Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:32, контрольная работа
Краткое описание
1.Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии: - тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; - необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно); - обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);
Содержание
1. Соотнесите термины и их определения…………………………………3 – 6 2. Определите, кризис, какого возраста описан в данной характеристике? Опишите более подробно симптоматику данного кризиса………………...6 – 9 3. Определите характерные особенности познавательной сферы на разных этапах возрастного развития………………………………………………..9 – 14 4. Психологическим определением кризиса является………………………14 5. Установите соответствие между понятиями и их признаками………15 – 20 Используемая литература……………………………………………………….21
Предметно – орудийная деятельность,
с ведущим мотивом овладения действиями
с предметом. На этом этапе происходит
дальнейшее выделение смыслового компонента
предмета и освоение операционально –
технической стороны.
Благодаря отделению действия
от предмета, происходит сравнение своего
действия с действием взрослого. Как только
ребенок увидел себя в другом, он увидел
себя самого и появился феномен «внешнее
Я сам» («Ясам» является новообразование
кризиса 3х лет). Появляется структурное
и системное строение сознания (формирование
отношения между отдельными функциями
и развитие обобщения как функции всего
сознания в целом).
Личностное новообразование формирование
системы Я (появление и развитие самооценки,
самоуважения, самосознания). Появление
субъекта деятельности. Все это сопровождается
значительным развитием речи, которое
характеризуется увеличением словарного
запаса, попытками построения предложений
с учетом согласованности слов; началом
фонематического анализа; поиском смысловых
связей. К 3м годам освоение грамматического
состава речи.
3. Дошкольник – наглядно – действенное
мышление (Е), классификация объектов
по существенному признаку (F).
Дошкольный возраст от 3 –х
до 7 лет. Ребенок выходит из кризиса 3х
лет с желанием действовать автономно
и с системой самооценки. Благодаря развитой
речи и способности передвигаться он может
чувствовать соразмерность со взрослыми.
Но он понимает, что взрослые делают, что
то не на основе умений (как делать), а на
смысловой основе (почему делать), т.е.
у него не развита мотивационнопотребностная
сфера. Задача ребенка в этом периоде развитие
этих смыслов, путем участия в человеческих
отношениях. Поскольку взрослые ограждают
его от этого активного участия, ребенок
реализует это стремление в играх. В них
он моделирует мир взрослых и правила
функционирования в нем.
Ведущая деятельность
сюжетно – ролевая игра (где игра это своеобразное
отношение к действительности, характеризующееся
созданием мнимых ситуаций или переносом
свойств одних предметов на другие). К
концу этого периода эти игры приобретают
«режиссерский» характер). Они позволяют
постигнуть систему отношения между людьми
и способствуют развитию знаковосимволической
функции и речи.
Новообразования:
а) произвольность (как возможность
приостанавливать аффект для оценки ситуации
и прогнозирования);
б) появление «внутреннего мира»:
научение дифференциации своих состояний
и переживаний, как полностью открытых
другим людям;
в) способность к обобщению
переживаний (как появление стойкого отношения
т.е. чувств);
г) в начале этого периода возникает
наглядно – действенное мышление, а к
его концу оно изменяется на наглядно
– образное; появляется также способность
к опосредованному запоминанию;
д) нравственное развитие: переход
от принятия культурных и нравственных
норм как данность к сознательному их
принятию;
е) к концу периода появляется
способность к перцептивному моделированию
и социализованная речь.
Этот период заканчивается
кризисом 7–ми лет, среди временных новообразований
которого можно назвать появление манерничания и кривляния
как гипертрофированного подражания взрослым.
4. Младший школьник – формулирование и проверка
гипотез (А),
Cпособность решать задачу в
образном плане. (J), способность решать
задачу по ранее продуманному и внутренне
представленному плану. (К)
Младший школьный возраст (7
– 11 лет)
Характеризуется следующими
особенностями:
- в систему отношений появляется
учитель («чужой взрослый»), который является
непререкаемым авторитетом;
- в этом периоде ребенок впервые
сталкивается с системой жестких культурных
требований, предъявляемых учителем, вступая
в конфликт с которым, ребенок вступает
в конфликт с «обществом» (при этом он
не может получить эмоциональной поддержки
как в семье);
- ребенок становиться объектом
оценки, при этом оценивается не продукт
его труда, а он сам;
- взаимоотношения со сверстниками
переходят из сферы личных предпочтений
в сферу партнерских;
- преодолевается реализм мышления,
что позволяет видеть закономерности,
непредставленные в плане восприятия;
Ведущая деятельность учебная.
Она поворачивает ребенка на самого себя,
требует рефлексии, оценки того, «чем я
был» и «чем я стал».
Новообразования:
1. формирование теоретического
мышления;
2. рефлексия как осознание
своих собственных изменений, способность
к планированию.
