Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:33, контрольная работа
Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка. Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности.
1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите принципы дефектологической науки
2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и дифференцированного подхода в специальном обучении и воспитании детей с ОВЗ
3. Назовите предметные области дефектологии и охарактеризуйте процесс их дальнейшей дифференциации
4. Охарактреризуйте связь дефектологии с психолого-педагогическими науками
5. Раскройте социокультурные основы дефектологии
6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте общее психическое недоразвитие
7. Дайте общую характеристику системы специального образования в России
8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по ведомственной принадлежности
9. Выскажите Ваше мнение по поводу дальнейшего развития системы специального образования лиц с ОВЗ в России
10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как обучение
11. Раскройте сущность коррекционной направленности обучения и воспитания лиц с ОВЗ
12. Назовите основные этапы становления национальных систем специального образования и охарактеризуйте современный этап развития отечественной системы специального образования
13. Охарактеризуйте технологии и методы образования лиц с ОВЗ
14. Дайте краткую характеристику образования лиц с нарушениями речи
15. Раскройте кратко сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору)
Сурдопедагогика - составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психологическое становление.
Тифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой) - наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10 - 15) с остротой зрения до 0,08. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов. Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение). Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной педагогики она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения.
Логопедия - это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания [4, c. 89].
Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи.
Олигофренопедагогика (от греч. олигос - малый и френ - ум) - это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей [4, c 45]. Много десятилетий это определение считалось правильным и исчерпывающим.
В настоящее время границы предмета олигофренопедагогики значительно расширились. Это умственная отсталость, вызванная не только олигофренией, но и другой этиологией, - так называемая умственная отсталость неолигофренического происхождения. Предметом олигофренопедагогики стали дети с достаточно глубокой степенью умственной отсталости - имбицилы и дети, имеющие органические поражения ЦНС в виде минимальных мозговых дисфункций. Это дети с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Таким образом, и термин «умственная отсталость» уже не отражает полностью объект олигофренопедагогики, так как этиология аномалий достаточно разнообразна, степень поражения – тоже.
5. Раскройте социокультурные основы дефектологии.
Концепция Социальной реабилитации
человека с ограниченными возможностями, распространенна
Будучи вполне гуманной и прогрессивной
для своего времени, рассматриваемая концепция
была значительно дискредитирована в
странах Западной Европы и США, где в 20-е
гг. ХХ столетия эта концепция была «усилена»
идеями расовой биологии, расовой гигиены,
социал-дарвинизма. Уже после Первой мировой
войны за рубежом становятся популярными
взгляды о бесполезности поддержки лиц
с ограниченными возможностями и отклонениями в физическом и психическом
развитии, о необходимости достижения
биологической «Чистоты» расы путем стерилизации
лиц, являющихся носителями опасных или
нежелательных для общества дефектов
умственного, физического или психического
развития. Были приняты законы о принудительной
стерилизации в ряде стран: США, Канаде,
Дании, Швейцарии, позднее — в Германии.
Особый вклад в практическую реализацию
этих идей сделали те страны, в которых
к власти пришел фашизм. Национал-социалисты
обеспечили идеологическое обоснование
необходимости физического уничтожения
«социально бесполезных», «неполноценных»
людей. Они развернули широкую кампанию
по «очищению» рейха, а заодно и воспитанию
подрастающего поколения в духе разработанной
ими идеологии.
В школах Германии уже с 1933 г. учащимся
преподносились идеи расовой биологии,
расовой гигиены; исподволь, даже, казалось
бы, на нейтральном учебном материале
(математике), воспитывалось негативное
отношение к лицам с отклонениями в развитии.
Вот, например, какого содержания задачи
предлагались учащимся начальной школы
в Германии в 1935/36 учебном году:
«Строительство одной школы для умственно
отсталых детей требует 6 млн. рейхсмарок.
Сколько блоков жилого дома для рабочих
можно было бы изготовить вместо этого,
если один блок стоит 1500 рейхсмарок?».
