СПФИ |
Составление психологического
портрета |
Гипнорепродуктивный
опрос |
Визуальная диагностика |
СПФИ |
Составление психологического
портрета |
Гипнорепродуктивный
опрос |
Визуальная диагностика |
Основными методами психологии являются наблюдение
и эксперимент. Но применяют и частные
методы: беседы, анкетный метод, анализ
психической деятельности человека и
другие.
Самый доступный
и наиболее широки применяемый путь получения
психологической информации о человеке,
представляющем профессиональный интерес для работников
правоохранительных органов, - путь наблюдения
за ним, наблюдение
со стороны, при разговоре, при профессиональном
контакте. Это реализуемо при психологическом
наблюдении — особом психологическом
действии, которым работнику-профессионалу
ОРД следует овладеть.
Метод
наблюдения - специально организованное,
преднамеренное, целенаправленное восприятие
исследователем разнообразных внешних
проявлений психики непосредственно в
жизни, в ходе расследования, судебного
разбирательства и в других сферах правоприменительной
деятельности.
Метод наблюдения исключает
использование каких-либо приемов, которые
могли бы внести изменения или нарушения
в естественный ход изучаемых явлений.
Благодаря этому метод наблюдения позволяет
познать изучаемое явление во всей полноте
и достоверности его качественных особенностей.
Предметом наблюдения в психологии
являются не непосредственные субъективные
психические переживания, а их проявления
в поступках и в поведении человека, в
его речи и деятельности.
Для получения объективных
результатов необходимо соблюдать ряд
условий:
Явления, подлежащие изучению,
наблюдаются в обычных для них условиях,
без внесения каких-либо изменений в их
естественное течение. Сам факт наблюдения
не должен нарушать изучаемого явления.
Наблюдение проводится в условиях,
наиболее характерных для изучаемого
явления.
Собирание материала путем
наблюдений проводится по предварительно
составленному плану (программе) в соответствии
с задачами исследования.
Наблюдение проводится не однократно,
а систематически в отношении одного и
того же человека и в отношении одного
и того же явления у многих лиц и в различных
ситуациях, наиболее характерных для данного
явления.
Для регистрации результатов
наблюдения могут использоваться технические
средства: запись речи наблюдаемого на
магнитофонную пленку, применение фотосъемки
и киносъемки. В условиях предварительного
следствия и судебного разбирательства
технические средства могут быть применимы
только в рамках процессуального закона.
Наблюдение бывает: непосредственное
и опосредствованное, невключенное и включенное.
При непосредственном наблюдении
изучение осуществляет само лицо, которое
делает выводы по результатам этого наблюдения.
Такое наблюдение осуществляют следователь
и судья при проведении следственных и
судебных действий, воспитатель исправительного
учреждения и др.
Опосредствованное наблюдение
встречается в тех случаях, когда получают
сведения о наблюдении, произведенном
другими лицами. Данный вид наблюдения
имеет особенность: результаты его всегда
закрепляются в документах дела - в протоколах
допросов других лиц, в заключениях экспертов
(судебно-психологической, судебно-психиатрической
экспертизах) и т. д.
Невключенное наблюдение - это
наблюдение со стороны, в котором исследователь
- постороннее для исследуемого человека
или группы лицо.
Включенное наблюдение характеризуется
тем, что исследователь входит в социальную
ситуацию в качестве его участника, не
раскрывая при этом истинные мотивы своего
поведения (исследования). Так, например,
при исследовании института народных
заседателей был использован метод включенного
наблюдения. Оно проводилось выпускником
юридического факультета Санкт-Петербургского
университета, проходившим практику в
суде. Исследователь получил разработанный
учеными подробный опросник, относящийся
к ходу процесса и к совещанию судей, который
заполнял после окончания каждого дела.
Вопросник был анонимным. Официальное
разрешение на проведение наблюдения
было получено, но судей не информировали
об исследовании.
Преимущество включенного наблюдения
- непосредственный контакт с объектом
изучения, регистрация событий, которые
при невключенном наблюдении могли быть
скрыты от глаз исследователя.
Все сказанное относится к методу
объективного наблюдения. Кроме него,
в психологических исследованиях применяется
также метод субъективного наблюдения
- интроспекции (самонаблюдения).
Он заключается как в наблюдении за своей
внешне выраженной деятельностью, психологически
значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении
за своей внутренней жизнью, за своим психическим
состоянием.
Научная ценность данных самонаблюдения
зависит от того, насколько они объективны,
соответствуют реальным фактам. Как показывают
жизненные наблюдения и экспериментальные
исследования, люди склонны переоценивать
свои достоинства и умалять свои недостатки.
Не являясь единственным методом,
самонаблюдение в сочетании с объективными
методами может давать положительные
результаты. Исследователь по себе может
судить, например, о влиянии тех или иных
факторов на участников следственного
или судебного действия, дополняя результаты
самонаблюдения объективными данными.
Эксперимент — это активное вмешательство
исследователя в деятельность
испытуемого с целью создания условий
для установления психологического факта
или возможности вызвать какой-либо процесс.
Использование данного метода
выявляет зависимость особенностей психических
процессов от действующих на испытуемого
внешних стимулов. Эксперимент строится
таким образом, чтобы внешняя стимуляция
изменялась по строго определенной программе.
Отличие эксперимента от наблюдения заключается
в первую очередь в том, что при наблюдении
исследователь должен ожидать наступления
того или иного психического явления,
а при эксперименте он может с помощью
изменения внешней ситуации преднамеренно
вызвать нужный психический процесс. В
ходе эксперимента оперработник активно
вмешивается в жизнедеятельность проверяемого
или разрабатываемого с целью создания
условий, когда те или иные психологические
особенности личности проявляются наиболее
отчетливо
Метод беседы
- это свободная непринужденная
беседа, в ходе которой оперработник, следователь
изучают основные особенности личности
собеседника, вырабатывают индивидуальный
подход и вступают в контакт с человеком.
