Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 17:29, курсовая работа
Актуальность. Психология семьи – сложное, противоречивое, многофункциональное образование, определяемое влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (Дружинин В.Н., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Мухина В.С., Эйдемиллер Э.Г., Ковалев С.В., Кон И.С., Кэмбелл Р., Майерс Р, Фромм Э, Адлер А., Фрейд З., Джемс У. и др.) доказали, что семья играет важную роль в формировании и разного рода преобразовании личности как взрослых членов семьи, так и ребенка. Психологи всего мира озабочены рядом важнейших семейных проблем, которые негативно отражаются на каждой конкретной личности (в том числе детской).
КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ И ИХ
ВЛИЯНИЕ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность. Психология семьи – сложное, противоречивое, многофункциональное образование, определяемое влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (Дружинин В.Н., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Мухина В.С., Эйдемиллер Э.Г., Ковалев С.В., Кон И.С., Кэмбелл Р., Майерс Р, Фромм Э, Адлер А., Фрейд З., Джемс У. и др.) доказали, что семья играет важную роль в формировании и разного рода преобразовании личности как взрослых членов семьи, так и ребенка. Психологи всего мира озабочены рядом важнейших семейных проблем, которые негативно отражаются на каждой конкретной личности (в том числе детской). Причинами для беспокойства служат гражданские браки (не зарегистрированное сожительство), браки между подростками, супружеская неверность, «война» между представителями разных полов, главенствующая роль матери, слабость отцов, снижение родительского авторитета, эмоционально травмированные дети, тенденция к делинквентности и многие другие. Всем этим проблемам сопутствует растущее разочарование в традиционных ценностях брака и семьи.
Существующая нестабильность брачных уз обусловлена общей нестабильностью семьи как системы. Поскольку все сферы жизни человека - семья, общество, культура - находятся в состоянии движения, брачные отношения неизбежно отражают общие тенденции к переменам и нестабильности.
Не секрет, что семья является как источником развития личности, формирования в нем социально и личностно значимых качеств, так и источником травматизации и причиной возникновения разного рода личностных нарушений и проблем. Ситуация о том, что семья может служить источником психической травмы стала волновать психологию сравнительно недавно, а именно с того времени, когда произошел процесс адекватной оценки причин тех или иных проблем ребенка. на современном этапе увеличилось число деформированных (неблагополучных) семей, членами которых являются психически нездоровые люди. Наличие в семье хотя бы одного члена, имеющего те или иные психические отклонения, может привести к травмированию самого слабого и беззащитного члена семьи – ребенка (А. Захаров). Актуальность рассматриваемой проблемы – психологии семьи, и в частности, влияние семейных конфликтов на детей, очевидна.
Цель данной работы: исследовать особенности семейных взаимоотношений и конфликтов.
Задачи:
Объект исследования: родители и дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: семейные взаимоотношения, супружеские конфликты и их влияние на детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Результат социализации ребенка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребенка играет семья.
Семья как социальный институт помимо воспитательной выполняет еще ряд функций, а именно: 1) экономическую функцию – в доиндустриальную эпоху и семья была первичной производственной группой, в настоящее время – в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление, 2) функцию передачи социального статуса – семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи – детям, 3) функцию поддержания благосостояния членов семьи.
Многие исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.
В. Дружинин [4] полагает, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов, была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.
Социологи различают следующие основные формы семьи:
1) Нуклеарная семья – состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;
2) Расширенная
семья включает нуклеарную
Семья как и любой другой социальный институт скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья – власть принадлежит жене, эгалитарная семья – власть равномерно распределяется между мужем и женой.
По мнению В. Дружинина, последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растет число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с «традиционной семьёй», но и семьей как таковой.
Хотя появление «альтернативных» семей, распространение гомосексуальных браков, жизни в коммунах и прочих вариантов отношений, заменяющих семью, наводит на мысль о прогрессивности отказа от семьи как социального института, последствия этого отказа катастрофичны для процесса социализации детей.
Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и мораль общества. Правда, исследования американских психологов показали, что несовершеннолетние преступники реже выходят из семей родителей-одиночек, чаще из семей с конфликтующими двумя родителями. Но дети матерей-одиночек испытывают большие проблемы в социальной адаптации, выборе брачного партнера и воспитании собственных детей. Нить социального наследования рвется.
Дадим характеристику основным видам отношений, реализующихся в семье.
1. Доминирование-подчинение. Семья – это в первую очередь структура, в которой реализуется отношение власти: доминирование-подчинение. Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослыми в семье (Френч и Равен) [13]:
1) Власть вознаграждения – ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание – за социально-порицаемым.
2) Власть принуждения – в ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному – угроза, либо физическому).
3) Власть эксперта – основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).
4) Власть авторитета – в ее основе лежит уважение к человеку (одному из родителей), который является образцом – носителем социально-одобряемого поведения.
