Контрольная работа по «Психология профессиональной деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов Профессиональной деформации личности. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Содержание

1.Что такое «профессиональное выгорание» и «трудоголизм»
(вопрос №16)…………………………………………………………………3
2. Профессионально важные качества личности, общие и специальные способности. Профессиональная пригодность (вопрос №18)………………6
3. Что такое индивидуальный стиль деятельности (вопрос №20)…………..10

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 37.83 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и наука РФ

Федеральное агентство по образованию

 

Иркутский государственный технический университет

Заочно-вечерний факультет

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Психология профессиональной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнила: Борзова Галина 

Вячеславовна

 

группа ЭСТбз12-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2015.

 

Оглавление

1.Что такое «профессиональное выгорание» и «трудоголизм»

(вопрос №16)…………………………………………………………………3

2. Профессионально важные качества личности, общие и специальные способности. Профессиональная пригодность (вопрос №18)………………6

3. Что такое индивидуальный стиль деятельности (вопрос №20)…………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что такое «профессиональное выгорание» и «трудоголизм».

Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов Профессиональной деформации личности. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Трудоголи́зм — термин, обозначающий стремление человека чрезмерно трудиться, выходящее за рамки естественного трудолюбия.

  • Трудоголизм — признак психологического неблагополучия: человек «прячется за работу» из-за утраты способности полноценно общаться с окружающими и для ухода от собственных нерешенных (часто — психологических) проблем.

  • Трудоголики своим неумеренным стремлением к работе сами не замечают, как вредят себе и окружающим. Чрезмерная трудовая нагрузка вредит и в чисто медицинском аспекте: следствием этого является хроническое переутомление, стрессы, и, как следствие, — психические и соматические заболевания. Кроме того, социальные проблемы, возникающие из-за того, что трудоголик не уделяет достаточного внимания «внерабочим» делам и общению с близкими, могут ударять не только лично по нему, но и по другим.

Трудоголизм как психологическая зависимость


Работа у трудоголика постепенно превращается в своеобразный "щит" от страха, тревог, неуверенности в завтрашнем дне, неурядиц в личной жизни. Человек использует работу, как средство бегства от личных проблем и трудностей. Но, получив однажды удовольствие и эйфорию после отлично выполненной работы (когда ощущение собственной значимости возрастает до небес!), такой человек однажды начинает чувствовать дискомфорт, не получив такую эйфорию вновь и вновь. Он начинает подсознательно искать это вожделенное состояние, которое, быть может, так и останется недостижимым ни дома, ни среди близких, ни где-нибудь ещё. Точно так же наркоман в реальной жизни не может найти альтернативу тому состоянию, которое ему дает наркотик. Так же, как и алкоголизм, трудоголизм постепенно может стать стилем жизни: человек не только теряет друзей и близких, но и здоровье (особенно психическое), «сжигает» душу и тело. Постепенно трудоголизм переходит в душевное и физическое «выгорание» («сгорание на работе»). Термин этот хорошо известен, и фраза «сгорел на работе» считается крахом профессиональной деятельности и крайне неумелого распределения своих ресурсов.

Признаки трудоголизма


  • После напряженной работы трудоголику невозможно переключиться на другую деятельность.

  • Беспокойство о работе мешает ему во время отдыха.

  • Трудоголик считает, что удовлетворение можно ощутить лишь в работе.

  • Трудоголик ощущает себя энергичным, уверенным и самодостаточным, только работая, или думая о работе.

  • Если он не работает, то чувствует неудовлетворенность и раздражение.

  • Такой человек обычно в быту мрачен, неуступчив, раним, но резко преображается в лучшую сторону на работе.

  • Завершая какое-либо дело, трудоголик испытывает разочарование от того, что скоро «всё это закончится».

  • Он сразу начинает размышлять о следующем деле и рабочем дне.

  • Трудоголик органически не понимает смысла отдыха и получения радости от него.

  • Он панически избегает состояния «ничегонеделания».

  • Отсутствие работы для трудоголика — это однозначно безделье и лень.

  • После работы для того, чтобы понять, чего хотят близкие, трудоголику нужно сделать над собой невероятное усилие.

  • Даже дома его мысли постоянно сосредоточены на объекте работы.

  • Журналы, фильмы и развлекательные программы вызывают у него раздражение (хотя он может скрывать это).

  • Рассказы приятелей о любовных похождениях кажутся трудоголику скучными и пустыми.

  • Для него характерны слова: «все», «всегда», «я должен».

  • Обычно трудоголик ставит перед собой цели, которых он не может достичь, и предъявляет к себе завышенные требования.

  • Рассказывая о своей работе, ему удобнее говорить «мы», а не «я».

 

2. Профессионально важные качества личности, общие и специальные способности. Профессиональная пригодность.

Для каждой профессии существуют необходимые критерии для выполнения определенной работы. И все же можно выделить основные качества личности, которые считают необходимыми для успешного выполнения любой работы:

  1. Коммуникабельность. В определенных профессиях, особенно связанных с продажами такое свойство крайне необходимо. Угрюмый и неприветливый продавец, никогда не сможет реализовать товаров больше, чем общительный. Коммуникабельность считается незаменимой и в условиях коллективной работы, от микроклимата в коллективе, зачастую зависит успешность работы всего предприятия.

  1. Целеустремленность. Умение добиваться своей цели является одним из важных факторов успешности человека. Стремление решать любые сложные задачи, добиваться желаемых результатов – качество незаменимое для любой профессии.

  1. Ответственность. Сложно представить себе успешным безответственного человека. Такой работник не вызывает доверия у руководителя, если порученные ему задания не выполняются по какой-либо причине, или личные проблемы заслоняют профессиональные, то страдает работа всего коллектива.

  1. Интеллектуальное развитие и обучаемость. На современных предприятиях даже неквалифицированный труд подразумевает под собой использование различных механизмов и техники. В коллективах умственного труда применяют современные методы управления и производства. Любая работа сегодня – это постоянное обучение и совершенствование, поэтому способности к восприятию новых знаний и навыков очень важны для любого вида деятельности.

Не менее важны для специалиста и волевые характеристики: смелость, решительность, умение принимать самостоятельные решения, эмоциональная устойчивость, склонность к риску. Если вы не хотите все жизнь работать рядовым исполнителем, то вам необходимо развивать в себе возможности, способствующие умению принимать решения и быть готовым нести ответственность за результаты.

Развитие таких свойств может происходить уже в процессе трудовой деятельности. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем большая эмоциональная нагрузка будет на него «давить». Поэтому стрессоустойчивость – важное качество для лидерства.

К профессионально значимым качествам личности можно отнести: аналитические способности, гибкость, мобильность, высокую работоспособность, инициативность, креативность, организаторские и лидерские качества.

Обладая такими способностями можно добиться успехов в любой профессиональной деятельности. Но лишь удачное сочетание и наличие необходимых именно для вашей должности качеств может привести к значимым результатам.

Общие и специальные способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности класифицируются: 1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь, специфические человеческие способности подразделяются на способности:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, уровень интеллекта, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). б) теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

в) учебные способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Способности – не статичное, а динамическое образование, их формирование и развитие происходят поэтапно в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития. Многие задатки, данные человеку от природы, могут остаться нереализованными, не превратиться в реальные способности и достижения человека, человек может даже и не подозревать о наличии в себе каких-либо задатков.

Профессиональная пригодность.

Это совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленным к нему профессией. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы П. п.:

1) Способности или  предрасположения к той или  иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими или психическими (память, реакция, внимание, общая одаренность и др.).

Информация о работе Контрольная работа по «Психология профессиональной деятельности»