Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:32, контрольная работа
Краткое описание
1.Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии: - тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; - необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно); - обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);
Содержание
1. Соотнесите термины и их определения…………………………………3 – 6 2. Определите, кризис, какого возраста описан в данной характеристике? Опишите более подробно симптоматику данного кризиса………………...6 – 9 3. Определите характерные особенности познавательной сферы на разных этапах возрастного развития………………………………………………..9 – 14 4. Психологическим определением кризиса является………………………14 5. Установите соответствие между понятиями и их признаками………15 – 20 Используемая литература……………………………………………………….21
5. Интериоризация – превращение интерпсихологических
отношений в интрапсихологические. (Е)
Интериориза́ция (от фр. Intériorisation – переход
извне внутрь и лат. Interior – внутренний)
– формирование внутренних структур человеческой
психики посредством усвоения внешней
социальной деятельности, присвоения
жизненного опыта, становления психических
функций и развития в целом. Любое сложное
действие, прежде чем стать достоянием
разума, должно быть реализовано вовне.
Благодаря интериоризации мы можем говорить
про себя, и собственно думать, не мешая
окружающим.
Благодаря интериоризации психика
человека приобретает способность оперировать
образами предметов, которые в данный
момент отсутствуют в его поле зрения.
Человек выходит за рамки данного мгновения,
свободно «в уме» перемещается в прошлое
и в будущее, во времени и в пространстве.
Животные такой способностью
не обладают, они не могут произвольно
выходить за рамки наличной ситуации.
Важным орудием интериоризации служит
слово, а средством произвольного перехода
от одной ситуации к другой – речевое
действие. Слово выделяет и закрепляет
в себе существенные свойства вещей и
способы оперирования информацией, выработанные
практикой человечества. Действие человека
перестаёт быть зависимым от данной извне
ситуации, которая определяет все поведение
животного. Отсюда понятно, что овладение
правильным употреблением слов есть одновременно
усвоение существенных свойств вещей
и способов оперирования информацией.
Человек через слово усваивает опыт всего
человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих
поколений, а также людей и коллективов,
отдаленных от него на сотни и тысячи километров.
Впервые данный термин был использован
в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась
в качестве одного из элементов социализации,
означая заимствование основных категорий
индивидуального сознания из сферы общественного
опыта и общественных представлений. В
психологию понятие интериоризации было
введено представителями французской
психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским
психологом Л. С. Выготским.
По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается
как внешняя, социальная форма общения
между людьми, как трудовая или иная деятельность,
и лишь затем, в результате интериоризации,
становится компонентом психики человека.
В последующем интериоризация
была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.
В отечественной психологии
интериоризация трактуется как преобразование
структуры деятельности предметной в
структуру внутреннего плана сознания.
Иначе, превращение интерпсихологических
(межличностных) отношений в интрапсихологические
(внутриличностные, отношения с самим
собой). Ее нужно отличать от любых форм
получения «извне», переработки и хранения
«внутри» психики знаковой информации
(восприятие и память). В онтогене выделяются
такие стадии интериоризации: 1) взрослый
словом действует на ребенка, побуждая
что-то сделать; 2) ребенок перенимает способ
обращения и начинает воздействовать
словом на взрослого; 3) ребенок начинает
воздействовать словом на самого себя.
Эти стадии прослеживаются в частности
при наблюдении за детской речью эгоцентрической.
Позднее понятие интериоризации было
распространено П. Я. Гальпериным на формирование
умственных действий. Она составила основу
понимания природы внутренней деятельности
как производной от внешней, практической
деятельности с сохранением того же строения,
выразилась в понимании личности как структуры,
образующейся путем интериоризации социальных
отношений. В теории деятельности интериоризация
– это перенос соответственных действий,
относящихся к деятельности внешней, в
умственный, внутренний План. При интериоризации
деятельность внешняя, не меняя принципиального
строения, сильно трансформируется –
это особенно это относится к ее операциональной
части. Понятия, сходные с интериоризацией,
применяются в психоанализе при объяснении
того, как в онтогенезе и филогенезе под
влиянием структуры межиндивидуальных
отношений, переходящей «внутрь» психики,
формируется структура бессознательного
(индивидуального или коллективного),
коя в свою очередь определяет структуру
сознания.
Используемая литература:
1. Психология: учебник для студ.
сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина,
Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной
– М.,Издательский центр «Академия», 1999.
2. Г. Н. Рошко « Детская психология
в таблицах». – Елец 2009.
3. Шаповаленко И. В. «Возрастная
психология». – М., 2005.