Интеллект опосредует развитие
всех остальных функций: происходит интеллектуализация
всех психических процессов, их осознание
и произвольность. Так, память приобретает
ярко выраженный познавательный характер.
Это связано с тем, что ребенок, начинает
осознавать особую мнемическую задачу
и отделяет эту задачу от всякой другой.
Во – вторых, в младшем школьном возрасте
идет интенсивное формирование приемов
запоминания. В области восприятия происходит
переход от непроизвольного восприятия
дошкольника к целенаправленному произвольному
наблюдению за объектом, подчиняющемуся
определенной задаче. Происходит также
развитие волевых процессов.
5. Подросток – Способность мыслить логически.
(G).
Подростковый возраст 10 – 11
лет, отроческий 14 – 15 лет. Социальная
ситуация развития: формирование сознательного
отношения к себе как члену общества. Благоприятные
условия (сензитивность) для проявления
индивидуальности. Ведущая деятельность:
интимно – личностное общение сверстников
(Д. Б. Эльконин). Общение в общественно
полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн).
Общение: стремление занять удовлетворяющее
положение в группе сверстников. Подростковая
группа как психологическое пространство
возникновения основных новообразований
подростков. Подросток и взрослые: амбивалентность
отношений, стремление к независимости
и потребность в защите и поддержке. Новообразования:
чувства взрослости, новый уровень самосознания,
стремление к самоутверждению, возникновение
внутренней жизни, большой интерес к чувствам
и переживаниям других людей, формально
– логическое мышление (рассуждение),
рефлексия.
6. Ранняя юность – способность к теоретическим
рассуждениям и самоанализу.
Ранняя юность – 15 – 17 лет. Поиск
своего места в более широкой социальной
общности, начало практической самореализации,
учебно – профессиональная деятельность.
Профессиональное самоопределение. Потребность
в неформальном, доверительном общении
со взрослыми. Дружба, установление взаимоотношений
с лицами противоположного пола, любовь.
Новообразования: потребность в самоопределения,
готовность к личностному и профессиональному
самоопределению, жизненные планы, устойчивое
сознание, идентичность, целостные ориентации,
мировоззрение, внутренняя позиция мужчины
(_женщины).
Задание № 4
Психологическим
определением кризиса является – ребенок становится относительно
трудновоспитуемым по сравнению с самим
собой прежним.
Это кризисы психологического
состояния людей, которые проявляются
в стрессах, страхах, чувстве неуверенности
и т. д.
Психологический
кризис – это состояние, при
котором невозможно дальнейшее функционирование
личности в рамках прежней модели поведения,
даже если она целиком устраивала данного
человека.
Кризисы развития или
возрастные кризисы возникают при переходе
от одной возрастной ступени к другой
и связаны с системными преобразованиями
в сфере социальных отношений, деятельности
и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно
небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими психологическими
изменениями. Форма, длительность и острота
кризисов может значительно различаться
в зависимости от индивидуально-типологических
особенностей ребенка, социальных
и микросоциальных условий, педагогической
системы в целом. Ряд исследователей
считают возрастные кризисы нормативным процессом, обусловленным
логикой личностного развития и необходимостью разрешения
основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович).
Задание № 5
1.Ведущий вид деятельности – это то, что делает возможным
выполнение действий с помощью взрослых.
(А)
Ведущая деятельность
– это:
а) деятельность, в которой возникают
и внутри которой дифференцируются другие
новые виды деятельности;
б) деятельность, в которой формируются
или перестраиваются частные психические
процессы (например, в игре – воображение,
в учении – логическое мышление);
в) деятельность, от которой
зависят наблюдаемые в данный период развития
основные психологические изменения в
личности ребенка.
Ведущая деятельность – это
деятельность, развитие которой обусловливает
главнейшие изменения в психических процессах
и психологические особенности личности
на данной стадии ее развития.
В основе периодизации А.Н. Леонтьева
лежит собственно тип ведущей деятельности.
Соответственно в ней выделяются:
- младенчество с непосредственно
– эмоциональным общением ребенка и взрослого;
- раннее детство с предметной
деятельностью;
- дошкольное детство с игрой;
- школьный возраст с учением;
- подростковый возраст с общественно
полезной деятельностью и общением со
сверстниками;
- юношеский возраст с
учебно – профессиональной деятельностью.
2. Соподчинение
мотивов – руководство собственным
поведением, направленное на преодоление
непосредственного побуждения ради чего
–то другого. (С)
В дошкольном возрасте складывается
соотношение мотивов друг с другом – их
соподчинение. Выделяется ведущий мотив,
который определяет поведение дошкольника,
подчиняя себе другие мотивы. Подчеркнем,
что система мотивов легко нарушается
под влиянием яркого эмоционального побуждения,
что приводит к нарушению хорошо известных
правил.
Например, малыш, спеша посмотреть,
какой подарок принесла бабушка, забывает
с ней поздороваться, хотя в других ситуациях
он всегда здоровается со взрослыми и
сверстниками.
