Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие темперамента в психологии. Природные основы и свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
2. Понятие и проблема воли в психологии. Волевой акт и его структура. Развитие воли человека.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

2. Понятие и проблема  воли в психологии. Волевой акт и  его структура.  Развитие воли  человека. 

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения  выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

  • речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция.

     Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его  результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

     Воля  возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

     Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель, Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

     Проблема  воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при  необходимости снижение побудительной  силы предмета действия).

     Раньше  воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

  1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
  2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
  3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

     Т.о., первой парадигмой, в рамках которой  была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте  порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

     Он  характеризуется тем, что воля анализируется  как способность к инициации  действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого  желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

  • либо как самостоятельное психическое образование,
  • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
  • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
  • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

     В современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

     Когда человек добровольно принимает  нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в  своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно  свободен. Быть свободным - это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

     В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более  силен. Современными исследователями  воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как  сознательная регуляция человеком  своего поведения в результате преодоления  внутренних и внешних препятствий  на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение. 

     Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

     К простым волевым действиям относят  те, которые при осуществлении  которых человек без колебаний  идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит  в само действие.

     В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, 4 фазы:

     1-я  фаза – возникновение побуждения  и предварительная постановка  цели.

     2-я  фаза – обсуждение и борьба  мотивов.

     3-я  фаза – принятие решения.

     4-я  фаза – исполнение решения. 

     Дадим краткую характеристику каждой из 4-х  фаз:

     1-я  фаза – характеризует начало  волевого акта. Волевой акт начинается  с возникновения побуждения, которое  выражается в стремлении что-то  сделать. По мере осознания  цели это стремление переходит  в желание, к которому добавляется  установка на реализацию. Если  же установка на реализацию  цели не сформировалась, то волевой  акт может на этом завершиться,  так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

     2-я  фаза – характеризуется активным  включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия ил поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

     3-я  фаза – связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своём решении.

     4-я  фаза – исполнение этого решения  и достижение цели. Без исполнения  решения акт считается незавершенным.  Исполнение решения предполагает  преодоление внешних препятствий,  объективных трудностей самого  дела.

     Особенность протекания волевого акта состоит в  том, что механизмом его осуществления  являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения. 
 

     Развитие  волевой регуляции поведения  у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны  – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретения человеком  контроля над своим поведением, с  третьей – выработка волевых  качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с момента  жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться как эффективным средством психической  поведенческой саморегуляции.

     Внутри  каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс  и механизмы волевой регуляции  на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.

     Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек  сознательно ставит перед собой  все более трудные задачи и  преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительно волевых усилий в течение достаточного длительного времени. Например, школьник еще подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть не мало жизненных примеров такого, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добиваясь поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

     Развитие  воли у детей тесным образом соотносится  с обогащением их мотивационной  и нравственной сферы. Включение  в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделить и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – всё это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольного построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

     Совершенствование волевой регуляции поведения  у детей связано с их общим  интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка  в отрыве от его общего психологического развития практически не возможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

     Особую  роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют  игры, причем каждый вид игровой  деятельности вносит свой, специфический  вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному  формированию произвольной регуляции  действий. Сюжетно-ролевые игры ведут  к закреплению у ребенка необходимых  волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции  поступков.

     2-я  группа – волевые качества, характеризующие  способность добиваться поставленной  цели, выполнения принятого решения.  Сюда входят прежде всего инициативность, активность, решительность, энергичность, настойчивость, самостоятельность, ответственность.

     3-я  группа – волевые качества, характеризующие  способность подчинять свое поведение  объективной необходимости: умении  владеть собой, дисциплинированность, смелость, стойкость.

     Все волевые качества выступают во взаимной связи, дополняя друг друга. Ценность и  сила их зависят от уровня интеллекта, чувств, воли необходима гармония. Если силен только интеллект, но недостаточно выражены эмоциональная и волевая  стороны, то нередко это характеризует  человека как безвольного созерцателя. Если на первом плане стоит чувство, то личности могут быть присущи экспансивность, невыдержанность и т.д. Воля же, даже сильная, без развитого интеллекта и чувства слепа. 
 
 

    3. Специфика педагогического подхода к личности. Методы, формы  и средства педагогического воздействия на личность. 

  Поиск и реализация целенаправленных путей  формирования личности делают приоритетным вопрос о целях. К формированию какой личности надо стремиться, какими достоинствами она должна обладать, на что направлять педагогические усилия?

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"