Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Стэнфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Содержание

1. Эксперимент Филиппа Зимбардо в 1971 г………………………………3
2. Теоретический анализ понятия малая группа………………………….9
3. Исследование стратегий поведения личности в конфликте
посредством опросника «Определения профиля стратегий
поведения в конфликте К.Б. Малышева»………………………………….23
Список использованных источников………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

работа по психологии.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

в) диспетчер  – способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик  – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой  структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между  индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Слагаемые структуры социальной власти:

1) роли властвующих –  выражаются в директивном воздействии  на статус и поведение подчиненных;

2) роли подчиненных –  выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.

Основной характеристикой  структуры социальной власти и влияния  формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая  в основе руководства группой, неофициальной  группы – феномен лидерства.

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:

1) высоко активен и  инициативен при решении группой  основных задач;

2) способен оказывать влияние на других членов группы;

3) хорошо информирован  о решаемой задаче, о членах  группы и о ситуации в целом;

4) поведение соответствует  социальным установкам, ценностям  и нормам, принятым в данной  группе;

5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6) способен выходить за  рамки признанных норм и эталонных  ценностных ориентаций.

Функции лидера:

1) организация совместной  жизнедеятельности группы в различных  сферах;

2) выработка и поддержание  групповых норм;

3) представительство группы  во взаимоотношениях с другими  группами;

4) принятие ответственности  за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание  микроклимата группы.

Виды лидерства по М. Веберу:

1) традиционное лидерство  – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;

2) легально-рациональный (бюрократический)  – основан на разумности существующих  порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство  – основан на божественности, сверхъестественности, необычности,  появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:

1) лидер –  организатор – воспринимает нужды  коллектива как свои собственные  и активно действует. Он оптимистичен  и уверен в том, что большинство  проблем вполне разрешимо, не  станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2) лидер –  творец – обладает способностью  видеть новое, чем и привлекает  людей. Берется за решение проблем,  которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3) лидер –  борец – обладает сильной волей,  уверен в своих силах, первым  идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер –  дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5) лидер –  утешитель – всегда готов поддержать  в трудную минуту, уважает людей,  относится к ним доброжелательно,  вежлив, предупредителен, способен  к сопереживанию.

Выделяют также  лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного  лидера.

Динамика  развития малой группы

К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

- Разрешение  внутригрупповых противоречий: между  растущими потенциальными возможностями  и реально выполняемой деятельностью,  между растущим стремлением индивидов  к самореализации и усиливающейся  тенденцией интеграции с группой,  между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.

- «Психологический  обмен» — предоставление группой  более высокого психологического  статуса индивидам в ответ  за более высокий их вклад  в ее жизнедеятельность. 

- «Идиосинкразический  кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.7

 

Задание 3:

Проведите исследование стратегий поведения личности в конфликте посредством опросника определения профиля стратегий поведения в конфликте К.Б. Малышева. Выполнение данного задания предполагает следующее: проведение диагностики в группе, (учебной, трудовой, творческой, спортивной команде и т.п.) состоящей из 15 и более человек; составление сводной таблицы данных; вычисление среднего арифметического по всем шкалам; построение диаграмм выраженности каждой из пяти стратегий поведения в конфликте членов исследуемой группы; интерпретационное описание результатов и подведение итогов.

Методика «Опросник  определения профиля стратегий  поведения в конфликте» К.Б. Малышева.

Проведение диагностики  в группе, состоящей из 15 человек

Инструкция:

Перед Вами список из 25 утверждений, описывающих поведение  человека. Внимательно прочитайте каждое из них. Затем отметьте степень Вашего согласия или несогласия с каждым утверждением по шкале:

1. "–" – "Это не верно";

2. "?" – "Это не совсем так";

3. "Ú" – "В общем, это верно";

4. "+" – "Полностью согласен".

