Конфликты в семье и их влияние на детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Психология семьи – сложное, противоречивое, многофункциональное образование, определяемое влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (Дружинин В.Н., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Мухина В.С., Эйдемиллер Э.Г., Ковалев С.В., Кон И.С., Кэмбелл Р., Майерс Р, Фромм Э, Адлер А., Фрейд З., Джемс У. и др.) доказали, что семья играет важную роль в формировании и разного рода преобразовании личности как взрослых членов семьи, так и ребенка. Психологи всего мира озабочены рядом важнейших семейных проблем, которые негативно отражаются на каждой конкретной личности (в том числе детской).

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Конфл_семья_мл_шк.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

1. Семья как  фактор сенсибилизации её члена к психической травме. Одна и та же патогенная ситуация может оказывать различное травматизирующее воздействие в зависимости от "почвы", т.е. от личностных особенностей индивида, определяющих его чувствительность к травме. Чем чувствительнее нервная система, тем менее интенсивной травмы достаточно для нарушения её деятельности.

Семья выступает в качестве фактора сенсибилизации различными путями:

а) через формирование неспособности противостоять психологической травме. Изнеживающее воспитание само по себе не травмирует ребенка, однако делает его чувствительным к фрустрирующим ситуациям, с которыми он позднее столкнется вне семьи.

б) через воздействие на психическую сопротивляемость. Непереносимое нервно-психическое напряжение может не только быть фактором травматизации, но и ослабить способность индивида сопротивляться самым различным психотравмирующим явлениям;

в) через формирование представления индивида о патогенной ситуации  и её оценки. В.Н. Мясищев (1960)  указывал на огромное значение представления индивида о патогенной ситуации и оценки им этой ситуации.

2. Семья как  фактор, закрепляющий действие психической  травмы ("хронифицирующее", "аккумулирующее" действие семьи). Психическая травма  может вызывать различные реакции  как самого индивида, так и семьи. В одних случаях это реакции противодействия - они направлены на скорейшую ликвидацию психической травмы и её последствий. В других случаях иначе стимулируют травму, утяжеляют её, затрудняют её ликвидацию.  В результате действия таких реакций травма "хронифицируется", "закрепляется"; неблагоприятные последствия аккумулируются, что проявляется в том, что при повторяющихся травмах новая возникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей, поэтому каждая новая травма "накладывается" на все предшествующие.

3. Роль семьи  в формировании индивидуальных  способов противодействия травме. Психическая травма ставит индивида  перед необходимостью как-то противодействовать  ей. Индивид может избрать рациональные  методы противодействия, защитные (вытеснение, проекция и др.) или деструктивные (инфантилизация, фиксация). Семья, как правило, существенно влияет на выбор способа реакции на травму: через представления членов семьи о трудностях и "правильных", "достойных", "наиболее простых" путях их преодоления.

 

2.3 Причины психического неблагополучия в детстве

 

Основными причинами психического неблагополучия в детстве, по мнению Л.Ф. Шеховцовой, являются: инверсия семейных ролей; стиль воспитания; неправильное поведение родителей, других взрослых, окружающих ребенка; ошибки, систематически допускаемые родителями в воспитании детей; занятость родителей.

1. Инверсия семейных ролей. В психологической литературе описана модель нормальной семьи - отец, мать, дети. Позиции и роли отца и матери в семье взаимодополнительны. Мать, безусловно, любит своего ребенка, каким бы он ни был, и показывает ему эту любовь. Любовь отца ребенок должен "заслужить", выполняя те требования,  которые предъявляет ему отец - в этом смысле любовь отца условна. Учитывая опыт психоаналитической  практики, не следует забывать, что для мальчика отец является соперником в его любви к матери, а для девочки такой соперницей является мать. Если описывать данные взаимоотношения на символическом языке, то у мальчика происходит идентификация с отцом посредством которой идет освоение "мужского" поведения, такого, которое может "понравиться" матери, а девочка идентифицируется с матерью, осваивая такое поведение, которое "одобрит" отец.

Мать окружает ребенка заботой, нежностью, лаской, поддержкой - обеспечивая тот эмоциональный фон, только при наличии которого ребенок может нормально развиваться. Отец поощряет, одобряет и поддерживает то поведение ребенка, которое соответствует "правилам" освоения социальных ролей.

Если описанные в модели нормальные взаимоотношения родителей с ребенком изменены, нарушены, то у ребенка часто происходит дезадаптация к социуму, которая проявляется или уже в детском, раннем возрасте, или в будущем, во взрослом состоянии.

