Конфликты в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:19, реферат

Краткое описание

В научной литературе выявляют различные подходы к сути и оценке конфликта. С точки зрения авторов, считающихся учениками теории бюрократии Вебера, конфликт – негативное явление в управленческой деятельности. Все конфликты стоит обходить стороной, но при их появлении их следует разрешать немедленно.
Все авторы выделяют разные функции и возможные исходы конфликта. При этом основная функция конфликта - нахождение проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также - определение путей решения этих противоречий и развития данного социального субъекта

Содержание

Введение 3
Сущность и структура конфликтов в профессиональной деятельности 3
Функции конфликтов 3
Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей 8
Способы управления производственными конфликтами 14
Основные стратегии управления конфликтом. 15
Основные принципы и тактики разрешения конфликта. 16
Заключение 19
Приложение 1 22
Приложение 2………………………………….....…………………(презентация)
Приложение 3………………………………………….………..(видео-материал)
Приложение 4…………………………………………………...(видео-материал)

Вложенные файлы: 1 файл

реферат новый распечатать.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО Саратовский государственный социально-экономический университет

кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Психология делового общения»

на тему: «Конфликты в профессиональной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса 2 группы

ФУСИ                                                                       Смагина О.В.

Проверил: Баркетова Т.А.                                                                            доцент, к.и.н.

 

 

2013

 

 

 

 

 

Оглавление

Приложение 2………………………………….....…………………(презентация)

Приложение 3………………………………………….………..(видео-материал)

Приложение 4…………………………………………………...(видео-материал)

 

Введение

В жизни некоторых людей и общества в целом конфликты в трудовой деятельности играют значительную, а чаще всего и негативную роль. Конфликты вызывают большой ущерб, непроизводственное расходование сил, ресурсов и т.д.. Для снижения степени негативных последствий конфликтов необходимо научиться правильно находить их причины, управлять их протекание и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.

В научной литературе выявляют различные подходы к сути и оценке конфликта. С точки зрения авторов, считающихся учениками теории бюрократии Вебера, конфликт – негативное явление в управленческой деятельности. Все конфликты стоит обходить стороной, но при их появлении их следует разрешать немедленно.

 

Сущность и структура конфликтов в профессиональной деятельности

Все авторы выделяют разные функции и возможные исходы конфликта. При этом основная функция конфликта - нахождение проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также - определение путей решения этих противоречий и развития данного социального субъекта

Функции конфликтов:

1. Сигнальная функция - выступает как показатель определенного состояния общества

2. Информационная функция - отражение  и выделение причин дисбаланса в системе;

3. Дифференцирующая функция - это  процесс социальной дифференциации, показывающий перераспределение в конфликте социальных .

4. Динамическая функция - способствование  социальному прогрессу, когда конфликт - это толчок для развития и способ разрешения накопившихся противоречий.

Также выделяют функциональную противоречивость конфликта. Такая противоречивость основана на взаимодействии противоположно направленных тенденций. На основе такого понимания функциональной противоречивости польский ученый Я. Штумпски выделил следующие пять противоположных пар функций социального конфликта:

1. различающая и отождествляющая  функция (когда, например, в ходе  конфликта интересы могут сблизиться  или, наоборот, еще больше разойтись);

2. интегрирующая и дезинтегрирующая (либо противоборствующая сторона  сплачивается, либо разрушается);

3. маскирующая и демаскирующая;

4. прогрессивная и регрессивная;

5. позитивная и негативная функции.

Далее представлены более конкретные функции конфликта и его возможные последствия:

Позитивные (конструктивные) функции конфликта:

· Выявление противоречий в системе (на уровне осознания и переживания).

· Снятие напряжения ("выпускание пара") во взаимосвязи, во взаимоотношениях между различными составляющими системы (между людьми, между различными ценностно-смысловыми ориентациями и т.п.).

· Проверка для участников конфликта своих реальных и потенциальных возможностей, а также выявление недостатков (формирование более адекватной самооценки).

· Мобилизация ресурсов и выявление скрытых возможностей системы.

· Сплочение участников конфликта, обусловленное совместным разрешением (преодолением) значимой для всех проблемы (по принципу: "Настоящие друзья проверяются в беде", а также - "Настоящие друзья обретаются в совместных испытаниях").

· Выявление скрытых и потенциальных противников, недоброжелателей, предателей и т.п. (по принципу: "Истинные враги проявляются в трудные моменты").

· В случае успешного преодоления трудностей у участников конфликта повышается чувство собственного достоинства и самоуважение (что в психологическом плане очень существенно, т.к. позволяет человеку переходить к решению более сложных и интересных проблем);

· В целом система, преодолевшая (или хотя бы пережившая) конфликтную ситуацию, получает шанс измениться к лучшему;

· Страх возможного конфликта может мобилизовать к упреждающим (профилактическим) шагам и еще до возникновения опасности для системы также способствовать ее развитию…

Негативные (деструктивные) функции конфликта:

· Обнаружение своих недостатков и соответствующая потеря чувства собственного достоинства.

· Обнаружение несостоятельности (нежизнеспособности) системы и соответствующее ее разрушение.

· Усугубление противоречий между элементами системы или между конфликтующими сторонами (например, "врагов стало еще больше, друзей - еще меньше").

· Потеря уважения и статуса (в случае неудачного поведения в конфликте).

· Порождение новых конфликтов (эффект "цепочки", например, не желая разрешать данный конфликт, человек как бы "уходит" от него и часто специально создает для себя новые проблемы) и т.п.

