Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:47, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть структуру и сущность психолого-педагогического конфликта.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы управления конфликтами в педагогической деятельности
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы управления конфликтами в образовательной среде…………………………………….….6
1.2. Критерии и особенности развития опыта межличностных отношений младших школьников………………………………………….…..9
1.3. Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе……………………………………………………………………………..12
Выводы по 1 главе…………………………………………………………17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте
2.1. Методология исследования конфликта в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..19
2.2. Анализ полученных результатов эксперимента……………….…..23
2.3. Практические рекомендации учителям начальных классов для конструктивного решения конфликтов среди учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….30
Выводы по 2 главе…………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………..35
Литература
Пятый этап - это практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех практического действия учителя будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель, насколько правильно выбрал оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотил их в реальном педагогическом процессе.
Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь на лучшее в ребенке.
Шестой этап - заключительный.
Он представляет собой анализ педагогического
воздействия и позволяет
Выводы по 2 главе
Исследование показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников 4-х классов является избегание и соперничество. При этом уровень конфликтности в целом по классам находится на среднем уровне, что говорит о благоприятном психологическом климате. Об этом же свидетельствуют и показатели по другим шкалам: удовлетворенность и сплоченность, средние баллы по которым достаточно высоки. Частота и регулярность возникновения конфликтных ситуаций объясняется возрастными особенностями – эмоциональность, подверженность влияниям авторитета взрослых. Выбор стилей поведения в конфликтной ситуации определяется и возрастными особенностями школьного коллектива. Чем выше возраст, тем более возрастает стремление к избеганию конфликтов и решению их конструктивным способом. Об этом свидетельствуют данные наблюдения среди младших школьников, которые стремятся решить конфликт чаще всего в свою пользу, не желают идти на компромисс, уступки. Хотя они понимают, что конфликт – это плохо.
Данные опроса говорят о том, что школьники плохо владеют знаниями о конструктивном решении конфликта и привыкли решать его ссорой, дракой. В таком случае нужно проводить профилактику конфликтов, а для этого учить детей различным методам и способам разрешения проблемных ситуаций.
В результате проведенных
исследований я считаю, что выдвинутая
гипотеза подтвердилась. Подготовленная
почва позволяет провести работу
по выработке методов, способов и
средств конструктивного
Заключение
Вопрос об управлении конфликтами в образовательной среде вытекает из понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как детерминанты проблем и трудностей развития. Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации — отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Таким образом, управление конфликтом в педагогическом коллективе есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Оно включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.
Для понимания специфики конфликтов важно, прежде всего, четко представлять противоречия, которые присущи школе и те, что актуализируются в младшем школьном возрасте.
Учебно-воспитательный процесс современной школы является отражением сложных и противоречивых процессов, происходящих в обществе в условиях его реформирования.
Формирование опыта
При анализе причин конфликтов в межличностных отношениях, общении младших школьников учитывалось содержание их деятельности и взаимоотношений с другими представителями группы. В самом обобщенном виде основными причинами являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе, например, на роль лидера.
В зависимости от стратегии
поведения субъектов в
На основании изучения
и анализа научной литературы
и результатов
В основу построения модели
процесса разрешения межличностных
конфликтов положены ведущие противоречия,
стимулирующие возникновение
Учитывая сложность и
многогранность исследуемой проблемы,
выполненная работа не исчерпывает
всех ее аспектов. В ходе данного
исследования был выявлен ряд
новых смежных проблем, которые
представляют теоретическую и практическую
значимость: влияние внутренних механизмов
и противоречий личности на нарушение
стабильности отношений субъектов
учебно-воспитательного
Список литературы
1. Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ, 2000г.
2. Блонский П.П. Курс педагогики, изд. 2, испр., М., 1918.
3. Брофи Дж., Гуд Т Отношения учителя и ученика, 1974.
4. Громова О.И. Конфликтология, курс лекций. - М.: ЭКСМО, 2000.
5. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград. 1986.
6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995г. - 184с.
7. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988. –300с.
8. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1986.
9. Комплекс методик для отслеживания
некоторых аспектов нравственного развития
младших и средних школьников (Гильбух) http://www.psiholognew.com/
10. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: «Знание», 1979. - с. 48, ил.; 20 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №1).
11. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Леонтьев, - 3-е изд. - М.: «Смысл», «Академия», 2005, - 365, /1/с.
12. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя, М.: Изд-во Рос. пед. агентство, 1998, - 79./1/с.
13. Макаренко А.С. Соч., т. 4., М., 1957.
14. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). — М.: Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.
15. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М., 1994, - 272 с.
16. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Соврем. слово», 2005. - 720 с.
17. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: «Большая Рос. энциклопедия», 2021. - 527
18. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.
19. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя, М.: «Просвещение», 1991. - 227, /1/с. - /психолог. наука - школе.
20. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека, Киев, 1975
21. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Изд. 2-е. М., 1971.
22. Темина С.Ю. Конфликт школы или «школа конфликта»? (Введение в конфликтологию образования). - М., 2002
23. Тест описания поведения
К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические
тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М.,
2001. – Т.2. С.69-77. http://www.akvt.ru/studlife/
24. Щуркова Н.Е., ред. Культура современного урока. - М.: Пед. Общество России, 2000.
25. Щуркова, Н.Е. Школа и семья: пед. альянс / Н.Е. Щуркова, М.: Пед. Общество России, 2004. - 110.
26. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. - М.: Пед. Общество России, 2000. - 182., /10/с.: ил. /Профессиональная культура педагога.
Приложение 1
Опросник «Мой класс» (Гильбух)
При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (устная):
«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением. Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»
Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня.»
№ п/п |
Вопросы |
«Да» |
«Нет» |
Для учителя |
1 |
Ребятам нравится учиться в нашем классе |
да |
нет |
|
2 |
Дети в классе всегда дерутся друг с другом |
да |
нет |
|
3 |
В нашем классе каждый ученик — мой друг |
да |
нет |
|
4 |
Некоторые ученики в нашем классе несчастливы |
да |
нет |
О |
5 |
Некоторые дети о нашем классе являются середнячками |
да |
нет |
|
6 |
С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу |
да |
нет |
О |
7 |
Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу |
да |
нет |
|
8 |
Многие дети в нашем классе любят драться |
да |
нет |
|
9 |
Все ученики в нашем классе — друзья |
да |
нет |
О |
10 |
Некоторые ученики не любят свой класс |
да |
нет |
|
11 |
Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем |
да |
нет |
|
12 |
Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу |
да |
нет |
|
13 |
Наш класс веселый |
да |
нет |
|
14 |
Дети в нашем классе много ссорятся |
да |
нет |
|
15 |
Дети в нашем классе любят друг друга как друзья |
да |
нет |
Приложение 2
Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)
Инструкция к тесту
«В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации»
Тест
Ответ «А» |
Ответ «Б» |
1. Иногда я предоставляю
возможность другим взять на
себя ответственность за |
Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. |
2. Я стараюсь найти компромиссное решение. . |
Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои |
3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения |
4. Я стараюсь найти компромиссное решение. |
Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. |
5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. |
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. |
6. Я пытаюсь избежать
возникновения неприятностей |
Я стараюсь добиться своего. |
7. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. |
Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего. |
8. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего |
Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. |
9. Думаю, что не всегда
стоит волноваться из-за каких- |
Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. |
10. Я твердо стремлюсь достичь своего. |
Я пытаюсь найти компромиссное решение. |
11. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. |
Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. |
12. Зачастую я избегаю
занимать позицию, которая |
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
13. Я предлагаю среднюю позицию. |
Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. |
14. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. |
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. |
15. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. |
Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. |
16. Я стараюсь не задеть чувств другого. |
Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. |
17. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. |
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. |
18. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
19. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. |
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно |
20. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. |
Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. |
21. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. |
22. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. |
Я отстаиваю свои желания. |
23. Я озабочен тем, чтобы
удовлетворить желания каждого. |
Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. |
24. Если позиция другого
кажется ему очень важной, я
постараюсь пойти навстречу |
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. |
25. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. |
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
26. Я предлагаю среднюю позицию.
|
Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. |
27. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. |
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. |
29. Я предлагаю среднюю позицию. |
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий |
30. Я стараюсь не задеть чувств другого. |
Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. |