Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 00:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 456.14 Кб (Скачать файл)

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Краснодарский университет

 

 

 

 

А.В. Гирин

А.Н. Горбунов

 

 

 

 

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

 

Курс лекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

КрУ МВД России

2013

ББК 88.4

Одобрено

      О-60

редакционно-издательским советом

 

Краснодарского университета

 

МВД России


 

 

 

Рецензенты:

А.Г. Белый, кандидат юридических наук, доцент (Краснодарский университет МВД России);

Д.В. Котов, кандидат юридических наук, доцент (Волгоградская академия МВД России);

А.И. Кучмин, начальник отдела полиции (Западный округ, МВД России по г.Краснодару).

 

Гирин А.В.

 

О-60        

Оперативно-разыскная психология: курс лекций/А.В. Гирин, А.Н. Горбунов. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. – 317 с.


 

 

Курс лекций составлен приминительно к дисциплине «Оперативно-разыскная психология», структурно повторяет учебный курс, дает возможность более детально ознакомиться с основными вопросами учебной дисциплины. В сборнике помимо лекционного материала отдельно выносятся вопросы на самостоятельную подготовку, а также тематика устных выступлений.

Основные задачи курса лекций: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.

Для преподавателей, курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений МВД России психологических и юридических специальностей, а также всех интересующихся «Оперативно-разыскной психологией».

 

 

 

ББК 88.4

О-60

 

 

                                    © А.В. Гирин, А.Н. Горбунов, составление, 2013

©Краснодарский университет МВД России, 2013

В В Е Д Е Н И Е

Мировая практика борьбы с преступностью дает великое множество примеров эффективного взаимодействия оперативных и следственных работников со специалистами в области психологии, продуктивного использования юристами рекомендуемых ими методов. Выявленные психологами особенности внутреннего мира лиц, совершающих преступления, закономерностей, определяющих своеобразие их криминального, пред – и посткриминального поведения, психологические типологии и классификации, концепции и идеи успешно реализуются в оперативно-розыскной и следственной практике при построении версий, разработке поисковых портретов скрывшихся с места происшествия преступников, определении направлений и сфер их розыска, тактики допроса, обыска и решении иных поисково-познавательных, организационно-тактических и методических задач.

Учебная дисциплина «Оперативно-разыскная психология» гармонично переплетается в системе подготовки будущих оперативных работников с другими дисциплинами рабочего учебного плана, такими как «Психология личности преступника», «Юридическая психология» и «Психолого-педагогические основы диагностики и профилактики девиантного поведения» и др.

Таким образом, цель изучения дисциплины - подготовка будущих оперативных сотрудников ОВД к успешной реализации задач оперативно-разыскной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.    ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПОНЯТИЯ МЕТОДЫ (основные направления  приминения психологии в ОРД).

 

Вопрос1. История становления, предмет  и сущность оперативно - разыскной    психологии.

Вопрос2. Основные понятия, задачи  и пути развития оперативно - разыскной психологии.

Вопрос3. Методы оперативно - разыскной психологии.

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Понятие и особенности методологии и методики познания в юридической психологии, виды методов познания.

  1. Методы психологической диагностики, применяемые в юридической практике.

  1. Психолог в роли эксперта, консультанта.

Темы рефератов:

  1. Предмет и значение оперативно-розыскной психологии.

  1. Методы психологического воздействия на личность.

  1. Цели и задачи оперативно-розыскной психологии.

  1. Принципы и пути развития оперативно-розыскной психологии.

  1. Методы исследования оперативно-розыскной психологии.

Практическое задание:

 Используя словарь  психологических и юридических  терминов раскройте понятия:  оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскная психология, юридическая психология, беседа, биографический метод.

 

 

 

 

 

Введение.

 

Для того, что бы понять любое поведение, преступное в том числе, необходимы знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика.

Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Все больше осознается, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению тонких и сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к его облегчению и упорядочению.

Без знания психических закономерностей нельзя руководить людьми. Поэтому среди наук, оказывающих помощь правоохранительной деятельности в стране, немаловажное место занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знание которых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять их усилия, воспитывать их и т. д.

 

 

 

Вопрос 1. История становления и предмет оперативно - разыскной психологии.

Психология ОРД - это наука, изучающая психические явления, связанные с совершением правонарушений и с проведением мероприятий по раскрытию преступлений, а также пути преодоления этих явлений в психике человека с целью предупреждения деликтов.

В развитии представлений о психологии в оперативно- разыскной деятельности можно выделить ряд этапов. Для первого характерно активное освоение основных положений психологии и их применение при решении практических задач. Как и на любом первоначальном этапе накопления знаний, в этот период достижения психологической науки механически переносились в сферу оперативно - разыскной деятельности перерабатывались с учетом ее специфики, использовались для подготовки рекомендаций и привлечения к негласному сотрудничеству, агентурной разработке, в профессиональном отборе сотрудников оперативных аппаратов, создании и развитии доверительных отношений с объектами оперативно- разыскной деятельности.

