Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие темперамента в психологии. Природные основы и свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
2. Понятие и проблема воли в психологии. Волевой акт и его структура. Развитие воли человека.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической политики и  образования

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра педагогики и методики профессионального обучения 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по психологии и педагогике

Вариант № 8 
 
 
 
 

Выполнила студентка                     

Факультета  ПТиТ  1 курса  гр. ЗТ-11 

Криничная Лидия  Александровна 

Проверила    

Цепляева  Светлана Анатольевна  
 

Волгоград 2011 

1.   Понятие темперамента в психологии. Природные основы и свойства темперамента.              Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

     Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно-обусловленную совокупность динамических проявлений психики —  интенсивности, скорости, темпа, ритма  психических процессов и состояний.

     Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной  тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями  биологического и физиологического строения и развития организма, а  также особенностями социального  развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

     Несмотря  на то что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.  

     На  все происходящее в окружающей действительности люди реагируют по-разному. Одни быстро принимают даже самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями, выбирая, например, схожий товар. Один человек сохраняет спокойствие  в любой ситуации, а другого  даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия во многом объясняются темпераментом конкретного  человека.

     Люди  издавна пытались найти органическую основу темперамента. Известны три  основные системы объяснений его  сущности, где первые две имеют  лишь исторический интерес. Первая (гуморальная) система связывала состояния  организма с соотношением в нем  различных жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента. Считалось, что если преобладает кровь (лат. "сангвис"), то темперамент будет сангвинистическим, если желчь ("холе") — холерическим, если слизь ("флегма") — флегматичным, а черная желчь ("мелана холе") определяет меланхолический темперамент. Эти терминология и описание различных типов темперамента возникли в V в. до н.э. (Гален, Гиппократ) и сохранились до нашего времени. При всей наивности объяснения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темперамента при преобладании одного из них. Слово "темперамент" с латинского переводится как "надлежащее соотношение частей, соразмерность".

     Вторая (конституциональная) система, объяснявшая  сущность темперамента, которая возникла в нашем столетии (Кречмер, Шелдон), связывала темперамент с телосложением человека. Главная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Что является органической основой темперамента по современным представлениям. В качестве такой основы, по-видимому, выступают какие-то особенности генотипа человека, от которых, в свою очередь, зависят свойства нервной системы. Имея в виду факт существования четырех, обозначенных выше, пар свойств нервной системы: силы - слабости, возбудимости - инертности, лабильности - ригидности и уравновешенности - неуравновешенности, а так же то обстоятельство, что их сочетанием определяется тип темперамента человека, можно предполагать, что следующим типа темперамента соответствуют такие типичные сочетания свойств нервной системы:

     1. Сангвиник - сильная, возбудимая, лабильная и уравновешенная нервная  система.

     2. Холерик - сильная, возбудимая, лабильная  и неуравновешенная нервная система,  при доминировании процессов  возбуждения над процессами торможения.

     3. Флегматик - сильная, инертная, ригидная  и уравновешенная нервная система.

     4. Меланхолик - слабая, инертная, ригидная  и неуравновешенная нервная система,  при доминировании торможения  над возбуждением.

     Конкретные  проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы  чувств, отражаются в побуждениях  и действиях человека, а также  в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. п.

     В настоящее время мы в состоянии  дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента. Для составления  психологических характеристик.

     Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что  темперамент определяет успешность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность протекает  в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между  уровнем достижения, т. е. конечным результатом  действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени  подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в целом  будут одинаковыми, поскольку уровень  достижений будет зависеть главным  образом от других факторов, а не от особенностей темперамента. 

     Вместе  с тем исследования, устанавливающие  эту закономерность, показывают, что  в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой  деятельности. Еще Б. М. Теплов обратил  внимание на то, что в зависимости  от особенностей темперамента люди различаются  не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные  психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость  между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В  этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов  или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом  типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства  авторов, независимо от особенностей исследуемых  групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для  данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип  нервной деятельности, и прежде всего  сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние  на формирование определенного стиля  деятельности.

     Например, лица с преобладанием возбуждения  на первом этапе проявляют повышенную активность, но при этом совершают  много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем  они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.

     Определенное  сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении  человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

     Индивидуальный  стиль деятельности не сводится к  темпераменту, он определяется и другими  причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

     То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные  движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько  темперамента, сколько индивидуального  стиля деятельности, особенности  которого могут совпадать и расходиться  с темпераментом.

     Ядро  индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у  человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые  относятся к самому индивидуальному  стилю деятельности, можно выделить две группы:

     1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

     2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

     Личность  и темперамент связаны между  собой таким образом, что темперамент  выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих  личностных свойств.

     От  темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

     Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной  реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

     Импульсивность  проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении  еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и  принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а  потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных  и неправильных реакциях.

     Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

     Сочетание описанных свойств и создает  индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены  были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

     Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания. 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"