Содержание:
Вариант № 1
1. Соотнесите термины
и их определения…………………………………3
– 6
2. Определите, кризис, какого
возраста описан в данной характеристике?
Опишите более подробно симптоматику
данного кризиса………………...6 – 9
3. Определите характерные
особенности познавательной сферы
на разных этапах возрастного
развития………………………………………………..9
– 14
4. Психологическим определением
кризиса является………………………14
5. Установите соответствие
между понятиями и их признаками………15
– 20
Используемая литература……………………………………………………….21
Вариант № 1
Задание № 1
1.Развитие – процесс перехода из одного
состояния в другое, более совершенное,
переход от старого качественного состояния
к новому качественному состоянию, от
простого к сложному, от низшего к высшему.
Выделен ряд особенностей
процесса развития, важных для психологии:
- тенденция к качественному изменению
и переходу на более совершенные уровни
функционирования;
- необратимость развития (обратное развитие
как полное восстановление того, что было
раньше, невозможно);
- обязательное сочетание, включение
элементов прогресса и регресса (прогрессивное
развитие как выбор одного из направлений
развития оставляет нереализованными
многие другие);
- неравномерность развития (периоды
резких качественных скачков сменяются
постепенным накоплением количественных
изменений);
- зигзагообразность развития (связана
с формированием принципиально новых
структур, которые на начальных этапах
функционирования работают в некоторых
отношениях хуже, чем старые, - например,
при переходе от ползания к ходьбе ребенок
перемещается в пространстве медленнее
и иногда с ущербом для своего здоровья);
- переход стадий развития в уровни (с
появлением новой, более высокой стадии
предыдущие не исчезают, а сохраняются
в качестве одного из иерархических уровней
новой системы);
- тенденция к устойчивости (успешное
развитие невозможно без сильной консервативной
тенденции).
2. Филогенез психики – становление структур психики
входе биологической эволюции вида или
социокультурной истории человечества.
Развитие психики в
филогенезе – качественные изменения
психики, происходящие в рамках эволюционного
развития живых существ, обусловленные
усложнением их взаимодействия с внешней
средой. Могут происходить на биологической
или общественно – исторической основе.
С позиций материализма, сама психика
как способность ощущения возникла из
раздражимости живых существ и развивалась
в связи с образованием и развитием их
системы нервной. В своей эволюции психика
прошла ряд стадий: от сенсорной – к
перцептивной – и далее к интеллектуальной
стадии – и к формированию сознания. Сознание
как особенность психики человека является
продуктом общественно – исторического
развития человеческого общества, возможность
существования коего обусловлена использованием
и изготовлением орудий труда, элементов
языка, знаний, норм поведения.
3. Функционалгенез,
функциональное развитие психики– развитие психических функций;
возникновение нового уровня решения
интеллектуальных, перцептивных, мнемических
и других задач, процесс овладения новыми
умственными действиями, понятиями и образами.
Функционалгенез психики – составная
часть онтогенетического составления
психических процессов человека.
Различают также нормативное
психическое развитие и индивидуальное.
Нормативность развития предполагает,
что речь идет об общем, присущем
большинству людей данного возраста характере
изменений. В некоторых случаях о норме
говорят как об идеале, наивысшем из возможных
уровне психологического, личностного
развития. Индивидуальное развитие связано
с вариативностью нормы, с выявлением
уникальности личности, с указанием на
своеобразие некоторых ее способностей.
4. Психологический
возраст – как стадия развития индивида
в онтогенезе – объективная, исторически
изменчивая, хронологически и символически
фиксированная.
В зависимости от метода
периодизации, от избранного основания
(единицы периодизации) в разных психологических
школах выделяют отличающиеся психологические
возрасты.
Понятие возраста, предложенное
Л. С. Выготским, включает в себя представления
о социальной ситуации развития, о кризисных
и литических периодах развития, о психологических
новообразованиях, возникающих к концу
каждого периода и определяющих психическое
развитие ребенка, а также о доминирующем
развитии в соответствующий сензитивный
период отдельных психических процессов,
что приводит к неравномерности психологического
развития ребенка. Последователи Выготского,
А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, добавили
в характеристику возраста представление
о ведущей деятельности ребенка, внутри
которой преимущественно осуществляется
развитие детской психики. В каждом возрасте
выделяется своя ведущая деятельность.