На втором этапе начались эмпирические исследования, прежде всего агентурного аппарата, а также таких элементов агентурной работы, как организационно-тактические и психологические аспекты руководства специальным аппаратом, ввода в разработку, общение агента с разрабатываемым, изучение личностных качеств агентуры.

Третий этап характеризуется созданием психологической теории оперативно- разыскной деятельности. Ее основой стали проведенные в последние годы с помощью специальных методик исследования психологических характеристик агентуры, закономерностей общения в оперативной работе, психологических особенностей отдельных методов оперативно - разыскной деятельности.

Есть все основания рассматривать  оперативно - разыскную психологию как отраслевую модификацию юридической психологии, имеющую свой предмет исследования и решающую свои специфические задачи.

Каждая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии применительно к различным видам человеческой деятельности. Соответственно этому предметом оперативно-разыскной психологии  являются психологические закономерности и механизмы осуществления оперативно - разыскной деятельности. Выявление этих закономерностей и механизмов связано в первую очередь с ответом на вопрос- имеются ли какие-либо психологические особенности оперативно-разыскной деятельности, отличные от иных видов юридической деятельности, например деятельность следователя, судьи и т.п.

Существуют  специфические психологические особенности, характерные только для оперативно - разыскной деятельности. К ним относятся:

-особенности внешних  условий осуществления оперативно - разыскной деятельности, активное противодействие преступного элемента и его окружения;

-особенности механизма  осуществления оперативно - разыскной деятельности, многие элементы которого носят негласный характер;

-особенности реализации  субъектами оперативно - разыскной деятельности (оперативными уполномоченными и негласными сотрудниками)своих профессиональных функций, в частности, необходимости зашифровки действительной социальной роли, социальной позиции личности в системе общественных и межличностных отношений.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Типичным для оперативно - разыскной деятельности является противоборство с преступной средой, причем это противоборство значительно отличается от того, с чем приходится сталкиваться следователю, прокурору,судье и др.

Субъекты оперативно - разысной деятельности, наоборот,как правило, общаются с преступной средой на свободе, в реальных жизненных условиях, ситуациях, полных риска для их жизни и здоровья. Примером ,подчеркивающим остроту подобных контактов, является внедрение оперативных сотрудников в среду разрабатываемых.

Противоборство с преступной средой для субъектов оперативно-разыскной деятельности нередко протекает в обстановке не только психологической, но и физической борьбы, требующей применения соответствующих приемов оружия.

Второй элемент психологической структуры оперативно - разыскной деятельности- познание. И здесь немало специфических психологических особенностей. К ним относится:

-во-первых, многоцелевой  характер познавательных процессов, направленных, как правило, на решение  ряда взаимосвязанных задач;

-во- вторых, необходимость  совершения мыслительных действий  в условиях острого дефицита  времени;

-в-третьих, наличие двух  групп условий решения познавательных  задач относительно статистичных (обстановка проишествия, материальные  объекты, пространственные характеристики  местности, сохранившие или отразившие  следы и состония, существенные  для раскрытия преступления) и динамичных(показания свидетелей, потерпевших,специального аппарата);

-в четвертых, наличие  обьетивных и субьективных причин, препятствующих процессу познания;

-в-пятых, необходимость постоянного  сочетания реконструктивных и  прогностических элементов процесса  познания, причем в различных  ситуациях и классах зада эти  элементы по важности меняются  местами.

Уникален по своим особенностям и третий элемент психологической структуры оперативно - разыскной деятельности- общение.

В психологии общение понимается  как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В едином процессе общения выделяют три элемента, обеспечивающих его успешность: коммуникативность (передач информации), интерактивность (взаимодействие) и перцептивность (взаимовосприятие). В оперативно - разыскной деятельности эти три элемента  или стороны общения, как и его побудительный мотив, представлены как бы наоборот: обычно отсутствует потребность в совместной деятельности (за исключением общения оперативного работника с агентурой и товарищами по работе);перцепция затруднена необходимостью конспирации цели общения, истиннй социальной роли субьектов оперативно- разыскной деятельности, а интеракция, как правило, должна осуществляться активно и наступательно для психологического подавления объекта и психологического навязывания ему нужного для субъекта оперативно- разыскной деятельности направления общения и его содержания.

Еще один специфический момент психологии общения в оперативно-разыскной деятельности, связанный с особенностями взаимодействия. В ходе осуществления оперативно - разыскной деятельности и сотрудник, и агент должны подавлять в себе неприязнь к собеседнику или разрабатываемому.

Наличие специфической психологической структуры оперативно разыскной деятельности свидетельствует о том, что имеются и специфические психологические закономерности ее осуществлении. Исходя из общепсихологической концепции деятельности, рассматривающей ее как сложную диалектическую связь субъекта и объекта, в процессе которой происходит не только преобразование объекта, но и формирование и развитие субъекта, можно выделить две большие группы закономерностей оперативно - разыскной деятельности:

-закономерности влияния  психики субъектов оперативно - разыскной деятельности на успешность этой деятельности;

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"