Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:53, контрольная работа
Стэнфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.
1. Эксперимент Филиппа Зимбардо в 1971 г………………………………3
2. Теоретический анализ понятия малая группа………………………….9
3. Исследование стратегий поведения личности в конфликте
посредством опросника «Определения профиля стратегий
поведения в конфликте К.Б. Малышева»………………………………….23
Список использованных источников………………………………………45
в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;
г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;
д) ведомый – пассивно следует за группой.
Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.
Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.
Слагаемые структуры социальной власти:
1) роли властвующих –
выражаются в директивном
2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.
Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы – феномен лидерства.
Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.
Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).
Признаки лидеров:
1) высоко активен и
инициативен при решении
2) способен оказывать влияние на других членов группы;
3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;
6) способен выходить за
рамки признанных норм и
Функции лидера:
1) организация совместной
жизнедеятельности группы в
2) выработка и поддержание групповых норм;
3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
4) принятие ответственности
за результаты групповой
5) установление и поддержание микроклимата группы.
Виды лидерства по М. Веберу:
1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;
2) легально-рациональный (бюрократический)
– основан на разумности
3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.
Типы лидерства по реальной управленческой практике:
1) лидер –
организатор – воспринимает
2) лидер –
творец – обладает
3) лидер –
борец – обладает сильной
4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;
5) лидер –
утешитель – всегда готов
Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.
Динамика развития малой группы
К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:
- Разрешение
внутригрупповых противоречий: между
растущими потенциальными
- «Психологический
обмен» — предоставление
- «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.7
Задание 3:
Проведите исследование стратегий поведения личности в конфликте посредством опросника определения профиля стратегий поведения в конфликте К.Б. Малышева. Выполнение данного задания предполагает следующее: проведение диагностики в группе, (учебной, трудовой, творческой, спортивной команде и т.п.) состоящей из 15 и более человек; составление сводной таблицы данных; вычисление среднего арифметического по всем шкалам; построение диаграмм выраженности каждой из пяти стратегий поведения в конфликте членов исследуемой группы; интерпретационное описание результатов и подведение итогов.
Методика «Опросник определения профиля стратегий поведения в конфликте» К.Б. Малышева.
Проведение диагностики в группе, состоящей из 15 человек
Инструкция:
Перед Вами список из 25 утверждений, описывающих поведение человека. Внимательно прочитайте каждое из них. Затем отметьте степень Вашего согласия или несогласия с каждым утверждением по шкале:
1. "–" – "Это не верно";
2. "?" – "Это не совсем так";
3. "Ú" – "В общем, это верно";
4. "+" – "Полностью согласен".
Ответы испытуемых оцениваются следующим образом:
1. "–"– 0 баллов;
2. "?"– 1 балл;
3. "Ú"– 2 балла;
4. "+"– 3 балла.
Далее считается сумма баллов в каждой строке, соответствующая набранным баллам по каждой из пяти стратегий:
I – сотрудничество;
II – соперничество;
III – компромисс;
IV – приспособление;
V – избегание.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов по вышепредложенным методикам производится следующим образом:
1. Определяется
уровень выраженности
2. Выполняется
графическое изображение
3. Производится интерпретация профиля.
Уровни выраженности стратегий для тестов по К.Б. Малышеву:
1. Низкий – 0- 4 балла
2. Средний – 5-10 баллов
3. Высокий – 11-15 баллов.
Проведение диагностики в трудовой группе, состоящей из 15 человек (организация БРУ, энергоцэх, подразделение котельная)
№ п/п |
Знак |
Балл |
№ п/п |
Знак |
Балл |
№ п/п |
Знак |
Балл |
№ п/п |
Знак |
Балл |
№ п/п |
Знак |
Балл |
Итого |
1 |
− |
0 |
2 |
+ |
3 |
3 |
V |
2 |
4 |
V |
2 |
5 |
+ |
3 |
SI=10 баллов |
6 |
+ |
3 |
7 |
+ |
3 |
8 |
+ |
3 |
9 |
V |
2 |
10 |
+ |
3 |
SII=14 баллов |
11 |
+ |
3 |
12 |
+ |
3 |
13 |
+ |
3 |
14 |
? |
1 |
15 |
V |
2 |
SIII=12 баллов |
16 |
+ |
3 |
17 |
? |
1 |
18 |
V |
2 |
19 |
V |
2 |
20 |
? |
1 |
SIV= 9 баллов |
21 |
V |
2 |
22 |
V |
2 |
23 |
+ |
3 |
24 |
? |
1 |
25 |
? |
1 |
SV= 9 баллов |
SI - Сотрудничество- 10 баллов - средний уровень;
SII - Соперничество - 14 баллов - высокий уровень;
SIII - Компромисс - 12 баллов - высокий уровень;
SIV - Приспособление - 9 баллов - средний уровень;
SV - Избегание - 9 баллов - средний уровень.
Графическое изображение результатов и интерпретация профиля (Пелевина В.В.)
Профиль № 4:
Для индивида характерен демократичный стиль взаимодействия (рис. 1). Человек проявляет повышенную активность, увлеченность при решении конфликта. Иногда он сам провоцирует конфликт, так как наслаждается его атмосферой и может управлять им. В конфликте гибок, умеет находить подход к каждому оппоненту, добиваться своих целей при помощи разнообразнейшего репертуара методов и тактик. Профиль отражает эффективное и адаптивное сочетание стратегий поведения в конфликте, но свидетельствует о повышенной конфликтности человека.
№ п/п |
Знак |
Балл |
№ п/п |
Знак |
Балл |
№ п/п |
Знак |
Балл |
№ п/п |
Знак |
Балл |
№ п/п |
Знак |
Балл |
Итого |
1 |
V |
2 |
2 |
- |
0 |
3 |
+ |
3 |
4 |
+ |
3 |
5 |
V |
2 |
SI=10 баллов |
6 |
V |
2 |
7 |
? |
1 |
8 |
? |
1 |
9 |
V |
2 |
10 |
+ |
3 |
SII=9 баллов |
11 |
+ |
3 |
12 |
- |
0 |
13 |
- |
0 |
14 |
V |
2 |
15 |
+ |
3 |
SIII=8 баллов |
16 |
+ |
3 |
17 |
? |
1 |
18 |
V |
2 |
19 |
V |
2 |
20 |
V |
2 |
SIV= 10 баллов |
21 |
+ |
3 |
22 |
V |
2 |
23 |
? |
1 |
24 |
? |
1 |
25 |
+ |
3 |
SV= 10 баллов |