь. Он начинает подсознательно
искать это вожделенное состояние, которое,
быть может, так и останется недостижимым
ни дома, ни среди близких, ни где-нибудь
ещё. Точно так же наркоман в реальной
жизни не может найти альтернативу тому
состоянию, которое ему дает наркотик.
Так же, как и алкоголизм, трудоголизм
постепенно может стать стилем жизни:
человек не только теряет друзей и близких,
но и здоровье (особенно психическое),
«сжигает» душу и тело. Постепенно трудоголизм
переходит в душевное и физическое «выгорание»
(«сгорание на работе»). Термин этот хорошо
известен, и фраза «сгорел на работе» считается
крахом профессиональной деятельности
и крайне неумелого распределения своих
ресурсов.
Признаки
трудоголизма
После напряженной
работы трудоголику невозможно переключиться на другую деятельность.
Беспокойство о работе
мешает ему во время отдыха.
Трудоголик считает, что удовлетворение можно ощутить лишь в работе.
Трудоголик ощущает себя энергичным, уверенным и самодостаточным, только работая, или думая о работе.
Если он не работает,
то чувствует неудовлетворенность и раздражение.
Такой человек обычно
в быту мрачен, неуступчив, раним, но резко
преображается в лучшую сторону на работе.
Завершая какое-либо
дело, трудоголик испытывает разочарование от того, что скоро «всё это закончится».
Он сразу начинает
размышлять о следующем деле и рабочем
дне.
Трудоголик органически не понимает смысла отдыха и получения радости от него.
Он панически избегает
состояния «ничегонеделания».
Отсутствие работы
для трудоголика — это однозначно безделье
и лень.
После работы для того,
чтобы понять, чего хотят близкие, трудоголику нужно сделать над собой невероятное усилие.
Даже дома его мысли
постоянно сосредоточены на объекте работы.
Журналы, фильмы и развлекательные
программы вызывают у него раздражение
(хотя он может скрывать это).
Рассказы приятелей
о любовных похождениях кажутся трудоголику скучными и пустыми.
Для него характерны
слова: «все», «всегда», «я должен».
Обычно трудоголик ставит перед собой цели, которых он не может достичь, и предъявляет к себе завышенные требования.
Рассказывая о своей
работе, ему удобнее говорить «мы», а не
«я».
2. Профессионально
важные качества личности, общие и специальные
способности. Профессиональная пригодность.
Для каждой профессии существуют
необходимые критерии для выполнения
определенной работы. И все же можно выделить
основные качества личности, которые считают
необходимыми для успешного выполнения
любой работы:
Коммуникабельность. В определенных
профессиях, особенно связанных с продажами
такое свойство крайне необходимо. Угрюмый
и неприветливый продавец, никогда не
сможет реализовать товаров больше, чем общительный. Коммуникабельность
считается незаменимой и в условиях коллективной
работы, от микроклимата в коллективе,
зачастую зависит успешность работы всего
предприятия.
Целеустремленность. Умение
добиваться своей цели является одним
из важных факторов успешности человека.
Стремление решать любые сложные задачи,
добиваться желаемых результатов – качество
незаменимое для любой профессии.
Ответственность. Сложно представить
себе успешным безответственного человека.
Такой работник не вызывает доверия у
руководителя, если порученные ему задания
не выполняются по какой-либо причине,
или личные проблемы заслоняют профессиональные,
то страдает работа всего коллектива.
Интеллектуальное развитие
и обучаемость. На современных предприятиях
даже неквалифицированный труд подразумевает
под собой использование различных механизмов
и техники. В коллективах умственного
труда применяют современные методы управления
и производства. Любая работа сегодня – это постоянное обучение
и совершенствование, поэтому способности
к восприятию новых знаний и навыков очень
важны для любого вида деятельности.
Не менее важны для специалиста
и волевые характеристики: смелость, решительность,
умение принимать самостоятельные решения,
эмоциональная устойчивость, склонность
к риску. Если вы не хотите все жизнь работать
рядовым исполнителем, то вам необходимо
развивать в себе возможности, способствующие
умению принимать решения и быть готовым
нести ответственность за результаты.
Развитие таких свойств может
происходить уже в процессе трудовой деятельности.
Чем выше человек поднимается по карьерной
лестнице, тем большая эмоциональная нагрузка
будет на него «давить». Поэтому стрессоустойчивость
– важное качество для лидерства.
К профессионально значимым
качествам личности можно отнести: аналитические
способности, гибкость, мобильность, высокую
работоспособность, инициативность, креативность,
организаторские и лидерские качества.
Обладая такими способностями
можно добиться успехов в любой профессиональной
деятельности. Но лишь удачное сочетание
и наличие необходимых именно для вашей
должности качеств может привести к значимым
результатам.
Общие и специальные способности.
Способности – это индивидуально-психологические
особенности личности, обеспечивающие
успех в деятельности, быстроту и легкость
овладения деятельностью. Способности
не могут быть сведены к знаниям, умениям
и навыкам, имеющимся у человека, но способности
обеспечивают их быстрое приобретение,
фиксацию и эффективное практическое
применение.
Способности класифицируются: 1) природные (или естественные)
способности, в основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными
задатками, формирующиеся на их базе при
наличии элементарного жизненного опыта;
2) специфические человеческие способности,
имеющие общественно-историческое происхождение
и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной
среде. В свою очередь, специфические человеческие
способности подразделяются на способности:
а) общие, которыми определяются успехи человека
в самых различных видах деятельности
и общения (умственные способности, уровень
интеллекта, развитые память и речь, точность
и тонкость движений рук и т.д.), и специальные,
определяющие успехи человека в отдельных
видах деятельности и общения, где необходимы
особого рода задатки и их развитие (способности
математические, технические, литературно-лингвистические,
художественно-творческие, спортивные
и т.д.). б) теоретические способности, определяющие склонность
человека к абстрактно-логическому мышлению,
и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим
действиям.
в) учебные способности, которые влияют на успешность
педагогического воздействия, усвоение
человеком знаний, умений, навыков, формирование
качеств личности, и творческие,
связанные с успешностью в создании произведений
материальной и духовной культуры, новых
идей, открытий, изобретений.
г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию
с людьми) и предметно-деятельностные способности,
связанные со взаимодействием людей с
природой, техникой, знаковой информацией,
художественными образами и т.д.
Способности – не статичное, а динамическое
образование, их формирование и развитие
происходят поэтапно в процессе определенным
образом организованной деятельности
и общения. Задатки обусловливают разные
пути формирования способностей, влияют
на уровень достижения, быстроту развития.
Многие задатки, данные человеку от природы,
могут остаться нереализованными, не превратиться
в реальные способности и достижения человека,
человек может даже и не подозревать о
наличии в себе каких-либо задатков.
Профессиональная пригодность.
Это совокупность индивидуальных
данных человека, при наличии которых
он соответствует требованиям, предъявленным
к нему профессией. Человек, обладающий
такими данными, называется профессионально
пригодным. В психологии труда выделяют
основные факторы П. п.:
1) Способности или
предрасположения к той или
иной работе. Эти способности могут
быть чисто физическими или психическими
(память, реакция, внимание, общая одаренность
и др.).