Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:33, контрольная работа
Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка. Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности.
1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите принципы дефектологической науки
2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и дифференцированного подхода в специальном обучении и воспитании детей с ОВЗ
3. Назовите предметные области дефектологии и охарактеризуйте процесс их дальнейшей дифференциации
4. Охарактреризуйте связь дефектологии с психолого-педагогическими науками
5. Раскройте социокультурные основы дефектологии
6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте общее психическое недоразвитие
7. Дайте общую характеристику системы специального образования в России
8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по ведомственной принадлежности
9. Выскажите Ваше мнение по поводу дальнейшего развития системы специального образования лиц с ОВЗ в России
10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как обучение
11. Раскройте сущность коррекционной направленности обучения и воспитания лиц с ОВЗ
12. Назовите основные этапы становления национальных систем специального образования и охарактеризуйте современный этап развития отечественной системы специального образования
13. Охарактеризуйте технологии и методы образования лиц с ОВЗ
14. Дайте краткую характеристику образования лиц с нарушениями речи
15. Раскройте кратко сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору)
Специальные коррекционные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии реализуют, в зависимости от видов коррекционного учреждения, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VIII видов:
I вид — для неслышащих (глухих); II вид — для слабослышащих и позднооглохших;
III вид — для незрячих (слепых);
IV вид — для слабовидящих и поздноослепших;
V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи; VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вид — для детей
с задержкой психического
VIII вид — для умственно отсталых детей.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов работают на основе Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. за № 288, и изменений и дополнений, которые вносятся в Типовое положение постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Профессиональное образование осуществляется в системе образования РФ в следующих образовательных учреждениях.
Допрофессиональное образование (в ряде случаев начальное профессиональное образование) обучающиеся получают в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии.
Начальное профессиональное образование — в образовательных учреждениях начального профессионального образования:
профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);
профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.);
учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) профессиональное училище;
специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.
Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование обучающиеся получают в специальных образовательных учреждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения среднего и высшего профессионального образования.
Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, получившие допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку в системе города Москвы, защищены Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест в г. Москве», вступившим в силу 01.01.1998 г., который осуществляет государственную гарантию рабочих мест по выбору воспитанника. Аналогичная практика имеет место и в других субъектах Федерации.
Получение образования для воспитанников специальных учреждений I—VI видов является единственной гарантией их реабилитации через образование. Возможности интеграции таких детей в общие классы массовой общеобразовательной школы пока ограничены.
В массовой школе в последнее время широко открываются специальные (коррекционные) классы для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.
Для детей-сирот действуют следующие образовательные учреждения:
специальный (коррекционный) детский дом;
специальная (коррекционная) школа-интернат.
Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и отклонениями в развитии:
специальная общеобразовательная школа;
специальное профессиональное училище.
Неизбежным следствием полной унификации школы в прошлом стало ее функционирование в режиме «трех "е" — единообразие, единомыслие, единоначалие».
Новая образовательная политика РФ направлена на демократизацию и гуманизацию образования, одним из основных принципов школьной реформы и всех начавшихся в стране преобразований стала «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (Закон Российской Федерации «Об образовании», раздел 1, ст. 2).
Термин «адаптивность системы образования» появился в современной педагогике в 90-х гг. XX в. «Адаптивность» — один из основных принципов государственной политики в сфере образования, заключающийся в приспособлении системы образования, «совокупности образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; систем органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
Очень важно заметить, что разработка концепции адаптивности требует привлечения достижений всего комплекса наук о человеке: педагогики, психологии, социологии, возрастной нейрофизиологии и обязательно — разных направлений в медицине.
Адаптивная направленность, стремление обеспечить индивидуализированность методов обучения и воспитания присущи многим концепциям, разрабатываемым в современной российской педагогике. Этих принципов придерживаются и практики, развивающие и воплощающие в деле идеи Вальдорфской школы (А.Пинский, 1997 и др.), педагогики Монтессори, пропагандирующей индивидуальный подход, индивидуализированное обучение, основанное на выработке собственной программы развития каждого ребенка в соответствии с сензитивными периодами его жизни. Сходные идеи воплощают в жизнь и многие педагоги-новаторы: А.Н.Адамский, А.Н.Тубельский (школа «Самоопределение»), В.А.Караковский, Е.А.Ямбург (модель адаптивного образовательного учреждения). По мнению Е. А.Ямбурга, для реализации адаптивного подхода к образованию требуются:
использование современного отечественного научно-педагогического и зарубежного научного и практического потенциала;
целенаправленная работа по возможно раннему выявлению склонности и способности обучающихся, позволяющего дать возможность каждому ребенку максимально самореализоваться, обеспечить ему индивидуальную траекторию развития на всех этапах обучения;
создание непрерывного педагогического пространства;
повышение творческого потенциала (креативности) школьника;
осуществление комплексного
клинико-психолого-
По выражению В.А.Караковского, «сегодняшняя школа характеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состояний... в условиях бурного педагогического творчества можно лишь дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагогический коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий».
8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по ведомственной принадлежности.
В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру [5, c. 45]:
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития) [3, c. 78];
9. Выскажите Ваше мнение по поводу дальнейшего развития системы специального образования лиц с ОВЗ в России
По ряду причин вопросы специального образования не находят должного понимания на общегосударственном уровне. Несмотря на то, что в этой сфере и наблюдаются позитивные изменения, - основная работа по обеспечении доступности и качества специального образования еще впереди. Расширение доступности общего и профессионального специального образования предполагает проведение комплекса первоочередных мер.
1. Учреждение на федеральном
уровне структуры, ответственной
за содержание и проведение
политики специального
2. Принятие законодательства
о специальном образовании
3. Распространение
4. Большим упущением, которое
следует немедленно исправить, стало
то, что специальные коррекционные
школы не вошли в пространство
действий Национального
5. Особая роль в предстоящей
модернизации образования
6. Актуализация существующих
в России проблем образования
детей-инвалидов затрудняется
10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как обучение.
Коррекционная и педагогическая работа с детьми и подростками, имеющими нарушения поведения должна осуществляться совместно педагогами, психологами, врачами.