А.И. Захаров, описывая неврозы у детей, приводит, опираясь на статистические данные, "психологический" портрет матери ребенка-невротика. Как правило, это представительница технической интеллигенции, гиперсоциальна, доминантна, честолюбива, рациональна, тревожномнительна, с обостренным чувством долга. В ее взаимоотношениях с ребенком проявляется часто формализм, повышенная требовательность, диктат решений и однозначность суждений, отсутствие ласки, нежности, тепла. Такая мать не демонстрирует ребенку безусловную любовь и принятие.

Авторитарная доминантная женщина в семье часто становится первичным звеном семейного "поражения", которое передается далее из поколения в поколение. Если такая авторитарная мать воспитывает дочь, то взаимоотношения у них, чаще всего, складываются холодные и формальные, недостаток тепла порождает у дочери страхи, депрессию, подавленность. Как правило, муж авторитарной женщины имеет зависимый характер. Подавленность дочери и зависимость отца усиливают их взаимную привязанность друг к другу, что вызывает ревность со стороны матери. В подобной семье дочь вырастает инфантильной, несамостоятельной, тревожной, с неадекватной "Я-концепцией", невротичной. Когда у нее рождается собственный ребенок, то свои страхи она склонна проецировать на него, ребенок становится для нее сверхценной идеей и вырастает в условиях гиперопеки, которая, в свою очередь, формирует у ребенка невротическую зависимость. Если при этом в семье ребенок испытывает недостаток мужского влияния в контрасте с избытком женского, то это приведет к психологическим трудностям в супружеских и семейных отношениях в будущем. Невроз у ребенка, таким образом, - это отражение проблем семьи в трех поколениях.

Современные женщины с высшим образованием часто, как пишет А.И. Захаров, состоят в разводе со своим супругом. Если в диаде "мать-ребенок" вырастает сын, то отсутствие мужской идентификации у сына и проецирование на него матерью своих отношений с супругом часто формирует у него истерический  невроз. Именно в неполной семье "мать-сын" особенно остры конфликты, так как мать часто оказывается нетерпимой к общим с отцом чертам характера сына.

Таким образом, инверсия семейных ролей, нарушение нормальных взаимоотношений ребенка с родителями приводит к неврозу детей. Неврозы у детей не возникают, если родители справляются со своими проблемами сами. Разлука с матерью, помещение ребенка в ясли, длительная госпитализация - все это может стать психической травмой для ребенка, причиной его психического неблагополучия, так как прерывает теплые отношения в семье.

2. Стиль воспитания. Невроз - это крайняя степень психического неблагополучия у ребенка вне рамок патопсихологии. Позиция родителей по отношению к ребенку, стиль воспитания отражают стиль взаимоотношений родителей с ребенком. Эти отношения могут быть представлены следующей шкалой.

Близкие,

   

невроз,

далекие,

теплые,

психологические

акцентуация

проблемы

холодные,

дружественные

     

враждебные


 

По мере удаления от полюса теплых взаимоотношений нарастает зона "психического неблагополучия". Влияние позиции родителей на способ поведения и развития ребенка проследил О. Коннор, обобщены эти данные и приведены В.А. Авериным.

Позиция родителей и способ поведения ребенка

Тип позиции родителей

Словесное выражение позиции

Способ поведения с ребенком

Влияние на развитие ребенка

Принятие и любовь

Ребенок-центр моих интересов

Нежность, занятия с ребенком

Чувство безопасности, нормальное развитие личности

Явное

отвержение

Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться

Невнимательность жесткость, избегание контактов

Агрессивность, эмоциональная тупость

Излишняя тре-бовательность

Не хочу его таким, каков он есть

Критика, отсутствие похвалы, придирчивость

Фрустрация, неуверенность в себе

Чрезмерная опека

Посвящаю ребенку свою жизнь

Чрезмерные поблажки или ограничение свободы

Инфантилизм, особенно в соци-альном отношении, неспособ-ность к самостоятельности


Приведенные данные показывают, что ребенок, вырастая без доказательств родительской любви, не имеет самоуважения и теплых отношений с другими людьми.

Эмоциональный тон взаимоотношений в семье обусловлен применяемыми средствами воспитания, типом контроля.

Теплые дружественные отношения формируются, если к ребенку внимательны, используют убеждение, а не принуждение, поощряют больше, чем наказывают. Родители выступают в роли источника эмоционального тепла и поддержки или старшего друга, советчика.

