Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие темперамента в психологии. Природные основы и свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
2. Понятие и проблема воли в психологии. Волевой акт и его структура. Развитие воли человека.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

  Контуры складывающихся ныне в государственной  идеологии и педагогике представлений  об идеале личности гражданина России, о том, что надо формировать у  молодежи, людей всех возрастов содержат рад фундаментальных положений, исходящих из отечественного и мирового опыта.

  1. Формирование человека — это  самая ответственная и серьезная  проблема в индивидуальном плане,  проблема жизни, самореализации  себя в ней, личного достоинства,  успеха и благополучия, проблема  предупреждения сожалений в преклонные  годы о необратимо упущенных  возможностях. В общественном плане  — это проблема состояния и  будущего благополучия общества, живущих и будущих поколений  людей. Недостатки в формировании  людей одного поколения, как  учит история, сказываются ощутимо  многие десятилетия. Самотек и  хаос в формировании многих  молодых людей в период общественной  смуты 90-х годов в России  будут негативно проявляться  лет 30— 50 и дольше на их  собственных детях, в последующих  поколениях. Очевидно, что формирование  личности правильно, если осуществляется в интересах ее самой, ее детей, общества и государства.

  2. Формирование личности обоснованно,  когда строится на сложившихся, проверенных и устоявшихся в многовековой практике человечества принципах и положениях.

  Правильнее  в формировании личности исходить из долговременной основы, без подчинения его идеологии правящей в данный отрезок времени партии, с учетом национального и общечеловеческого  опыта. Это особенно важно в условиях многопартийной системы в России и соответствует положению Федерального закона «Об образовании» о необходимости  интеграции личности обучающегося в  национальную и мировую культуру.

  3. Исторический процесс развития  человечества учит, что каждый  человек призван формироваться  так, чтобы он мог решить три основные задачи, стоящие перед поколением людей, к которому он принадлежит: 1) освоить опыт предыдущих поколений, 2) обогатить и приумножить этот опыт, 3) передать весь опыт следующему поколению.

  4. Представления о совершенном  человеке у классиков педагогики  и в отечественной педагогике  связываются с формированием всесторонне, гармонично развитой личности. Не существует одномерного критерия, который мог бы исчерпать достоинства человека. Всестороннее и гармоничное развитие личности — системный комплекс достоинств.

  5. Совершенство личности базируется  на освоении ею общечеловеческих ценностей — стабильных, постоянных идей и норм поведения, человеческих качеств, ценимых во всем мире, всеми народами, выработанных и проверенных в их общем многовековом опыте. Это то, что в большинстве случаев предпочитается людьми, одобряется, считается правильным, достойным, чем восхищаются. А противоположное оценивается как слабость, недостаток, порок, что порицается, считается непристойным, осуждается. Можно сказать, что общечеловеческие ценности — это вечные ценности.

  6. Формирование человека разумно  осуществлять с учетом мировых тенденций общественного развития и перемен в российском обществе. Закон «Об образовании» прямо указывает на необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Молодому поколению принадлежит будущее. При ускоряющихся темпах общественного прогресса уже через 15—30 лет представители сегодняшнего студенчества будут определять состояние общества и государства. Поэтому формирование личности должно носить опережающий характер, делать ее способной вглядываться в дальние горизонты будущего, понимать путь к лучшему будущему, двигаться к лучшему будущему.

  7. Важнейшая тенденция общественного  прогресса и формирования личности  воплощена в гуманизме, рассматриваемом ныне как основа цивилизованного общечеловеческого мировоззрения. Его основные идеи и ценности таковы:

  • человек — величайшая социальная, духовная и природная ценность;

  • полное равенство людей вне зависимости  от расы, нации, пола, религиозности, политических убеждений;

  • предназначение цивилизованного правового  общества — признание свободы, прав, развития способностей, взглядов, выбора жизненного пути и поступков каждым гражданином в рамках закона;

  • необходимость создания и упрочения  правового общества, призванного  стоять на страже законных интересов  граждан;

  • отношение к человеку и каждого  человека к другим людям должно быть человечным;

  • формирование человечного человека, становление его личности — высшая обязанность общества и условие его собственной самореализации и самоутверждения. 

  Гуманистические идеалы и ценности воплощают в  себе опыт многих поколений и народов.

  Иногда  говорят, что гуманизм порождает  индивидуализм и эгоизм: «я, мои  интересы, потребности, их удовлетворение превыше всего». Но гуманизм — это  обязательно человеколюбие каждого  человека, его внимание, доброжелательность, уважение, готовность прийти на помощь другим. Только человечный человек  может быть справедливым и порядочным.

  8. Признание ценностей демократии в жизни государства и его граждан — еще одна важная тенденция мирового развития. Исторические корни ее в России уходят к общинности, сходам населения, к тысячелетним вечевым традициям Великого Новгорода. Но реализация ее идей в веках шла через крутые изломы насилия, единовластия и тоталитаризма. На рубеже нового тысячелетия пришло время осовремененного продолжения ее с учетом мирового опыта. 

  Демократизация  — развитие народовластия, все более  широкого участия граждан в управлении делами государства и на местах. Процесс демократизации реализуется  через равноправие, расширение представительных органов власти и общественных организаций, возможностей проявления ими инициативы и самостоятельности, прав и свобод граждан, свобод в развитии наций  и народностей, укрепление их дружбы и равноправного сотрудничества, расширение гласности, укрепление законности, защиту прав и свобод, равенство  всех перед законом и др.

