Конфликты в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни.
Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Понятие о социальном конфликте……………………………………………………………5
1.1 Сущность конфликта и его функции…………………………………………….………5
1.2 Виды конфликтов…………………………………………………………………………6
2 Разрешение социальных конфликтов ………………………………………………………..8
2.1 Сущность конфликта в концепции К. Левина…………………………………………..8
2.2 Конфликты в контактных группах …………………………………………………….12
2.3 Межгрупповые конфликты и принадлежность к группе……………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

конфсоцсфера.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………..3

1 Понятие  о социальном конфликте……………………………………………………………5

1.1 Сущность конфликта  и его функции…………………………………………….………5

1.2 Виды конфликтов…………………………………………………………………………6

2 Разрешение социальных конфликтов ………………………………………………………..8

2.1 Сущность конфликта в концепции  К. Левина…………………………………………..8

2.2 Конфликты в контактных группах …………………………………………………….12

2.3 Межгрупповые конфликты  и принадлежность к группе……………………………..16

Заключение…………………………………………………………………………………………22

Список использованных источников…………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования состоит  в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес  представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни.

 Конфликты неизбежны в любой  социальной структуре, так как  они являются необходимым условием  общественного развития. Каждый  стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые  формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в  магазине и т.д.

Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.

При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры  и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у  кого-то поведение устойчиво и  агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.

Цель моей контрольной работы исследовать социальные конфликты, особенности их разрешения.

Задачи контрольной работы:

- рассмотреть методы исследования данной проблемы;

- исследовать сущность социального конфликта и его функции;

- рассмотреть виды конфликтов;

- изучить сущность конфликта в концепции К. Левина;

- проанализировать конфликты в контактных группах ;

- изучить межгрупповые конфликты и принадлежность к группе.

Методы исследования: в работе исследовались теоретические  методы исследования в соответствии с гипотезой, целью и задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие о социальном конфликте

1.1 Сущность конфликта и его функции

Наиболее широкое распространение  получили два подхода в понимании  конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При  таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов ) [1].

Другой подход заключается  в понимании конфликта как  столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и  взглядов оппонентов или субъектов  взаимодействия. Круг участников конфликта  ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

Мы возьмем за основу следующее определение конфликта: под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта  являются наличие у субъектов  социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта  противодействуют, но не переживают при  этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Функции конфликта имеют  двойственный характер. Один и тот  же конфликт может играть положительную  и отрицательную роль в жизни  противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

Конфликт устраняет  полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. [2].

Конфликт позволяет  более полно оценить индивидуально-психологические  особенности людей, участвующих в нем..

Конфликт позволяет  ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную  ситуацию.

Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.

Межличностные конфликты  служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.

Неблагополучно развивающиеся  конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.

Конфликт сопровождается стрессом.

Конфликт формирует  негативный образ другого – «образ врага» [2].

1.2 Виды конфликтовный конфликт общество реформация

Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

Кроме того, важнейшей  особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой  борется человек. Вы, наверное, знакомы  с иерархией потребностей А.Маслоу. Согласно его теории, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.

Все конфликты могут  быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные [3].

В конфликте всегда принимают  участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:

Таблица 1- Базисная классификация конфликта

 

ТИП

Конфликты с участием человека

зооконфликты

социальные

Внутриличностные

интерапсихические

зоосоциальные

В

И

Д

Межличностные

Между «хочу» и «хочу»

Между двумя животными

Между личностью и группой

Между «могу» и «не могу»

Между малыми социальными группами

Между «хочу» и «не могу»

Между животным и группой

Между средними социальными группами

Между «нужно» и «нужно»

Между большими социальными группами

Между «хочу» и «нужно»

Между группами животных

Межгосударственные

Между «нужно» и «не могу»

Межкоалиционные


 

 

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может  возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и  представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь еще и следующий вид:

Таблица 2- Типы конфликта

Тип конфликта

ресурсный

Статусно-ролевой

из-за идей, норм и принципов

Объект удовлетворения потребностей

ресурсы

Статус в группе, роль в межличностных отношениях

Идея, норма, принцип

потребности

материальные

социальные

духовные


 

Существует множество  классических типологий социальных конфликтов.

Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все  конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).

А. Рапопорт, утверждая, что  невозможно все конфликты подогнать  под одну схему, выделяет три основных вида конфликта: война ("схватка"), споры ("дебаты") и игры.

Те или иные типы и  виды конфликтов по-разному проявляются в различных обществах.

Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что конфликты  разнообразны как по совей природе, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаев  является столкновением интересов  человека как части общества, следовательно, в самом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным.

 

 

 

2 Разрешение  социальных конфликтов 

2.1 Сущность  конфликта в концепции К. Левина

Книгу К. Левина «Разрешение социальных конфликтов» по праву можно считать  первым исследованием по психологии конфликта. В его теории поля поведение человека обусловлено всей совокупностью сосуществующих фактов, пространство которых имеет характер «динамического поля», что означает, что состояние любой части этого поля зависит от любой другой его части. С этой точки зрения автором и рассматриваются супружеские конфликты [4].

Экспериментальные исследования личности и группы показали, что одним из самых важных факторов частоты конфликтов и эмоциональных срывов является общий уровень напряжения, на котором существует личность или группа. Приведет ли к возникновению конфликта то или иное событие, в значительной степени зависит от уровня напряжения личности или социальной атмосферы группы. Среди причин напряжения следует особо отметить следующие.

Степень удовлетворенности потребностей личности. Неудовлетворенная потребность  означает не только то, что определенная область личности находится в  напряжении, но и то, что человек как целостный организм также пребывает в состоянии напряжения. Это особенно характерно для базовых потребностей, таких, как потребность в сексе или безопасности.

Величина пространства свободного движения личности. Слишком ограниченное пространство свободного движения обычно приводит к усилению напряжения, что было убедительно доказано в исследованиях гнева и экспериментах по созданию демократической и авторитарной групповой атмосферы. В авторитарной атмосфере напряжение гораздо выше, и его результатом обычно бывает либо апатия, либо агрессия (рисунок 1).

Рисунок 1- Напряжение в ситуациях фрустрации и узкого пространства свободного движения,

где

Л — личность; Ц — цель; Пр —  пространство свободного движения;

а, Ь, с, d — недоступные области; Слц — сила, действующая на личность

в направлении достижения цели.

Внешние барьеры. Напряжение или конфликт зачастую приводят к тому, что человек пытается покинуть неприятную ситуацию. Если это возможно, то напряжение будет не слишком сильным. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какие-то внешние барьеры или внутренние обязательства, это с высокой вероятностью приведет к возникновению сильного напряжения и конфликта.

Информация о работе Конфликты в социальной сфере