Во взрослом состоянии для такого человека свойственны активность, самостоятельность, инициативность. Если ребенком пренебрегают чаще наказывать, чем поощрять, воспитывают в строгости и чрезмерной требовательности, то у ребенка могут возникнуть акцентуации характера или психологические затруднения (робость, неуверенность, страхи, агрессия). Родители в этом случае олицетворяют власть или образец, пример для подражания. Во взрослом состоянии для такого человека характерны пассивность, зависимость.

А.Е. Личко описал 16 типов акцентуаций характера у подростков, соответствующих стилям неправильного воспитания. Тип позиции родителей, описанный О. Коннором как "явное отвержение" описан также и у А.Е. Личко. Меньшая выраженность этой родительской позиции приводит к агрессивности, эмоциональной  тупости (О. Коннор), большая - к эпилептоидной, сенситивно-лабильной акцентуациям. Чрезмерная опека, по О. Коннору, приводит к инфантилизму, по А.Е. Личко - к сенситивной акцентуации.

А. Конончук, проведя биографическое исследование лиц, совершивших суицидальную попытку, также обнаружил соответствие между типом разрешения жизненных трудностей и стилем воспитания. 50% суицидников воспитывались в неполных семьях (развод родителей) или в семьях с конфликтами - измены, ревность. Дети были безнадзорны или отвергаемы, отсутствовал эмоциональный контакт с родителями. С жизненными трудностями эти люди привыкли бороться только самостоятельно, не рассчитывая на эмоциональную помощь и поддержку.

3. Неправильное поведение взрослых. Период детства является сенситивным периодом жизни человека, когда закладываются основы его характера, личности, жизненного стиля. Если интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не развивались в раннем детстве, или развивались неправильно, то впоследствии бывает очень трудно преодолеть их недостаток, а может быть, иногда и невозможно. Так как это формирование основ характера, личности маленького человечка осуществляется в его взаимоотношениях с взрослыми, в общении, то исключительно важно, чтобы неправильное поведение родителей или других взрослых, окружающих ребенка, не генерировало у него проблем, которые приведут к психологическому неблагополучию.

Такое "неправильное" поведение родителей или других взрослых может быть разным.

Во-первых, это могут быть неосознаваемые установки у родителей, которые проявляются в ориентации: на всегда послушного ребенка; на превосходство своего ребенка над другими; на ускоренное развитие ребенка.

а) "Всегда послушный ребенок" очень удобен. Но у любого ребенка всегда бывают "острые" периоды, когда ему хочется "делать все по-своему". Если все такие попытки всегда подавляются, а часто за ними стоит потребность ребенка в самостоятельности, то ребенок вырастает подавленным, пассивным и забытым. Опыт ранней самостоятельности неоценим для всего дальнейшего развития ребенка. Постоянное подавление попыток к самостоятельности может обострить непослушание, капризы или негативизм.

б) Если у родителей выражено стремление, чтоб их ребенок превосходил всех других, был лучше всех, то в поведении это выражается, как правило, в завышении требований к нему. В результате у ребенка формируется неадекватная самооценка.

в) При ориентации родителей на ускоренное развитие ребенка им следует понимать, что это может породить ряд психологических  затруднений у ребенка - с другой стороны, а с другой - ряд педагогических проблем. У ребенка может сформироваться неадекватная самооценка, напряженность и тревожность из-за опасности "не оправдать ожидания", из-за трудностей взаимоотношений со сверстниками в часто меняющемся коллективе.

К педагогическим проблемам относится проблема создания программы занятий для обеспечения оптимальной реализации всех возможностей ребенка, программы удовлетворения познавательных потребностей ребенка. Может быть, в целом отрицательная неосознаваемая установка у родителей, если ребенка "не ждали" - в этом случае он вызывает постоянное раздражение, недовольство, отрицательное оценивание во всем.

Во-вторых, неправильное поведение родителей может быть обусловлено недостатком знания в каких-нибудь областях - медицины, педагогики, психологии.

а) Например, проблема левшества у ребенка. Родители могут не знать, что переучивание ребенка может излишне невротизировать его, что затруднения в обучении этих детей могут быть обусловлены недостаточным развитием речи, пространственного анализа, тонкой моторики.

б) Дети, не посещающие детский сад или другие детские учреждения, имеют, как правило, дефицит общения со сверстниками, что приводит к сложностям адаптации при поступлении в школу. Если родители не помогут ребенку наладить контакт со сверстниками и к тому же очень опекают его, то ребенок в школе окажется несамостоятельным и безынициативным. На фоне истероидной акцентуации ребенка с продолжающейся потворствующей гиперпротекцией может развиться и психопатия по типу "кумир семьи".

Информация о работе Конфликты в семье и их влияние на детей младшего школьного возраста