Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 17:29, курсовая работа
Актуальность. Психология семьи – сложное, противоречивое, многофункциональное образование, определяемое влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (Дружинин В.Н., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Мухина В.С., Эйдемиллер Э.Г., Ковалев С.В., Кон И.С., Кэмбелл Р., Майерс Р, Фромм Э, Адлер А., Фрейд З., Джемс У. и др.) доказали, что семья играет важную роль в формировании и разного рода преобразовании личности как взрослых членов семьи, так и ребенка. Психологи всего мира озабочены рядом важнейших семейных проблем, которые негативно отражаются на каждой конкретной личности (в том числе детской).
• Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.
• Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
• Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.
• Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.
• Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.
• Осознавать причины и последствия неверности.
• Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.
Психическая травма – это психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Центральное место эмоций в структуре психотравмирующего переживания закономерно, пишет Э.Г. Эйдемиллер [16], оно обусловлено как важным местом эмоций в организации и интеграции психических процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем личности (по Анохину П.К.). Психотравмирующими являются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии (Канторович Н.В.).
Исследования неврозов, реактивных расстройств, в этиологии которых значительную роль играет психотравмирующее переживание, позволяют очертить круг таких состояний. Это состояния неудовлетворенности, тоски, подавленности, тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности и т.п. (Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и др.).
Важное место в психотравмирующей ситуации занимает патогенная ситуация – совокупность факторов, непосредственно обуславливающих психотравмирующее переживание. По мнению В.Н. Мясищева, патогенная ситуация, в соответствии с точным смыслом слова, представляет то положение, в котором оказывается личность, с её качествами (преимуществами и недостатками), с сочетанием условий, лиц, с которыми она взаимодействует, со стечением обстоятельств, создающих неразрешимый клубок внешних и внутренних трудностей.
Насильственные действия, используемые в семье, также могут быть источником психической травмы. В настоящее время все больший круг специалистов обращает внимание на эту проблему (Овчарова Р.В., Вострокнутов Г.Н., Беличева С.А., Лазутова М.Н. и др.). Насильственные действия могут проявляться в самых разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов и др.
Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств:
1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. События в семье в гораздо большей степени "принимаются близко к сердцу", чем аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и т.д.
2. Многосторонностью
семейных отношений и их
3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим. В семье индивид более доступен действию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее явно.
Р.В. Овчарова, говоря о насилии в семье, как факторе психической травматизации выделяет категории жертв:
1. Индивиды, проживающие в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;
2. дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет) и нуждающиеся в связи с социальной и педагогической запущенностью в принудительных мерах воспитательного воздействия;
3. Индивиды, находящиеся в особо трудных условиях (семьи беженцев, вынужденных переселенцев; детей родители которых имеют статус безработных, дети одиноких, несовершеннолетних матерей).
Наиболее значимыми психотравмирующими состояниями являются: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение, чувство вины.
Состояние глобальной семейной неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния. В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом(ой) того, что семейные отношения его(её) не удовлетворяют. Осознание нередко сопровождается конфликтом между супругами.
Плохо осознаваемая («тлеющая») неудовлетворенность. Супругом(ой) выражается относительная удовлетворенность семейной жизнью. Неудовлетворенность же выявляется косвенным путем. Во-первых, через выражение чувств и состояний, граничащих с прямой неудовлетворенностью: монотонность, скука, бесцветная жизнь, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака. Во-вторых, неудовлетворенность проявляется в многочисленных жалобах на различные частные стороны семейной жизни. В-третьих, «тлеющая неудовлетворенность» проявляется в ряде специфических феноменов, наблюдаемых в жизни такой семьи. Данное явление Э.Г. Эйдемиллер называет «каплей дегтя». Такой «каплей дегтя», пишет он, могут послужить взаимоотношения с кем-либо из родственников, проживающих отдельно, или разногласия по второстепенным вопросам организации семейной жизни. Аналогичную роль играют и крупные, значимые проблемы, которые не могут быть решены в данный момент и постоянно ощущаются как важный фактор неудовлетворенностью жизнью семьи.
Еще один феномен, возникающий в случае «тлеющей неудовлетворенности», – нарастание фрустрации одного или обоих супругов. Они сообщают о том, что оба (или один из них) стали нервными, при этом ими же указывается на какие-то, на их взгляд, объективные причины этого явления (беременность, различного рода трудности, встречающиеся в повседневной жизни). Частые эмоциональные взрывы, встречающиеся в семьях такого типа нередко приводят к разрушению семьи, а также в ситуациях, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, в повторном браке), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним своим представлениям, что в действительности все время был несчастлив и что он оказывается, «может быть по-настоящему счастлив».
Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. Характерными признаками данного типа тревоги В.В. Юстицкис называет сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего семьи – здоровья её членов, их отлучек и поздних возвращений, стычки, конфликты, возникающие в семье. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы. Важными составляющими «семейной тревоги» являются также чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло.
Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение. Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения личности несколькими способами:
1. Создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения. Пример – ситуация, в которой находится жена алкоголика: муж держит её в постоянном страхе, забирает деньги, а она – в силу свойственной её характеру беззащитности - не в состоянии противостоять ему.
2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них чувств, для удовлетворения существенных потребностей. Во-первых, это могут быть чувства, несовместимые с представлениями члена семьи о его роли: например, невестке может стоить огромных усилий скрывать свою антипатию к свекрови, чувство протеста в связи со стремлением свекрови вмешаться в их с мужем взаимоотношения; невестка прилагает усилия к тому, чтобы сдержать эти чувства, так как уверена, что к свекрови нужно относится почтительно. Во-вторых, чувства фрустрации, раздражения, агрессии - естественные отражения ситуации в семье. В-третьих, это чувства и потребности, которые семья должна удовлетворять, однако не делает этого в силу тех или иных обстоятельств. В первую очередь это касается сексуально-эротических потребностей и личностно-эмоциональных потребностей.
3. Создавая или
поддерживая внутренний
Нервно-психическое напряжение членов семьи достигает особой силы и остроты в том случае, если семья периодически возбуждает и поддерживает у индивида определенные стремления, создает у него веру в возможность их реализации, а затем фрустрирует их - с тем чтобы позднее весь цикл повторился.
Чувство вины, связанное с семьей. Чувство вины перед другими членами семьи или перед семьей в целом также может достигать значительной интенсивности в силу таких взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями индивида могут стать психотравмирующим фактором. Член семьи в этом случае себя помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех семейных неудач, склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, хотя в действительности оно таковым не является. Они сообщают, что часто замечают критические взгляды членов семьи, им нередко кажется, что членам семьи неудобно за них перед друзьями и знакомыми.
Такое состояние, так же как и все выше описанные, может быть обусловлено самыми различными и чаще всего плохо осознаваемыми особенностями семейных отношений. Поведенческие проявления чувства вины таковы: с одной стороны, "оправдательная активность" - индивид прилагает огромные усилия, чтобы стать полезным семье, оправдать свое существование; с другой стороны, стремление занимать как можно меньше места - минимализм притязаний, крайняя уступчивость, склонность брать на себя вину за действительные и мнимые упущения.
Таким образом, пишут Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис [16] семейно-обусловленные психотравмирующие переживания являются тем фактором, который способствует трансформации нарушения жизнедеятельности семьи в нервно-психическое или соматическое расстройство индивида.
Современная действительность, представляет массу ситуаций, в которых семья выступает в качестве фактора, травмирующего личность и её развитие, а также как фактор сохраняющий или невольно «поощряющий» травматизацию одного из членов семьи.
Эта группа проблем, является самыми сложными в работе психолога. Сложность состоит в выявлении травмы. Не каждый клиент осознает наличие травмирующих ситуаций в семье (особенно если это ребенок), а если осознает, то для него представляет сложность их вербализировать.
Эйдемиллер Э.Г., опираясь на многолетний опыт консультирования семей, предлагает комплекс методов направленных на выявление семейно-обусловленных психотравмирующих состояний. Данные методики, помогут психологу-практику выявить, является ли семья причиной психологических проблем и имеющихся у клиента трудностей, а также исключая ситуацию прямого выявления насилия в семье, выявить и оценить её (Методика «Семейно-обусловленное состояние» и др.).
Цель психологической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицательного влияния переживаемой травмы. Исходя из этого, психолог решает следующие практические задачи:
·оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видим помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);
·изучает индивидуально-психологические особенности индивида с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;
·мобилизирует скрытые психологические ресурсы жертвы, обеспечивает самостоятельное решение проблем;
·осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;
·выявляет основные направления дальнейшего развития личности;
·привлекает других членов семьи, родственников, референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего.
Для планирования коррекционной работы с клиентом важно детально выяснить личностные составляющие клиента, на которые можно опереться во время работы, а также отдельные стороны личности, которые чаще всего травмируются, с целью определения силы травмы. Наиболее используемыми являются следующие методики:
1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.
2. Цветовой тест
М. Люшера для определения
3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности.
Для детей используются рисуночные тесты "Дом - Дерево - Человек", "Рисунок семьи", "Несуществующее животное", "Неоконченные предложения" для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и "эго" состояния жертвы насилия.
Использование данных методов, позволит психологу получить целостный психологический портрет личности клиента и оценить степень его травмированности. Результаты диагностики, дадут возможность обоснованно построить коррекционную программу и целенаправленно подойти к нормализации психического состояния клиента. Нельзя забывать, что в процессе коррекции состояния клиента семья играет немаловажную роль. Семья является фактором, который определяет реакцию индивида на психическую травму. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис отмечают, что семья может оказывать влияние на процесс травматизации следующим образом [16]:
Информация о работе Конфликты в семье и их влияние на детей младшего школьного возраста