  Важными результатами демократизации должны быть такие признаки функционирования государства, жизни общества и его граждан, которые позволяют назвать

   правовым — государство, в котором господствует право, а в жизни общества и граждан — подчинение ему;

   гражданским — общество, в котором выведена из-под контроля государственных структур значительная часть его жизни (сфера семьи, искусства, досуга и др.), но которая успешно регулируется самими гражданами и созданными ими общественными организациями;

   рыночным — общество свобод в сфере экономики.

  Считается, что все это необходимо и возможно ныне в результате достигнутого высокого уровня развития образования, науки, техники, производства и изобилия товаров  и возможностей удовлетворения разнообразных  интересов и потребностей людей. Постулируется идея, что демократизация должна сделать государство надклассовой силой, способной удовлетворить  интересы всех слоев населения, обеспечить благосостояние всех граждан и привести к возникновению «государства всеобщего благоденствия».

  В повышении нужной подготовленности граждан, особенно молодежи, важное место  принадлежит педагогике. Ее ответственная  задача — формирование у людей демократичности, гражданственности, правовой культуры как качеств личности, как непоколебимых норм поведения и подготовленности к жизни в условиях новых экономических отношений.

  9. Достоинство человека, его цивилизованность, подлинная самореализация и самоутверждение неразрывно связано с его моральной сформированностью. Мораль (нравственность, от русского слова «нравы») — система сложившихся в общественной практике представлений, норм, путей и способов включения человека в общественную жизнь, соединения свободы личности с общественной необходимостью и разрешения противоречий между ними. Это система господствующих и реализуемых представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести и счастье. 

  Система моральных ценностей шире общечеловеческих, гуманных и имеет национальные оттенки (не противоречащие общим). Она включает моральные нормы отношения к  миру и жизни, труду и другим людям, к самому себе. Моральность человека — это мораль, живущая в нем, в его сознании и поведении, степень  усвоения им опыта предшествующих поколений, воплощенных в морали общества. Мораль — полярная, путеводная звезда в  путешествии человека по жизни. По мудрой мысли М. Монтеня (1533—1592) — тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

  В России в период реформ произошел  резкий спад уровня морали и теперь предстоит задача его восстановления и дальнейшего повышения. Поэтому  и формирование моральности у  людей, особенно молодежи, представляет задачу особой важности.

  10. Хотя далеко не десятая по  значимости, в числе важнейших  социальных ценностей находится  любовь к своей Родине, ее народу, государству, гордость за свое  гражданство, уважение всего народного,  национального, стремление следовать  ему, потребность служить процветанию  России и благополучию народа, готовность защищать ее независимость  и национальные достояния. Патриотизм  — важнейший компонент всесторонне  и гармонично развитой личности. Вот несколько суждений исторических  личностей: 

  
  Д. Байрон:

  И.С. Тургенев: 

  К.Д. Ушинский: 

  М. Робеспьер:

  Ж.-Ж. Руссо:

  Тот, кто  не любит свою страну, ничего любить не может;

  Россия  без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может  обойтись; горе тому, кто действительно  без нее обходится;

  Будь  сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне  отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее;

  Для Отечества сделано недостаточно, если не сделано все;

  Самые большие подвиги добродетели  были совершены из любви к Отечеству.

  Формирование  патриотизма — составная часть цели формирования личности. Современный патриотизм сочетается с пониманием необходимости предупреждения войны с применением средств массового поражения, признание мира как самой высокой ценности и условия сохранения человечества на Земле (достижение этого становится задачей особой педагогики — «педагогики мира»). Гармоничность развития патриотизма — в его единстве с интернационализмом, уважением национальных особенностей других стран, народов и народностей своей страны. Россияне издавна отличались интернационализмом, и его традиции должны быть восприняты и приумножены новыми поколениями населения.

  11. Еще одной приметой современной  цивилизации выступает развитие  и широкое распространение эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья.

  Эстетическая  культура — культура восприятия, оценки, любования человеком подлинно прекрасным, красивым не только в живописи, музыке, одежде, внешности, природе, но и в поступках людей, труде, быту, любви к нему, потребности в нем. Она предполагает умение отличать красивое от уродливого, культурное от пошлого, изящное от грубого, возвышенное от низости. Чувство прекрасного облагораживает, возвышает личность, вызывает стремление жить по законам красоты, не допускать пошлостей, бескультурья.

  Этическая культура в широком понимании  — высокая моральность, а в  узком — культура взаимоотношений и общения, соблюдения этикета — правил поведения, вежливости, принятых в обществе.

     Экологическая культура — культура отношения к природной среде. Быстрое развитие техники и экономики стало угрожающе отражаться на флоре, фауне, климате, состоянии воздуха, воды, пищи и др., а вместе с этим представлять угрозу для здоровья людей, наследственности и вообще существованию человечества уже в недалеком будущем. Природоохранная деятельность превратилась в необходимую заботу не только государства и общества, но и каждого человека, что уже нашло отражение в особой цели педагогической деятельности.

  Культура  семьи, быта и здоровья — соответствующее современным представлениям цивилизованного мира и общества должное поведение в семье, в быту, в отношении к своему здоровью.

  Культура  здоровья — новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и пр.), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических болезней и пр.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"