Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Стэнфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Содержание

1. Эксперимент Филиппа Зимбардо в 1971 г………………………………3
2. Теоретический анализ понятия малая группа………………………….9
3. Исследование стратегий поведения личности в конфликте
посредством опросника «Определения профиля стратегий
поведения в конфликте К.Б. Малышева»………………………………….23
Список использованных источников………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

работа по психологии.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

Приведем следующее определение  малой группы: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Для того чтобы именно интерпретация  приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: «малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».

Малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа - это не просто любые контакты между людьми, но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.3

Виды малых групп:

По порядку возникновения:

Первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость членов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценностей,  норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в  группу;

6) неформальный контроль за поведением  членов.

Вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному статусу:

1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;

2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей:

1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;

2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или  сформированности межличностных отношений:

1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);

2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

По значимости:

1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:

«положительными» – группы, с  которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.

«отрицательные» – группы, которые  вызывают у индивида неприятие.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

Другие виды групп:

1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));

2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);

 

3) организованные и стихийные  и др.4

Групповые (социальные) нормы являются стандартом поведения в малой  группе, регулятором отношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Характеристикой жизнедеятельности  группы является функционирование в  ней процессов нормативного поведения, связанного с реализацией групповых норм.

Под нормой понимается стандартизованные  нормы поведения, принятые членами  группы, они регулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционирование групповых норм непосредственно связано из социальным контролем и поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.

Групповые нормы

Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер. При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы - растет их статус, повышается уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с «провинившимися», понижение их статуса внутри групповых связей.

Определить характеристику функционирования норм в малой группе можно по следующим  признакам:

групповые нормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (организацией);

группа не устанавливает норм поведения  для каждой возможной ситуации, они формируются только относительно действий и ситуаций, имеющих определенную значимость для группы;

нормы могут прилагаться к ситуации в целом, не относясь к отдельным  членам группы и роли, возложенной  на них, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельных индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;

нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми членами группы, а  другие поддерживаются только незначительным меньшинством или не одобряются вовсе;

нормы отличаются также по диапазону  применяемых санкций (от неодобрения  поступка человека до исключения его  из группы).

Признаком социально-психологических  явлений в группе является нормативность  поведения индивида. Социальные нормы  выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.

Социальные нормы поведения  обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, а также  регулируют отличия в средине  группы, поддерживают стабильность ее существования. Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыми нормами. Влияние группы на индивида оказывается в его желании согласовывать свои действия с нормами, принятыми в группе, и избегать действий, которые могут быть рассмотренными как отклонение от них.5

 

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей сплоченность, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, т.е. тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность. Согласно представлениям родоначальников концепции С. г. — американских психологов К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера и их многочисленных последователей, сплоченность является своего рода «результирующей» тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека в той мере и до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в какой-либо другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп. К числу основных факторов групповой сплоченности чаще всего относят: сходство базовых ценностных ориентаций членов группы, ясность и определенность групповой цели, демократический стиль лидерства (руководства), кооперативную взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, ее престиж. Методический аппарат измерения групповой сплоченности представлен в основном социометрической техникой в различных модификациях, а также другими разновидностями процедуры опроса. В отечественной психологии существует трактовка групповой сплоченности как ценностно-ориентационного единства и предметно-ценностного единства.6

Структура малой группы и проблема лидерства

Под структурой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

В социальной психологии имеются различные подходы к  пониманию структуры малой группы.

Социометрическая  структура малой группы – это  совокупность связей и отношений  между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.

Основные характеристики социометрической структуры малой  группы:

1) характеристики  социометрического статуса членов  группы – положения, которое  они занимают в системе межличностных  выборов и отвержений;

2) характеристики  взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;

3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями  взаимных выборов, и характер  отношений между ними;

4) социометрическая  сплоченность группы – отношение  числа взаимных выборов и отвержений  к числу максимально возможных.

Структура межличностных  выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой.

Коммуникативная структура малой группы – это  совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков  циркулирующих в группе.

Основные характеристики коммуникативной структуры группы:

1) положение,  которое занимают члены группы  в системе коммуникаций (доступ  к получению и передаче информации);

2) частота и  устойчивость коммуникативных связей  в группе;

3) тип коммуникативных связей между членами группы:

а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего  ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);

б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).

Ролевая структура  малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения  между ними групповых ролей.

При анализе  процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные  с решением задач:

а) инициатор  – предлагает новые идеи и подходы  к проблемам и целям группы;

б) разработчик  – занимается проработкой идей и  предложений;

в) координатор  – координирует деятельность членов группы;

г) контролер  – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик –  оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик –  стимулирует группу;

2) роли, связанные  с оказанием поддержки другим  членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем  в конфликтных ситуациях;

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"