Одновременно с разжиганием социальной
вражды шло планомерное уничтожение людей,
которые попадали при «новом порядке»
в категорию социально бесполезных: глубоко
умственно отсталых, тяжелых инвалидов,
стариков — инвалидов труда, лиц, страдающих туберкулезом, эпилепсией
и др. Преследованиям подверглись педагоги-дефектологи,
многие из которых погибли в концлагерях
или вынуждены были эмигрировать. Историки
специальной педагогики свидетельствуют,
что в послевоенной Германии систему специального
образования нужно было возрождать с нулевой
отметки.
В советской специальной педагогике (дефектологии)
концепция социальной реабилитации лиц
с ограниченными возможностями как воспитание
полезных членов общества удачно соединилась
с концептуальными основаниями советской
педагогики о воспитании социально полезных
и активных строителей социализма и коммунизма.
Эта концепция в нашей стране, к счастью,
не выродилась в то чудовищное попрание
прав человека, которое имело место в странах,
где к власти пришел фашизм. Однако приоритет
интересов общества над интересами личности,
многие десятилетия существовавший в
нашей стране, фактически узаконивал статус
социальной «малоценности», «граждан
второго сорта» применительно к людям
с ограниченными возможностями. Именно
поэтому многие десятилетия в нашей стране
существует ограничительно-
Ребенок с отклонениями
в развитии и его родители
встречаются с патерналистской позицией
общества сразу же при включении в сферу
образования, где реально и сегодня существуют
преимущественно закрытые, интернатного
типа, образовательные учреждения. Характер
образования, не способствующий достижению
высокого уровня социальной адаптированности,
ограниченные возможности приобретения
престижных в обществе и конкурентоспособных
на рынке труда профессий и получения
высокого уровня профессиональной квалификации,
слабая правовая защищенность, ставшее
правилом в обществе приучение к низкому
качеству жизни (мизерность пенсий и невозможность
получения высокооплачиваемой работы)
— все это приводит людей с ограниченными
возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стойкой маргинализации, т.е. к вынужденному сужению возможности
участия в социальной жизни: в выборе,
принятии и реализации доступных социальных
ролей, выполнении социокультурных функций,
получении необходимой социальной и культурной
информации, в различного рода стандартных
взаимодействиях внутри социума.
Патерналистские традиции нарушают нормальные
взаимоотношения такого человека с его
ближайшим социокультурным окружением:
ограничивается его участие в полноценной
семейной жизни; незначительная и нерегулярная
помощь со стороны различных конфессий
имеет традиционно призренческий характер;
службы социальной помощи, система которых
только начинает формироваться в нашей
стране, не в состоянии содействовать
удовлетворению социокультурных потребностей
лиц с ограниченными возможностями.
Патернализм не только снижает социальную
активность, но и вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченной трудоспособностью,
что, в свою очередь, усиливает их маргинализацию.
Послевоенный период зарубежной жизни
и мирового общественного развития (вторая
половина ХХ столетия) характеризуется
подъемом демократического и национально-освободительного
движения. Колоссальные человеческие
жертвы и попрание прав и свобод человека
в период Второй мировой войны показали
человечеству ту пропасть, в которой оно
может оказаться, если не примет для себя
как высшую ценность, как цель и смысл существования
общества самого человека — его жизнь
и благополучие, его нужды и потребности. Именно поэтому, начиная с 1948 г. (год
принятия «Всеобщей декларации прав человека»)
мировое сообщество начинает строить
свою жизнь в соответствии с международными
правовыми актами гуманистического характера.
Смысловым центром нового
взгляда на социальную реабилитацию человека
с ограниченными возможностями в этом
контексте является идея достижения его
максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа
жизни) в условиях приоритета интересов
личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав
и свобод каждого, вне зависимости от того,
может ли этот человек приносить пользу
обществу или нет, может ли он участвовать
в общественно полезном труде или нет.
Под независимой жизнью понимается не
только материальная независимость, но
и отсутствие зависимости от посторонних
при передвижении, общении, в социальной
жизни, в быту и повседневной жизни, т.е.
независимость в широком смысле. Право
на независимую жизнь человека с ограниченными
возможностями должно быть законодательно
закреплено и экономически обеспечено.
