Конфликты в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть структуру и сущность психолого-педагогического конфликта.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы управления конфликтами в педагогической деятельности
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы управления конфликтами в образовательной среде…………………………………….….6
1.2. Критерии и особенности развития опыта межличностных отношений младших школьников………………………………………….…..9
1.3. Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе……………………………………………………………………………..12
Выводы по 1 главе…………………………………………………………17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте
2.1. Методология исследования конфликта в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..19
2.2. Анализ полученных результатов эксперимента……………….…..23
2.3. Практические рекомендации учителям начальных классов для конструктивного решения конфликтов среди учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….30
Выводы по 2 главе…………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………..35
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 97.64 Кб (Скачать файл)

Моделирование конфликтных ситуаций является одним из таких методов. Н.В. Самсонова считает, что этот прием, во-первых, актуализирует интеллектуальный потенциал учащихся, и, во-вторых, способствует тренировке умения конструктивного спора [11;34].

Выводы по 1 главе

Историко-педагогический анализ проблемы управления конфликтами позволяет  выделить этапы, основные противоречия и тенденции ее развития, оценить  состояние в современных условиях и прогнозировать изменения в  будущем. На протяжении длительного  времени с конца 30-х годов XXв. в  части педагогической литературы не признавалось наличие противоречий и конфликтов в жизни коллективов, или же подчеркивались только негативные стороны данного явления. Параллельно развивался взгляд на конфликты, как на неотъемлемую составную часть нормальных взаимоотношений в обществе. В рамках конфликтологической проблематики внимание ученых направлено на изучение конфликтов в коллективах школьников, конфликтологической компетентности педагога, педагогического вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и разрешения. Изучаются особенности подготовки будущих учителей к разрешению

Школа – одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Цель учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный институт.

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога протекает индивидуально. Работая  с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится  в сильном психическом напряжении, он должен активно регулировать как  свое поведение, так и поведение  учащихся в различных ситуациях.

В открытой и постоянно  развивающейся системе, какой является школа, противоречия неизбежны, поскольку  детский социум характеризуется  большой динамичностью в силу стоящей перед ним необходимости  – за сравнительно короткий промежуток времени усвоить опыт, который  человечество накапливало столетиями. К тому же, собственный опыт школьника еще невелик, ему только предстоит овладеть сложной наукой общения с другими людьми. Во второй главе моей работы попытаемся выяснить понимание школьниками термина конфликта и готовность их к конструктивному решению проблем.

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте

 2.1.  Методология исследования конфликта в младшем школьном возрасте

Цель данного эксперимента - выбор путей, способов, средств формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов на примере младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте возможен  при:

- своевременной диагностике социально-психологических особенностей конфликтности учащихся;

-  осуществлении системы мер по развитию у учащихся и педагогов мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов среди младших школьников;

-  разработке механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов как среди младших школьников, так и среди педагогов.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть структуру и сущность психолого-педагогического конфликта.

3. Проанализировать модели поведения в конфликтной в младшем школьном возрасте.

4. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди младших школьников.

Базу исследования составили учащиеся четвертого класса МОУ СОШ № 24, в колличественном составе 40 человек и 10 учителей начальных классов. Учащиеся IV классов в возрасте 9-10 лет, который соответствует младшему школьному возрасту.

В качестве диагностического материала использовались следующие  методики:

- Опросник «Мой класс» (Гильбух);

- Тест описания поведения  К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной);

- опрос.

Опросник «Мой класс» (Гильбух): может использоваться во II - VII классах.

Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1,4,7,10,13-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2,5,8,11,14-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3,6,9,12,15-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).

Указанные вопросы предъявляются  на бланке, имеющем следующую форму:

Суммы баллов:

- степень удовлетворенности (У);

- степень конфликтности  (К);

- степень сплоченности (С).

Максимальная сумма баллов по каждой шкале составляет – 15 баллов.

Заполнение анкеты учащимися  в среднем занимает 5—10 минут.

 При ее предъявлении  классу дается следующая инструкция (устная):

«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово  «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с  этим утверждением.

Не забудьте подписать  свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты». Вопросы опросника в Приложении 1.

Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):

Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует  символ «о» (обратный), оцениваются  баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы  с символом «о» оцениваются в  обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» — балл 1, а при ответе «Нет»  — балл 3.

По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые  даны с нарушением правил, выставляется балл 2.

Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности  получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.

Данная методика позволяет  диагностировать, прежде всего, отношение  отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность  получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле  вычисления среднего арифметического) [4].

Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной).

Шкалы: типы поведения в  конфликтной ситуации - соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество

Назначение теста.

Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению [23].