Целью психологического исследования
является как можно более глубокое познание
личности, ее внутреннего мира, убеждений,
стремлений, интересов, отношения к различным
явлениям социальной жизни. В подобных
случаях метод простого наблюдения оказывается
малопригодным.
В таких случаях с успехом применяется
метод беседы. Суть этого метода состоит
в непринужденной беседе с людьми по интересующим
исследователя вопросам (беседа не должна
превращаться в анкетирование).
Материал, который при этом
собирается, имеет речевую форму. Исследователь
судит об изучаемом явлении по речевым
реакциям собеседника.
Эффективность беседы зависит
от:
способности исследователя
вступать в личный контакт с собеседником;
наличия тщательно продуманного
плана беседы;
умения исследователя задавать
не прямые, а косвенные вопросы.
Значимость беседы зависит
от объективности получаемых с помощью
этого метода данных. Поэтому рекомендуется
получать в беседе больше фактической
информации, одни вопросы должны контролироваться
другими, рекомендуется пользоваться
магнитофонными записями, регистрирующими
не только содержание бесед, но и интонации.
Повторение беседы с тем же самым лицом,
но с несколько измененным планом во избежание
трафаретности, - одно из условий эффективности
метода.
Метод беседы в значительной
степени напоминает допрос, поэтому к
нему предъявляются некоторые сходные
требования. В частности, предпосылкой
его успешности является создание обстановки
непринужденности, дающей возможность
естественно сочетать свободный рассказ
с ответами на конкретные вопросы, которые
уточняют, дополняют и контролируют изложение.
Иногда целесообразно проводить
беседу в условиях, наиболее привычных
для человека, личность которого изучается.
Поэтому, если допрос имеет целью только
ознакомление с личностью, можно провести
его по месту работы, жительства, отдыха
данного лица.
Психодиагностика — это краткое, стандартизированное
психологическое испытание, в результате
которого делается попытка
оценить тот или иной психический прогресс или личность
в целом.
Тестирование предполагает,
что обследуемый выполняет определенную деятельность (решение
задач, рисование, выбор фигур, составление
рассказа и т.д.), т.е. проходит
определенные испытания. На основании
результатов испытания исследователь
делает выводы о наличии тех или иных свойств
у испытуемого.
Тест
в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных
кратких испытаний, которым подвергается
испытуемый.
Психофизиологические (тест, при помощи которого измеряют физиологические реакции)
Интеллектуальные (тесты интеллекта предназначены
для измерения уровня интеллектуального
развития человека).
Личностные (методы психодиагностики,
с помощью которых измеряются различные
стороны личности индивида: установки,
ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные
и межличностные свойства, типичные формы
поведения.)
Проективные (тесты основанные
на интерпретации обследуемым определенной
информации посредством проекции на эту
информацию содержания его психики. Проективные
тесты используются для исследования
личности.)
Термин «полиграф
» - во все времена людей интересовала проблема
правды и лжи. Они мучились вопросом, как
отличить их друг от друга и как научиться
обманывать так, чтобы никто не заметил.
На помощь пришли ученые и разработали
аппарат для определения лжи – полиграф.
Впоследствии такой метод исследования
приобрел широкую популярность, особенно
в сфере охраны порядка.
Чезаре Ломброзо впервые открыл аппаратный
способ выявления лжи, это событие привлекло
внимание многих, но должного отклика
не нашло. Только в 1913 году Вильям Марстон,
известный американский юрист и психолог,
начал вплотную заниматься этой темой.
Первая мировая война требовала выявления
шпионов и борьбы с врагами. Для реализации
целей исследовательская лаборатория
США собрала именитых психологов, в том
числе и Марстона, которые занялись изучением
возможности аппаратного изобличения
лжи. Специалисты пришли к выводу, что
более эффективным будет использование
детекции лжи, опирающейся на изменение
артериального давления. Такой метод исследования
был разработан сами Марстоном в одной
из психологических лабораторий и имел
почти стопроцентную точность.
В 1933 году ученик Ларсона Л. Килер создал
полиграф, которым пользовались до недавнего
времени, а через 2 года он разработал подробную
методику тестирования, и именно Ларсон
впервые открыл школу полиграфологов
и запустил промышленное производство
детекторов. Позже он доказал незаменимость
такого аппарата для полиции и структур,
занимающихся безопасностью.
На сегодняшний день полиграф – портативный
компьютер, оснащенный датчиками для считывания
и фиксации физиологических параметров
и изменений деятельности и реакций вегетативной
нервной системы обследуемого объекта.
Одним из методов
в данной системе раскрытия преступлений
является использование регистрации
психофизиологических реакций людей с
целью установления их
причастности к преступлениям.
Метод гипнорепродукции (гипнорепродукционный
опрос) основан на одном из важнейших свойств
центральной нервной системы закреплять
временную последовательность протекающих
в ней процессов и сохранять способность
к их воспроизведению в дальнейшем.
Положительное отношение к перспективам
использования гипнорепродукционного
опроса в целях более полного восстановления
обстоятельств совершенного преступления
и активизации памяти в тех случаях, когда
имеет место, затрудненное припоминание
ими пережитых событий, определяется особыми
свойствами данного метода психологического
воздействия. Свойства гипноза при необходимости
формировать гипермнезию – повышенную
способность к припоминанию прошлого
были обнаружены в связи с его использованием
в качестве лечебного средства и проявлялись
выраженной активизацией функций припоминания,
в том числе при развитии потери памяти
различного происхождения (травматического,
стрессового, фармакологического).