5) Власть закона – единственная форма внеличностной власти, однако носителем и истолкователем «закона» – правил поведения – для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.
Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.
Задача доминирующей личности – обеспечение безопасности группы, координация действия ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.
Доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи. Не меньшее значение имеет удовлетворенность браком, при условии паритетных отношений и совместности проведения досуга.
2. Ответственность. Ответственность относится к числу наиболее сложных по содержанию понятий в психологии личности и социальной психологии. В нашем случае член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи (например, жену или мужа, или детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед общиной (ближайшим социальным окружением) и той частью мира людей (общества), которому принадлежит семья. Это всегда ответственность за других, и не просто отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.
3. Эмоциональная близость. Психологически она основана на мотивации аффилиации. Мюррей в 1938 г. описывал мотив потребности в аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам». Под аффилиацией (контактом, общением) мы подразумевали определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.
Аффилиация должна завершиться установлением взаимоприятных, дружеских отношений, симпатий партнеров по общению. Люди мотивированы не только положительно (надеждой на установление хороших отношений), но и отрицательно (страхом отвержения). Эти мотивационные ожидания формируются на основе обобщения опыта общения человека с другими людьми.
Психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим основаниям:
1. Кто несет ответственность за семью: отец или мать (или достигший дееспособного возраста ребенок)? «Нормальной» семьей будем считать семью, где ответственность несет муж (отец). «Аномальной» семьей назовем такую семью, где муж не несет ответственности за нее. Если ответственность не несет никто – это «псевдосемья».
2. Кто доминирует в семье? В патриархальной семье доминирует отец. В матриархальной семье доминирует мать. В так называемой «детоцентрической» семье реально (психологически) доминирует ребенок, его потребности или капризы.
В эгалитарной семье властные функции распределены, но их распределение – постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение «теорий конфликта» для описания современной семьи), можно назвать ее конфликтной семьей.
Иерархия доминирования включает трех членов семьи, посему важно не только определить, кто доминирует над всеми, но и саму иерархию «власти–подчинения».
В расширенной нуклеарной семье существует иерархия отношений среди детей, а также включение отдельных детей в иерархические отношения с матерью и отцом и т.д.
Эмоциональная близость-отдаленность также характеризует отношения в тройке «отец-мать-ребенок»: ребенок может быть «ближе» к матери, чем к отцу и наоборот, родители могут быть ближе друг к другу, чем к ребенку, все могут быть равно близки друг другу и т.д.
В конкретной культуре может придаваться различная значимость отношениям «власти-подчинения», эмоциональной близости, ответственности. Это проявляется в различном «весе» тех или иных отношений в структуре семьи.
Семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития общества. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был групповой брак. Формой общежития являлась родовая коммуна. Она состояла из мужской и женской групп и обеспечивала не только биологическое воспроизводство, но также вскармливание и воспитание детей. Помимо мужской и женской групп в коммуне выделялась детская группа, которая была более тесно связана с женской. Между детством и зрелостью лежал обряд инициации: подросток проходил испытание (душевное и физическое) и переходил в мужскую или женскую группу. Иногда молодому мужчине присваивалось новое имя.
каждое поколение молодых мужчин должно учиться родительскому поведению в семье: их биологическая роль дополняется социальной, выученной, родительской ролью.
Семья рушится тогда, когда мужчина либо не приобретает, либо теряет ответственность за семью как целое, либо не может в силу обстоятельств выполнять свои обязанности. При рабстве, при крепостном праве, при пролетаризации, во время революций, эпидемий, войн разрывается «связь времен» — тонкая нить, связывающая поколения. Связывающий — всегда мужчина.
Мужчина может доминировать в семье, может занимать подчиненное положение, он может быть психологически близок к жене или ребенку, может быть эмоционально отдален от них, может любить или не любить жену и, соответственно, быть любимым или не любимым. Но он всегда должен нести ответственность за семью. Если мужчина несет ответственность за себя и за семью, ее настоящее и будущее, семью можно считать «нормальной». Если мужчина добровольно, либо по внешним обстоятельствам теряет груз ответственности, возникают различные варианты аномальной семьи.
Если общество препятствует мужчине, мешает его активности в обеспечении семьи, это неизбежно приводит к развалу ее как социального института.
Проблема отцовства — наиболее острая для постсоветского общества. Наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку (Кодекс Законов о браке и семье РФ). В реальности нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи.
Что в большей мере влияет на психическое развитие личности: наследственность или среда? По мнению В. Дружинина [4], это едва ли не основной вопрос психологической науки. Результаты психологического тестирования, основанного на сопоставлении результатов тестирования психических особенностей у однояйцевых и двуяйцевых близнецов, показали, что большое влияние на индивидуальные различия оказывает наследственность, а не среда.
Информация о работе Конфликты в семье и их влияние на детей младшего школьного возраста