Текст опросника:

  1. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого участника и моих собственных.
  2. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  3. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  4. Я пытаюсь преодолеть наши разногласия.
  5. Я всегда склоняюсь к открытому и всестороннему обсуждению проблемы.
  6. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  7. Я настаиваю, чтобы было сделано, по-моему.
  8. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  9. Я отстаиваю свои желания.
  10. Я стараюсь доказать приоритет своей позиции.
  11. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  12. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
  13. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  14. Я предлагаю среднюю позицию.
  15. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
  16. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  17. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  18. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
  19. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  20. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  21. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  22. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  23. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  24. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  25. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Обработка результатов:

Ответы испытуемых оцениваются  следующим образом:

1. "–"– 0 баллов;

2. "?"– 1 балл;

3. "Ú"– 2 балла;

4. "+"– 3 балла.

Далее считается сумма баллов в  каждой строке, соответствующая набранным баллам по каждой из пяти стратегий:

I – сотрудничество;

II – соперничество;

III – компромисс;

IV – приспособление;

V – избегание.

 

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов по вышепредложенным методикам  производится следующим образом:

1. Определяется  уровень выраженности стратегий;

2. Выполняется  графическое изображение результатов  (строится индивидуальный профиль  поведения в конфликте);

3. Производится  интерпретация профиля.

Уровни  выраженности стратегий для тестов по К.Б. Малышеву:

1. Низкий – 0- 4 балла

2. Средний – 5-10 баллов

3. Высокий – 11-15 баллов.

 

Проведение диагностики  в трудовой  группе, состоящей  из 15 человек (организация БРУ, энергоцэх, подразделение котельная)

Состав трудовой группы:

 

  1. Пелевина В.В.
  2. Козина Н.А.
  3. Саматова М.Л.
  4. Гончаренко С.Н.
  5. Абрамова А.В.
  6. Смирнова Н.В.
  7. Петунина Г.Н.
  8. Смола Е.С.
  9. Юзеев М.Н.
  10. Чурикова А.Р.
  11. Трещина Р.Н.
  12. Дубровин А.С.
  13. Балдин А.А.
  14. Янгильдин Р.А.
  15. Санникова И.В.

Бланк ответа Пелевиной  В.В:                                                             Табл. 1

№ п/п

Знак

Балл

№ п/п

Знак

Балл

№ п/п

Знак

Балл

№ п/п

Знак

Балл

№ п/п

Знак

Балл

Итого

1

0

2

+

3

3

V

2

4

V

2

5

+

3

SI=10 баллов

6

+

3

7

+

3

8

+

3

9

V

2

10

+

3

SII=14 баллов

11

+

3

12

+

3

13

+

3

14

?

1

15

V

2

SIII=12 баллов

16

+

3

17

?

1

18

V

2

19

V

2

20

?

1

SIV= 9 баллов

21

V

2

22

V

2

23

+

3

24

?

1

25

?

1

SV= 9 баллов


 

SI - Сотрудничество- 10 баллов - средний уровень;

SII - Соперничество - 14 баллов - высокий уровень;

SIII - Компромисс - 12 баллов - высокий уровень;

SIV - Приспособление - 9 баллов - средний уровень;

SV - Избегание - 9 баллов - средний уровень.

Графическое изображение результатов и интерпретация профиля (Пелевина В.В.)        

       

Профиль № 4:

Для индивида характерен демократичный стиль взаимодействия (рис. 1). Человек проявляет повышенную активность, увлеченность при решении конфликта. Иногда он сам провоцирует конфликт, так как наслаждается его атмосферой и может управлять им. В конфликте гибок, умеет находить подход к каждому оппоненту, добиваться своих целей при помощи разнообразнейшего репертуара методов и тактик. Профиль отражает эффективное и адаптивное сочетание стратегий поведения в конфликте, но свидетельствует о повышенной конфликтности человека.

Бланк ответа Козиной  Н.А:                                                             Табл. 2

№ п/п

Знак

Балл

№ п/п

Знак

Балл

№ п/п

Знак

Балл

№ п/п

Знак

Балл

№ п/п

Знак

Балл

Итого

1

V

2

2

-

0

3

+

3

4

+

3

5

V

2

SI=10 баллов

6

V

2

7

?

1

8

?

1

9

V

2

10

+

3

SII=9 баллов

11

+

3

12

-

0

13

-

0

14

V

2

15

+

3

SIII=8 баллов

16

+

3

17

?

1

18

V

2

19

V

2

20

V

2

SIV= 10 баллов

21

+

3

22

V

2

23

?

1

24

?

1

25

+

3

SV= 10 баллов

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"