Каждый психологический возраст характеризуется:
- социальной ситуацией
развития (своеобразие взаимосвязи
внешней среды и внутреннего мира ребёнка).
-возрастными новообразованиями
(результаты развития и одновременно предпосылки
дальнейшего развития).
Возникшие в данный период новообразования
изменяют социальную ситуацию развития,
ребёнок начинает требовать другой системы
отношений со взрослыми, по – иному смотрит
на мир.
Лев Выготский различал два типа возрастных периодов,
сменяющих друг друга:
1) стабильное (развитие совершается
внутри социальной ситуации медленно,
эволюционно);
2) критическое (развитие совершается бурно
и стремительно).
Кризисы сочетают в себе разрушительные
и созидательные тенденции – это норма
онтогенеза.
Периодизация (по Л.С. Выготскому) включает
в себя следующие стадии развития: психики:
- кризис новорожденности;
-младенчество (2мес –1год);
- кризис 1 года;
- раннее детство (1
– 3 года);
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3 – 7 лет);
- кризис 7 лет;
- школьный возраст (8 –12лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (14 – 17лет);
- кризис 17 лет.
Задание №2
Кризис трех лет – (греч. krisis - решение, поворотный
пункт) – возрастной кризис, возникающий
при переходе от раннего возраста к дошкольному,
характеризующийся резкой и кардинальной
перестройкой сложившихся личностных
механизмов и становлением новых черт
сознания и личности ребёнка, а также переходом
к новому типу взаимоотношений с окружающими.
Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких
особенностей поведения ребёнка в период
кризиса трёх лет «семизвездием симптомов».
Рассмотрим эти симптомы более подробно.
Негативизм
- это отрицательная реакция,
связанная с отношением одного человека
к другому человеку. Ребёнок не делает
что-то только потому, что это предложил
ему определённый взрослый человек. Негативизм
избирателен: ребёнок игнорирует требования
одного члена семьи или одной воспитательницы,
а с другими достаточно послушен. Главный
мотив действия - сделать наоборот, то
есть прямо противоположное тому, что
ему сказали.
Упрямство - это реакция ребёнка, который
настаивает на чем-то не потому, что ему
этого очень хочется, а потому, что он этого
потребовал у взрослого, и отказаться
от собственного решения даже при изменившихся
обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство
следует отличать от настойчивости в достижении
какой-либо определённой цели.
Строптивость направлена в целом против
норм воспитания, системы отношений, образа
жизни в семье, а не против конкретного
взрослого.
Своеволие
– стремление ребёнка все делать
самому (ключевые слова в речи «Я сам!»),
проявление инициативы собственного действия,
которая неадекватна возможностям ребёнка
и вызывает дополнительные конфликты
со взрослыми. При этом меняется отношение
ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком
движет не только желание узнавать новое,
овладевать действиями и навыками поведения.
Ребёнок начинает активно удовлетворять
познавательную потребность. Это проявляется
в его активности, любознательности. Но
проявление инициативы может вызывать
конфликты со взрослыми, поскольку она
зачастую неадекватна возможностям ребёнка.
Необходимо учитывать то, что ребёнок
пробует свои силы, проверяет возможности.
Он утверждает себя, и это способствует
появлению детского самолюбия–важнейшего
стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
Протест
– бунт проявляется в частых конфликтах
с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие
люди всерьёз относились к его самостоятельности.
Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются,
что уважают его мнение и желания – он
начинает протестовать. Он бунтует против
прежних рамок, против прежних отношений.
Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом
возрасте у ребёнка начинает формироваться
воля, независимость и самостоятельность.
Обесценивание – в глазах ребёнка обесценивается
все то, что было для него привычно, интересно,
дорого раньше. Симптом обесценивания
может проявляться в том, что ребёнок начинает
ругаться, дразнить и обзывать родителей,
ломать любимые игрушки.
Деспотизм – ребёнок проявляет деспотическую
власть по отношению к близким людям, заставляет
родителей делать все, что он требует.
Причины возникновения негативизма,
упрямства, своеволия и других симптомов
в поведении объясняются тем, что ребёнок
начинает осознавать себя самостоятельной
личностью и проявлять собственную волю.
Обострение взаимоотношений со взрослыми
может быть следствием авторитарной модели
взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности
и личной инициативы ребёнка, частого
и неадекватного применения запретов
и наказаний, а также наличия гиперопеки
в воспитании, несогласованности и непоследовательности
в требованиях к ребёнку окружающих людей.
