Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 00:05, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.
А.Г. Белый, кандидат юридических наук,
доцент (Краснодарский университет МВД
России);
Д.В. Котов, кандидат юридических наук,
доцент (Волгоградская академия МВД России);
А.И. Кучмин, начальник отдела полиции (Западный
округ, МВД России по г.Краснодару).
Гирин А.В.
О-60
Оперативно-разыскная психология:
курс лекций/А.В. Гирин, А.Н. Горбунов. –
Краснодар: Краснодарский университет
МВД России, 2013. – 317 с.
Курс лекций составлен приминительно
к дисциплине «Оперативно-разыскная психология»,
структурно повторяет учебный курс, дает
возможность более детально ознакомиться
с основными вопросами учебной дисциплины.
В сборнике помимо лекционного материала
отдельно выносятся вопросы на самостоятельную
подготовку, а также тематика устных выступлений.
Основные задачи курса лекций:
овладение системой основных психологических
знаний, умений и навыков, необходимых
для профессиональной деятельности сотруднику
правоохранительных органов; воспитание
потребности в самосовершенствовании
и профессиональном развитии личности.
Для преподавателей, курсантов,
слушателей и студентов образовательных
учреждений МВД России психологических
и юридических специальностей, а также всех интересующихся
«Оперативно-разыскной психологией».
Мировая практика борьбы с преступностью
дает великое множество примеров эффективного
взаимодействия оперативных и следственных
работников со специалистами в области
психологии, продуктивного использования
юристами рекомендуемых ими методов. Выявленные
психологами особенности внутреннего
мира лиц, совершающих преступления, закономерностей,
определяющих своеобразие их криминального,
пред – и посткриминального поведения,
психологические типологии и классификации,
концепции и идеи успешно реализуются
в оперативно-розыскной и следственной
практике при построении версий, разработке
поисковых портретов скрывшихся с места
происшествия преступников, определении
направлений и сфер их розыска, тактики
допроса, обыска и решении иных поисково-познавательных,
организационно-тактических и методических
задач.
Учебная дисциплина «Оперативно-разыскная
психология» гармонично переплетается
в системе подготовки будущих оперативных
работников с другими дисциплинами рабочего
учебного плана, такими как «Психология
личности преступника», «Юридическая
психология» и «Психолого-педагогические
основы диагностики и профилактики девиантного
поведения» и др.
Таким образом, цель изучения дисциплины
- подготовка будущих оперативных
сотрудников ОВД к успешной реализации
задач оперативно-разыскной деятельности.
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
В ДИСЦИПЛИНУ «ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПОНЯТИЯ МЕТОДЫ (основные
направления приминения психологии
в ОРД).
Вопрос1. История становления,
предмет и сущность оперативно - разыскной
психологии.
Вопрос2. Основные понятия, задачи
и пути развития оперативно - разыскной
психологии.
Вопрос3. Методы оперативно
- разыскной психологии.
Вопросы
для подготовки к семинарскому занятию:
Понятие и особенности
методологии и методики познания в юридической
психологии, виды методов познания.
Методы психологической
диагностики, применяемые в юридической
практике.
Психолог в роли
эксперта, консультанта.
Темы рефератов:
Предмет и значение
оперативно-розыскной психологии.
Методы психологического
воздействия на личность.
Цели и задачи оперативно-розыскной
психологии.
Принципы и пути
развития оперативно-розыскной психологии.
Методы исследования
оперативно-розыскной психологии.
Практическое
задание:
Используя словарь
психологических и юридических
терминов раскройте понятия: оперативно-разыскная
деятельность, оперативно-разыскная
психология, юридическая психология, беседа, биографический
метод.
Введение.
Для того, что бы понять любое
поведение, преступное в том числе, необходимы
знания психологии личности, психологических
механизмов и мотивов, социально-психологических
явлений и процессов. А такие знания ни
в коем случае не могут быть получены только
путем изучения научных работ и уголовных
дел, при игнорировании «живого» преступника
со всеми его страстями и нуждами, с его
сложным и неповторимым жизненным путем,
подчас трагической судьбой, спецификой
индивидуального облика.
Знание психических закономерностей,
применение в процессе оперативно-розыскной
деятельности определенных психологических
методов облегчает труд сотрудника, помогает
ему регулировать и строить взаимоотношения
с заинтересованными людьми, глубже понимать
мотивы поступков людей, познавать объективную
действительность, правильно оценивать
ее и использовать результаты познания
в практической оперативно-розыскной
и следственной деятельности.
Все больше осознается, что
психология — не отвлеченная наука, посвященная
решению тонких и сложных теоретических
вопросов, а важное и необходимое звено
в образовании всякого культурного специалиста.
Практически нет вида деятельности человека,
где вмешательство психологической науки
не привело бы к его облегчению и упорядочению.
Без знания психических закономерностей
нельзя руководить людьми. Поэтому среди
наук, оказывающих помощь правоохранительной
деятельности в стране, немаловажное место
занимает и психологическая наука. Она
вскрывает закономерности, знание которых
необходимо каждому, кто призван воздействовать
на людей, направлять их усилия, воспитывать
их и т. д.
Вопрос 1. История
становления и предмет оперативно - разыскной
психологии.
Психология ОРД
- это наука, изучающая психические явления, связанные с совершением
правонарушений и с проведением мероприятий
по раскрытию преступлений, а также пути
преодоления этих явлений в психике человека
с целью предупреждения деликтов.