 К.Томас выделяет следующие  типы поведения в конфликтной  ситуации:

 • соперничество (конкуренция)  как стремление добиться удовлетворения  своих интересов в ущерб другому; 

 • приспособление, означающее  в противоположность соперничеству,  принесение в жертву собственных  интересов ради другого; 

 • компромисс, способ решения конфликта когда идут на взиамные уступки и достигают согласия;

 • избегание, для  которого характерно как отсутствие  стремления к кооперации, так  и отсутствие тенденции к достижению  собственных целей; 

 • сотрудничество, когда  участники ситуации приходят  к альтернативе, полностью удовлетворяющей  интересы обеих сторон.

 В опроснике по выявлению  типичных форм поведения К.  Томас описывает каждый из  пяти перечисленных возможных  вариантов 12 суждениями о поведении  индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они  сгруппированы в 30 пар.

Инструкция к тесту: «В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации». Вопросы теста в Приложении 2.

Обработка и интерпретация результатов теста.

Ключ к тесту

№  п/п

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б

4

   

А

 

Б

5

 

А

 

Б

 

6

Б

   

А

 

7

   

Б

А

 

8

А

Б

 

А

 

9

Б

       

10

А

 

Б

   

11

 

А

   

Б

12

   

Б

А

 

13

Б

 

А

   

14

Б

А

     

15

     

Б

А

16

Б

     

А

17

А

   

Б

 

18

   

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

   

21

 

Б

   

А

22

Б

 

А

   

23

 

А

 

Б

 

24

   

Б

 

А

25

А

     

Б

26

 

Б

А

   

27

     

А

Б

28

А

Б

     

29

   

А

Б

 

30

 

Б

   

А


 

Обработка и интерпретация  результатов теста .

 За каждый ответ,  совпадающий с ключом, соответствующему  типу поведения в конфликтной  ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество  баллов.

Методика опроса учащихся позволяет выяснить понимание сущности конфликта детьми, причины конфликта, действия оппонента, средства разрешения конфликта. Опросник приведен в Приложении 3 [9].

 

2.2. Анализ полученных результатов эксперимента

В результате проведенных  наблюдений и диагностики были получены следующие результаты. Из таблицы 1 видно, что ученики имеют некоторое представление о конфликтах, их возникновении, но в силу недостаточности своих знаний и опыта, а также возрастных особенностей и интеллектуального развития не могут правильно охарактеризовать это явление.

 

 

 

Таблица 1

Данные опроса учащихся

Что такое конфл.

Часто ли ты ссоришься  с однокл.

Причины конфл. с  однокл.

Если кто-то неправ, твои действия

Если ты неправ, твои действия

Причины конфл. с  учителем

Помогает ли конфл. доказать, твою прав.

Мирные средства разреш. конфл.

Кто первым должен мириться

 

непонимание (14 % уч-ся)

нет (52 % уч-ся)

говорят не то, непонимание (11 %), из-за друзей (9 %), что-то не поделили (6 %) (всего 26 %)

выясняю отношения,  спорю, поправляю, доказываю, что неправ (всего 66 % уч-ся)

перевожу в шутку (2 %), доказываю (8 %), мирюсь (19 %),  извиняюсь (39 %), соглашаюсь (13 %) (всего 81 %)

проблемы с домашним заданием (6 %), что-то не так сделал (13 %), неправильное мнение (6 %) (всего 25 % уч-ся)

нет (67 %)

разговор (28 %), расслабиться, остановиться (2 %), помириться (14 %), игры с классом (1 %), извиниться (4 %) (всего 49 %)

оба (1 %)

 

это плохо (6 %), драка (21 %), не дружат (21 %), поруга-лись (19 %), спор (11 %), нарушение правил (2 %), не знаю (6 %) (всего 86 % уч-ся)

не очень

(22 %)

не знаю (32 %)

говорю отстань (4 %), оби-жаюсь (2 %), бью (4 %), не было  такого, не знаю (24 %) (всего 34 % уч-ся)

плачу (2 %), ухожу (6 %), ничего не делаю (11 %) (всего 19 % уч-ся)

шум, раз-говор (38 %),  опоздание (6 %), драка (6 %), бегали (25 %) (всего 75 % уч-ся)

да (25 %), не знаю (8 %) (всего 33 % уч-ся)

что-нибудь подарить (2 %), нет  мирных средств (13 %), сделать то, что  хочет другой (7 %), не знаю (7 %), есть мирные средства (22 %) (всего 51 %)

кто начал (25 %), я (45 %), не важно (1 %), кто неправ (13 %), другой (14 %), самый  умный (1 %) (всего 99 % уч-ся)

 

да (26 %)

обижают, обзывают (6 %), бьют (19 %), берут вещи без спроса (9 %), играют не по правилам (8 %)  (всего 42

 

Информация о работе Конфликты в педагогической деятельности