Лица с любыми недостатками в физической,
интеллектуальной или психической сфере
имеют право на материальное обеспечение
и удовлетворительный жизненный уровень;
право на жизнь в таких условиях и в такой
среде, которые бы мало отличались от условий
обычной жизни его сверстников и в которых
человек с ограниченными возможностями
чувствует себя комфортно; право на защиту
от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного
обращения; право на меры (в том числе и
на образование), предназначенные для
того, чтобы дать возможность приобрести
как можно большую самостоятельность;
право на то, чтобы их особые нужды принимались
во внимание на всех стадиях экономического
и социального планирования.
Таким образом, общественно полезный
труд и социальная полезность человека
— далеко не главные и единственные цели
современной концепции социальной реабилитации.
Главное — это ликвидация социально-экономического
и нравственно-этического притеснения,
маргинализации человека с ограниченными
возможностями со стороны здорового большинства
общества, его социальных институтов,
его общественного сознания. Современная
концепция социальной реабилитации человека
с ограниченными возможностями справедливо
предполагает, что «должен меняться не
только человек с ограниченными возможностями,
но и общество, которое должно изъять негативные
установки, ступени и узкие двери, а также
рутинные правила, помочь людям бороться
с недугами, а не со специалистами, и предоставить
для всех людей равные возможности полноценного
участия во всех сферах жизни и видах социальной
активности. При этом люди с ограниченными
возможностями должны быть интегрированы
в общество на их собственных условиях,
а не приспособлены к правилам мира здоровых
людей» [2, с. 6]. Понятно, что для достижения
статуса общества действительно
равных возможностей обществу приходится затрачивать
больше ресурсов на лиц с ограниченными
возможностями жизнедеятельности и здоровья
с тем, чтобы возможности обычных людей
и имеющих отклонения в развитии действительно
стали равными.
В соответствии со Стандартными правилами
обеспечения равных возможностей для
инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН,
1993) наиболее перспективным способом решения
социокультурных проблем лиц с ограниченными
возможностями является их интеграция
в общество. Специальный педагог, начиная
работу с ребенком с первых дней его жизни,
закладывает тот фундамент социокультурного
включения, на котором впоследствии будет
строиться стиль и образ жизни данного
человека. Педагогу необходимо учитывать
специфические (пол, возраст, социальное
происхождение) и типологические особенности
(особенности определенной группы лиц,
имеющих одно и то же нарушение развития)
интеграции различных категорий лиц с
ограниченными возможностями и возможности
преодоления психолого-педагогическими
способами проблем социокультурного включения
каждого ребенка.
Современный процесс социокультурного
включения и адаптирования лиц с ограниченными
возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное
содержание жизнедеятельности различных
категорий лиц с отклонениями в развитии
и определить систему педагогических
и социокультурных мер, направленных на
преодоление существующих проблем социальной
и культурной интеграции лиц с ограниченными
возможностями. Специальная педагогика,
определяя конечные и ближайшие цели и
задачи специального образования, его
содержание, организацию, методы и приемы
коррекционно-педагогической помощи,
также учитывает социокультурно значимую
идею независимого образа жизни. Она изучает
качественное своеобразие проблем социокультурного
включения применительно к каждой категории
детей с особыми образовательными потребностями
и на этой основе формирует базовые навыки
всех составляющих образа жизни с учетом
специфики затруднений каждой категории
обучающихся. Специальная педагогика
формирует необходимые базовые навыки
в сфере жизнеобеспечения и самоо
Жизнеобеспечение предпо
Социализация — это процесс и результат освоения человеком
знаний и навыков общественной жизни,
выработка общепринятых стереотипов поведения,
освоение ценностных ориентаций, принятых
в данном обществе, которые позволяют
полноценно участвовать в различных ситуациях
общественного взаимодействия.
Важным условием полноценной социализации
и социальной жизни является освоение
навыков социального общения — коммуникации.
Лица с ограниченными возможностями
испытывают значительные затруднения
и в социализации, и в формировании навыков
социальной коммуникации, так как для
них доступ к различного рода источникам
информации ограничен по ряду причин:
наличие коммуникативных ограничений
и барьеров, ограничение мобильности,
недостаточность навыков межличностного
взаимодействия, а также неприятие и ограничение
общения с этими людьми большинством социума.