В развитии представлений о
психологии в оперативно- разыскной деятельности
можно выделить ряд этапов. Для первого
характерно активное освоение основных
положений психологии и их применение
при решении практических задач. Как и
на любом первоначальном этапе накопления
знаний, в этот период достижения психологической
науки механически переносились в сферу
оперативно - разыскной деятельности перерабатывались
с учетом ее специфики, использовались
для подготовки рекомендаций и привлечения
к негласному сотрудничеству, агентурной
разработке, в профессиональном отборе
сотрудников оперативных аппаратов, создании
и развитии доверительных отношений с
объектами оперативно- разыскной деятельности.
На втором этапе начались эмпирические
исследования, прежде всего агентурного
аппарата, а также таких элементов агентурной
работы, как организационно-тактические
и психологические аспекты руководства
специальным аппаратом, ввода в разработку,
общение агента с разрабатываемым, изучение
личностных качеств агентуры.
Третий этап характеризуется
созданием психологической теории оперативно-
разыскной деятельности. Ее основой стали
проведенные в последние годы с помощью
специальных методик исследования психологических
характеристик агентуры, закономерностей
общения в оперативной работе, психологических
особенностей отдельных методов оперативно
- разыскной деятельности.
Есть все основания рассматривать
оперативно - разыскную психологию как
отраслевую модификацию юридической психологии,
имеющую свой предмет исследования и решающую
свои специфические задачи.
Каждая область прикладной
психологии реализует систему и положения
общей психологии применительно к различным
видам человеческой деятельности. Соответственно
этому предметом оперативно-разыскной
психологии являются психологические
закономерности и механизмы осуществления
оперативно - разыскной деятельности.
Выявление этих закономерностей и механизмов
связано в первую очередь с ответом на
вопрос- имеются ли какие-либо психологические
особенности оперативно-разыскной деятельности,
отличные от иных видов юридической деятельности,
например деятельность следователя, судьи
и т.п.
Существуют специфические
психологические особенности, характерные
только для оперативно - разыскной деятельности.
К ним относятся:
-особенности внешних
условий осуществления оперативно
- разыскной деятельности, активное противодействие
преступного элемента и его окружения;
-особенности механизма
осуществления оперативно - разыскной
деятельности, многие элементы которого
носят негласный характер;
-особенности реализации
субъектами оперативно - разыскной
деятельности (оперативными уполномоченными
и негласными сотрудниками)своих профессиональных
функций, в частности, необходимости зашифровки
действительной социальной роли, социальной
позиции личности в системе общественных
и межличностных отношений.
Рассмотрим эти особенности
подробнее.
Типичным для оперативно - разыскной
деятельности является противоборство
с преступной средой, причем это противоборство
значительно отличается от того, с чем
приходится сталкиваться следователю,
прокурору,судье и др.
Субъекты оперативно - разысной
деятельности, наоборот,как правило, общаются
с преступной средой на свободе, в реальных
жизненных условиях, ситуациях, полных
риска для их жизни и здоровья. Примером
,подчеркивающим остроту подобных контактов,
является внедрение оперативных сотрудников
в среду разрабатываемых.
Противоборство с преступной
средой для субъектов оперативно-разыскной
деятельности нередко протекает в обстановке
не только психологической, но и физической
борьбы, требующей применения соответствующих
приемов оружия.
Второй элемент психологической
структуры оперативно - разыскной деятельности-
познание. И здесь немало специфических
психологических особенностей. К ним относится:
-во-первых, многоцелевой
характер познавательных процессов,
направленных, как правило, на решение
ряда взаимосвязанных задач;
-во- вторых, необходимость
совершения мыслительных действий
в условиях острого дефицита
времени;
-в-третьих, наличие двух
групп условий решения познавательных
задач относительно статистичных
(обстановка проишествия, материальные
объекты, пространственные характеристики
местности, сохранившие или отразившие
следы и состония, существенные
для раскрытия преступления) и динамичных(показания
свидетелей, потерпевших,специального
аппарата);
-в четвертых, наличие
обьетивных и субьективных причин,
препятствующих процессу познания;
-в-пятых, необходимость постоянного
сочетания реконструктивных и
прогностических элементов процесса
познания, причем в различных
ситуациях и классах зада эти
элементы по важности меняются
местами.
Уникален по своим особенностям
и третий элемент психологической структуры
оперативно - разыскной деятельности-
общение.
В психологии общение понимается
как многоплановый процесс развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями
совместной деятельности. В едином процессе
общения выделяют три элемента, обеспечивающих
его успешность: коммуникативность (передач
информации), интерактивность (взаимодействие)
и перцептивность (взаимовосприятие).
В оперативно - разыскной деятельности
эти три элемента или стороны общения,
как и его побудительный мотив, представлены
как бы наоборот: обычно отсутствует потребность
в совместной деятельности (за исключением
общения оперативного работника с агентурой
и товарищами по работе);перцепция затруднена
необходимостью конспирации цели общения,
истиннй социальной роли субьектов оперативно-
разыскной деятельности, а интеракция,
как правило, должна осуществляться активно
и наступательно для психологического
подавления объекта и психологического
навязывания ему нужного для субъекта
оперативно- разыскной деятельности направления
общения и его содержания.
Еще один специфический момент
психологии общения в оперативно-разыскной
деятельности, связанный с особенностями
взаимодействия. В ходе осуществления
оперативно - разыскной деятельности и
сотрудник, и агент должны подавлять в
себе неприязнь к собеседнику или разрабатываемому.
Наличие специфической психологической
структуры оперативно разыскной деятельности
свидетельствует о том, что имеются и специфические
психологические закономерности ее осуществлении.
Исходя из общепсихологической концепции
деятельности, рассматривающей ее как
сложную диалектическую связь субъекта
и объекта, в процессе которой происходит
не только преобразование объекта, но
и формирование и развитие субъекта, можно
выделить две большие группы закономерностей
оперативно - разыскной деятельности:
-закономерности влияния
психики субъектов оперативно - разыскной
деятельности на успешность этой деятельности;