Функции конфликта в условиях профессиональной деятельности:

· балансирование рабочих мест;

· формирование нужных производственных связей (которых не было до конфликта);

· выявление и фиксация отдельных частей системы и связей между частями;

· отбор рабочей силы необходимого качества и т.п.

Основные функции организационного конфликта:

· группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров группы;

· установление и поддержание (стабилизация) системы внутригрупповых и межличностных отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп;

· получение информации об окружающей среде (насколько она враждебна или доброжелательна по отношению к организации);

· создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социальный контроль за властью;

· нормотворчество, построение новых систем взаимоотношений;

· создание новых социальных институтов;

· диагностика нарушений функционирования организации.

Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно выделить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта. Сами структурные элементы - это необходимые сущностные параметры явления, без наличия которых конфликт не может развиваться как динамически взаимосвязанная целостная система и как процесс. Ниже предлагаются следующие основные элементы (составляющие) конфликта:

1) Инцидент (информационный) - событие, которое помогло обозначить хотя  бы одному из взаимодействующих  субъектов отличие его интересов  и ценностей от интересов и  ценностей других участников  взаимодействия.

2) Инцидент (деятельностный) - повод для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов и ценностных ориентаций.

3) Конфликтная ситуация - развитие  конфликта в конкретный временной  период.

4) Субъекты конфликта - участники  конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.

5) Предмет конфликта - конкретные  интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых  происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).

6) Конфликтные отношения - форма  и содержание взаимодействия  между субъектами, их действия  по разрешению конфликта.

Выделяются также условия, определяющие конфликтную ситуацию:

· технические условия (количество лидеров в группах, степень организованности и сплоченности групп и т.п.);

· политические условия (определяются отношениями зависимости и власти);

· социальные условия (система коммуникации внутри группы, уровень взаимопонимания);

· психологические условия (зависят от личностных особенностей конфликтующих сторон, например, от адекватности их самооценки и т.п.).

Выделяются также основные фазы развития конфликта:

1) Конфронтационная (военная) фаза, когда  каждая сторона противопоставляет  свои интересы интересам другой  стороны.

2) Компромиссная (политическая) фаза - стороны стремятся достигнуть своих целей через переговоры.

3) Коммуникационная (управленческая) фаза - стороны стремятся достигнуть  общего понимания ситуации (консенсус): через понимание того, что суверенитетом  обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы; стремление к взаимодополнению интересов.

Выделяется также понятие "кризис" (псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз конфликта) - это такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе, разрушительная "зацикленность", фазовая стагнация или даже возврат к предшествующей фазе).

На основании выделения фаз конфликта и понимания того, что является "кризисом", можно обозначить, что является управлением конфликтом. Управление конфликтом - это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, т.е. переход к последующей фазе развития конфликта. Таким образом, высшим искусством реагирования на конфликтную ситуацию является не "борьба" с конфликтом, а способствование развитию конфликтных отношений.

Заметим, что поскольку конфликт имеет и позитивные (конструктивные) функции, то в ряде случаев оправдано и специальное провоцирование руководством (и психологами) конфликтов, но при обязательном условии контроля за ними и возможностью управлять этими конфликтами. По сути, любой опытный руководитель или воспитатель так и поступает, иначе и работа, и учебный процесс воспринимался бы как сплошная скука, ведь без преодоления проблем не может быть вообще никакого развития.

Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей

В.Р. Дольник считает, что в основе человеческих конфликтов лежат биологические программы, направленные на стремление выжить в схватке за существование (соревнование особи с враждебным миром, с представителями других видов, с сородичами). Даже у стадных животных, где существуют определенные правила поведения, предполагается соперничество за лучшую пищу, за самку, за лидерство в стае. Таким образом, стремление к соперничеству заложено еще у предков человека.

Дж. Ролз главную причину конфликтов в человеческом обществе связывает с нарушением норм социальной справедливости и, как следствие - с ущемленным чувством собственного достоинства. При этом сама справедливость - это соответствие между вкладом человека в решение каких-то вопросов и получаемыми за это благами (моральными или материальными). Данное "соответствие" определяется уровнем развития конкретного общества, группы или отдельного индивида. Исходя из этого часто конфликт порождается: либо нарушением существующих и общепринятых норм справедливости, либо столкновением разных представлений о нормах справедливости.

С.Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов: противоположные ориентации вступающих во взаимодействие людей (различие потребностей); идеологические причины; причины экономического и социального порядка; противоречия между элементами социальной структуры (например, когда цели и задачи разных уровней организации или управления обществом не соответствуют друг другу).

Выделяются также и более конкретные причины конфликтов:

· социально-психологические причины (неудовлетворенность отдельных людей своим положением в группе, в организации, в обществе);

· причины морально-этического порядка (отрицание некоторых общественных норм и ценностей данного коллектива или группы);

· причины организационного характера (проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненных);

· причины конфликтов по информационным факторам, например: неполные или неточные факты о каком-либо объекте (порождают неправильные представления и слухи); нежелательное обнародование информации; невольная (или вольная) дезинформация; некорректная интерпретация фактов и т.п.;

· причины конфликтов по структурным факторам, например: неопределенность вопросов законности власти; неопределенность вопросов подотчетности; неясность в вопросах собственности и т.п.;

· ценностные факторы конфликта, например: нарушение групповых верований и норм поведения; нарушение профессиональных ценностей и интересов; нетерпимость в отношении ценностей других групп или людей и

Информация о работе Конфликты в профессиональной деятельности