Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:14, реферат
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.
Введение………………………………………………………………………3
Межличностные конфликты: определение, понятие и сущность…………4
Функции межличностного конфликта…………………………….............. 5
Классификация межличностных конфликтов…………………….............. 7
Сущность конфликта в организации…………………………………….... 11
Типология конфликтов в организации и причины их возникновения…...14
Формы завершения конфликтов в организации…………………………....17
Прогнозирование и профилактика конфликтов…………………………….21
Заключение………………………………………………………….............. 23
Список используемой литературы…………………………………………..24
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУСТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций
Кафедра культурологии
Реферат по дисциплине
«Общая конфликтология»
на тему: Конфликты в организации и межличностные конфликты
Выполнил:
Студентка 2 курса
заочной формы обучения
направление 100100 «Конфликтология»
Важенини Екатерина Валерьевна
Проверил:
Молоков Сергей Матвеевич
Канд. исторических наук
Тюмень, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Межличностные конфликты: определение, понятие и сущность…………4
Функции межличностного конфликта……………………………..........
Классификация межличностных
конфликтов……………………............
Сущность конфликта в организации…………………………………….... 11
Типология конфликтов в организации и причины их возникновения…...14
Формы завершения конфликтов в организации…………………………....17
Прогнозирование и профилактика конфликтов…………………………….21
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..24
Введение
Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Этот все возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур и отдельных людей практической помощи в разрешении конфликтов.
К самым распространенным
психологическим конфликтам относятся
межличностные конфликты. Они охватывают
практически все сферы
Межличностные конфликты: определение, понятие и сущность
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
В межличностном конфликте
каждая сторона стремится отстоять
свое мнение, доказать другой ее неправоту,
люди прибегают к взаимным обвинениям,
нападкам друг на друга, словесным оскорблениям
и унижениям и т.п. Такое поведение
вызывает у субъектов конфликта
острые негативные эмоциональные переживания,
которые обостряют
Функции межличностного конфликта
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.
Функции межличностного конфликта:
К конструктивным функциям относят:
а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с:
а) разрушением существующей совместной деятельности;
б) ухудшением или развалом отношений;
в) негативным самочувствием участников;
г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.
Отличительные особенности межличностного конфликта:
1. противоборство людей
происходит непосредственно,
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
3. межличностные конфликты
для субъектов конфликтного
4. отличаются высокой
эмоциональностью и охватом
5. затрагивают интересы окружения.
Причины конфликтов:
информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);
структура - связана с существованием в организации социальных групп ( статус, права, роли, возраст и др.);
ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.);
поведение – неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);
отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.
Классификация межличностных конфликтов
В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом.
Групповые конфликты.
Групповой конфликт - противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов "личность-группа" и "группа-группа".
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.
Первая особенность связана
со структурой конфликта. Субъектом
в нем с одной стороны
Вторая особенность отражает
специфику причин конфликта. Такие
причины связаны
Позиция - официальное, определяемое должностью положение
Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)
Внутренняя установка - субъективное восприятие личностью своего статуса
Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности
Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны:
1) с нарушением ролевых ожиданий;
2) с неадекватностью внутренней
установки статусу личности (особенно
конфликтность личности с
Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
Классификация конфликтов "личность-группа" выглядит так:
1. Руководитель-коллектив
а) Новый руководитель, назначенный со стороны
б) Стиль управления
в) Низкая компетентность руководителя
г) Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров
2. Рядовой член коллектива - коллектив
а) Конфликтная личность
б) Нарушение групповых норм
в) Неадекватность внутренней установки статусу
3. Лидер - группа
а) Низкая профессиональная подготовка
б) Применение компромата против лидера
в) Превышение полномочий лидерства
г) Изменение группового сознания
Межгрупповые конфликты
Противоборствующие стороны - группы (малые, средине и микрогруппы). В основе - столкновение противоположно направленных групповых мотивов
Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к "чужим" и привязанностью к "своим".
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:
1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме "Мы-Они".
2. Неадекватное социальное,
групповое сравнение. В
3. Групповая атрибуция.
Позитивное поведение своей
К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.
Международные конфликты
Информация о работе Конфликты в организации и межличностные конфликты