Как отмечают социологи и психологи, физическое
или психическое нарушение становится
центральным пунктом в формировании и
становлении личности, ядром личностных
переживаний, что также отрицательно влияет
на процесс социализации и развитие навыков
социального общения. Человек с ограниченной трудоспособностью,
как и любой другой, должен быть подготовлен
не только к продуктивной жизни и трудовой
деятельности, но и к умелому восстановлению
жизненных сил и здоровья, частично утраченных
в повседневной трудовой деятельности,
т.е. к умению организовать свой отдых,
свое свободное время — рекреацию.
Для лиц с ограниченными возможностями
существует ряд объективных ограничений
возможностей участия в различных общедоступных
формах досуговой деятельности вследствие
ограниченных возможностей передвижения,
иных физических возможностей, ограниченных
возможностей восприятия, социального
и ситуационного адаптирования и др. Однако
это не означает полной их изоляции от
участия в общедоступных формах досуговой
деятельности. Специальная педагогика
в структуре воспитательной работы предусматривает
включение, приучение и посильное участие
детей и подростков с отклонениями в развитии
в рекреационных мероприятиях общего
назначения, а также интерес и привычку
участвовать в различных формах специально
организованной досуговой деятельности,
учитывающей их ограничения возможностей.
Специальные формы досуговой деятельности,
хотя и являются вынужденно сегрегационными,
тем не менее способствуют развитию социальных
навыков в рамках своей субкультуры, личностному
развитию, приучают к активному и целесообразному
проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии,
декоративно-прикладное искусство и ремесло,
клубы по интересам и др.), продолжают процесс
коррекции и компенсации отклонений в
развитии средствами культуры, искусства,
спорта, активной досуговой деятельности,
ремесел. Начало формирования специальных
рекреационных навыков и установок закладывается
с первых дней пребывания ребенка в системе
специального образования.
Отечественная система специального
образования постепенно осваивает новую
для нее концепцию социальной реабилитации
человека с ограниченными возможностями,
центром которой являются сам человек,
его особые образовательные и иные специальные
потребности, его права и интересы. Как
отмечает А.Г. Асмолов, наше общество находится
в начале длинного пути — перехода от
культуры полезности к культуре достоинства.
В отличие от культуры полезности, где
«урезается время, отводимое на детство,
старость не обладает ценностью, а образованию
отводится роль социального пасынка, которого
терпят постольку, поскольку приходите
тратить время на выучку подготовку человека
к исполнению полезных служебных функций»
в культуре, основанной на отношениях
достоинства, «ведущей ценностью является
ценность личности человека независимо
от того, можно ли что-либо получить от
этой личности для выполнения того или
иного дела или нет. В культуре достоинства
дети, старики и люди с отклонениями в
развитии священны... и находятся под охраной
общественного милосердия»
6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте общее психическое недоразвитие.
Психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:
1. недоразвитие;
2. задержанное развитие;
3. поврежденное развитие;
4. дефицитарное развитие;
5. искаженное развитие;
6. дисгармоническое развитие.
В этой классификации, в основу которой положены классификации дизонтогенеза Г.Е.Сухаревой (1959) и Л.Каннера (1957), Лебединский счел целесообразным добавить как самостоятельные варианты задержанное, дефицитарное и дисгармоническое развитие.
Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением различных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.
Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.
Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода). При этом задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Парциальность поражения - с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.
Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.
Характерной моделью поврежденного развития является положительная деменция. При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем).
Особый вид дизонтогенеза представляет собой дефицитарное развитие, связанное с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний.
7. Дайте общую характеристику системы специального образования в России.
Дошкольные образовательные учреждения:
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоравливания с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении:
санаторно-лесная школа;
санаторная школа-интернат;
санаторный детский дом.
Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:
ППМС-центры диагностики и консультирования;
ППМС-центры психолого-медико-социального сопровождения;
ППМС-центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
ППМС-центры социально-трудовой адаптации и профориентации;
ППМС-центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
В этих учреждениях цензовое общее образование дается обучающимся (воспитанникам) в три ступени: начальное, основное общее, среднее.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется как цензовое, так и компенсирующее обучение, регламентируемое инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.97 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».