На основе соподчинения мотивов
у малыша появляется возможность сознательно
подчинять свои действия отдаленному
мотиву (А.Н.Леонтьев). Например, сделать
рисунок, чтобы порадовать маму на предстоящем
празднике. То есть поведение ребенка
начинает опосредоваться идеальным представляемым
образцом («Как обрадуется мама, получив
рисунок в подарок»). Связь побуждений
с представлением о предмете или ситуации
дает возможность отнести действие на
будущее.
Соподчинение мотивов происходит
на основе их борьбы. В раннем детстве
борьба мотивов и, следовательно, их соподчинение
отсутствует. Преддошкольник просто подчиняется
более сильному мотиву. Привлекательная
цель непосредственно вызывает у него
действие. Дошкольник же осознает борьбу
мотивов как внутренний конфликт, переживает
его, понимая необходимость выбрать.
Соподчинение мотивов
у дошкольника, как показали исследования
А.Н.Леонтьева, первоначально происходит
в непосредственной социальной ситуации
общения со взрослым. Соотношение мотивов
задается требованием старшего и контролируется взрослым. И лишь позднее
соподчинение мотивов появляется тогда,
когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь дошкольник
может стремиться к достижению непривлекательной
цели ради чего-нибудь другого, значимого
для него. Или может отказаться от чего-то
приятного, чтобы достичь более важного
или избежать нежелательного. В
результате этого отдельные действия
ребенка приобретают сложный,
как бы отраженный смысл.
Таким образом, поведение ребенка
превращается во внеситуативное личностное,
теряет свою непосредственность. Оно направляется
представлением о предмете, а не самим
предметом, то есть появляется идеальная
мотивация, например, мотивом становится
нравственная норма.
Мотивы дошкольника импульсивны
и неосознанны. Они, главным образом, связаны
с предметной деятельностью и общением
со взрослыми.
Расширение границ жизнедеятельности
дошкольника приводит к развитию мотивов,
затрагивающих сферы отношения к окружающему
миру, другим людям и самому себе.
Мотивы дошкольника становятся
не только разнообразнее, они осознаются
детьми и приобретают разную побудительную
силу.
3. Зона ближайшего
развития – дает новый тип знаний,
новые способы их получения и включает
в новый тип отношений с социальной средой.
(В)
Зона ближайшего
развития – понятие, введенное Л.С. Выготским.
Характеризует процесс подтягивания психического
развития вслед за обучением. Эта зона
определяется содержанием таких задач,
которые ребенок может решить лишь с помощью
взрослого, но после приобретения опыта
совместной деятельности – он становится
способным к самостоятельному решению
аналогичных задач.
Согласно Выготскому, развитие
ребенка (в отличие от других видов развития)
происходит посредством присвоения человеческого
опыта в сотрудничестве. В любой деятельности
ребенка можно выделить два уровня выполнения
одного и того же задания – самостоятельное
выполнение и выполнение в сотрудничестве
со взрослым. Уровень первого выполнения
называется актуальным, второй уровень,
более высокий, представляет собой зону
ближайшего развития – область несозревших,
но созревающих процессов, и составляет
по Выготскому зону ближайшего развития.
Понятие зоны ближайшего развития основано
на идее о примате обучения (во всех разнообразных
его формах) в развитии человека и имеет
большое практическое значение. Так, например,
измерение готовности к школе на основе
уже сформированных у ребенка способностей
оказывается недостаточным. Необходимо
определить, как ребенок может сотрудничать
со взрослым, т. е. какова его зона ближайшего
развития. Правильно организованное
обучение опирается на имеющуюся у ребенка
зону ближайшего развития, на те психические
процессы, которые начинают складываться
у него в совместной деятельности со взрослыми,
а затем функционируют в его самостоятельной
деятельности. Зона ближайшего развития
позволяет охарактеризовать возможности
и перспективу развития.
4. Социальная позиция – функциональное место, которое
человек может занимать по отношению к
другим людям. (О)
Позиция
социальная: 1) место, положение индивида
или группы в системе отношений в обществе,
определяемое по ряду специфических признаков
и регламентирующее стиль поведения. В
этом значении социальная позиция синонимично
понятию статус; 2) взгляды, представления,
установки и диспозиции личности относительно
условий собственной жизнедеятельности,
реализуемые и отстаиваемые ею в референтных
группах. В этом значении социальная позиция
передает сущностную характеристику понятия
социальная ситуация развития как единство
субъективного и объективного в личности,
формирующееся в совместной деятельности
с другими. Социальная позиция отражает
идею иерархической организации личности
как системной стратегии изучения психических
явлений. Смена социальной позиции в деятельности
человека, в результате чего он оказывается
перед нравственным выбором в ситуации
принятия новой для себя социальной роли,
является основой изучения личности.