Л. С. Выготский подчеркивал,
что за всяким негативным симптомом кризиса
«скрывается позитивное содержание, состоящее
обычно в переходе к новой и высшей форме».
Положительными личностными приобретениями
детей на данном этапе развития является
становление нового уровня самосознания,
стремление к самостоятельности, развитие
активности, волевых качеств, установление
со взрослыми новых и более глубоких отношений
в общении, игре, познавательной и предметной
деятельности, в которой велика значимость
положительной оценки родителями личных
достижений, успехов детей.
Эти симптомы делают ребенка
трудновоспитуемым, кажется, что он резко
изменился в худшую сторону в течение
столь короткого времени. Но в кризисе
есть конструктивное содержание: все указанные
симптомы вращаются вокруг оси «Я» ребенка
и его отношений с окружающими и преследуют
цель «отделения» ребенка от взрослого.
Л. С. Выготский говорил, что в раннем детстве
ребенок психологически, социально еще
не отделен от окружающих его людей, и
кризисом трех лет открывается это отделение.
Кризис протекает как кризис
социальных отношений, отделения от близких
взрослых и связан со становлением самосознания
ребенка. В этом проявляется потребность
в реализации и утверждении собственного
Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу»,
«не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием,
становятся осмысленными. Возникает особая
форма личного сознания, внешне проявляющаяся
в знаменитой формуле «Я сам». Феномен
«Я сам» знаменует психологическое отделение
ребенка от взрослого и распад прежней
ситуации социального развития.
Две взаимосвязанные тенденции
развития реализуются в кризисный период
- тенденция к эмансипации и тенденция
к волевой форме поведения.
Кризис 3 лет – это кризис социальных отношений,
а всякий кризис отношений есть кризис
выделения своего «Я». Феномен «Я сам»,
хорошо знакомый всем родителям, означает
не только возникновение внешней самостоятельности,
но и одновременное отделение ребенка
от взрослого. В результате такого отделения
взрослые как бы впервые возникают в мире
детской жизни. Из мира, ограниченного
предметами, этот мир превращается в мир,
полный взрослыми. В этот период для ребенка
очень важна поддержка взрослых: мамы
и папы.
Задание № 3
1.Младенчество – ориентировочные реакции
(D), сенсомоторный
интеллект (В).
Младенчество от 2 месяцев до
1 года. Социальная ситуация развития:
ситуация эмоционального единства ребенка
и взрослого («мы»). Сенсомоторное развитие,
заключающееся в научении моторными навыками
(овладение рукой, умение сидеть и ходить)
и появлении познавательных (функциональных)
действий (т.е. познание физической стороны
предмета и имитация действий взрослым
с этим предметом).
Основное новообразование инстинктивная
психическая жизнь, которая характеризуется
двумя особенностями: а) неспособностью
выделения не только себя, но и других
людей из слитной ситуации, возникающей
на основе его инстинктивных потребности;
б) «несуществованием» для ребенка объекта
переживания, т.е. переживаются состояния,
а не объективные содержания. К другим
новообразованиям можно отнести формирование
«автономной речи»: слова имеют функции
наименования и указания, но не имеют значащую
функцию; значение слова не постоянно;
нет отношения общности между отдельными
значениями слов и развитие активное сенсомоторных
навыков. Развитие автономной речи является
центральным новообразованием кризиса
первого года жизни
2. Ранний возраст – элементы наглядно – образного
мышления (С), Склонность к экспериментированию.
(H)
Ранний возраст от 1 года до
3-х лет. В этом возрасте ребенок приобретает
некоторую степень самостоятельности:
появляются первые слова, ребенок начинает
ходить, развиваются действия с предметами.
Однако диапазон возможностей ребенка
еще очень ограничен. Социальную ситуацию
развития в раннем возрасте можно описать
схемой: «ребенок – предмет – взрослый».
Эта система отношений содержит в себе
противоречие: способ действия с предметом,
образец действия принадлежит взрослому,
а ребенок в то же время должен выполнять
индивидуальное действие. Это противоречие
решается в новом типе деятельности, который
рождается в период раннего возраста.
Им является предметная деятельность,
направленная на усвоение общественно
выработанных способов действия с предметами.