Конфликты в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни.
Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Понятие о социальном конфликте……………………………………………………………5
1.1 Сущность конфликта и его функции…………………………………………….………5
1.2 Виды конфликтов…………………………………………………………………………6
2 Разрешение социальных конфликтов ………………………………………………………..8
2.1 Сущность конфликта в концепции К. Левина…………………………………………..8
2.2 Конфликты в контактных группах …………………………………………………….12
2.3 Межгрупповые конфликты и принадлежность к группе……………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

конфсоцсфера.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Структурное насилие  опасно тем, что оно, как правило, не осознается именно как насилие, причем ни одной, ни другой из противостоящих сторон. Неравное распределение благ обычно подается как результат игры стихийных рыночных сил, неравенство в реализации жизненных шансов списывается на различия в способностях, а манипулирование сознанием прикрывается свободой слова.

Структурное насилие  зачастую бывает повинно и в том, что провоцирует уже прямое насилие. Как со стороны власть имущих, способных  мобилизовать государственный репрессивный аппарат для проталкивания своих  интересов, так и со стороны «ущемленных» групп, время от времени устраивающих социальные беспорядки.

Такие особенности межгрупповых конфликтов, как институциализация  и структурное насилие, свидетельствуют, что их источники смещаются от личности к социальным институтам и нормам. Глобальными причинами социальных конфликтов, следовательно, признается невозможность для социальных групп удовлетворять свои потребности и интересы в рамках существующих норм и институтов.

При разрешении межгрупповых конфликтов главные усилия должны направляться не на изменение поведения участников, а на трансформацию социальных институтов, традиционных систем власти и т. д. Это еще одна важнейшая особенность межгрупповых конфликтов.

Другим дополнительным источником возникновения и характеристикой межгруппового конфликта может являться сама принадлежность личности к той или иной группе (классовой, национальной, религиозной, профессиональной и пр.). Ведь самоидентификация личности с какой-либо группой мгновенно включает механизм восприятия других людей, действующий по принципу «свой — чужой». Изначальное, до всякого рационального обоснования предпочтение «своих», даже если им нечего делить с «чужими», может играть деструктивную роль в социальной жизни.

И, наконец, две последние  особенности межгрупповых конфликтов из предложенного выше перечня — существенные издержки и значительная инерция — достаточно очевидны и без подробных разъяснений. Ясно, что урон, наносимый обществу неурегулированными межгрупповыми конфликтами (особенно между большими социальными группами), заведомо выше, чем межличностными. Вряд ли можно сомневаться и в том, что конфликты межгрупповые, затрагивая большую часть того или иного общества или даже все его целиком, более основательно «укоренены» в социуме, 'не могут быть разрешены в одночасье, и оттого имеют тенденцию сохраняться в динамике социальной жизни достаточно долго.

Таковы в целом главные  особенности межгрупповых конфликтов. Они ясно показывают, что при попытках объяснения сущности конфликтов между  социальными группами нельзя напрямую пользоваться схемами анализа конфликтов межличностных. Слишком много здесь мощных дополнительных факторов, превращающих межгрупповой конфликт в качественно особое явление социальной жизни.

Социально-психологическая составляющая межгрупповых конфликтов достаточно весома. Ее рассмотрение позволяет сформулировать некоторые общие выводы относительно природы и механизмов возникновения, динамики развития, приемов и способов их разрешения. А именно:

- всесторонний анализ межгрупповых  конфликтов невозможен без исследования социально-психологических элементов жизнедеятельности групп: их взаимного восприятия, коммуникации, взаимодействия;

-конфликтность межгруппового взаимодействия в значительной степени определяется самим объединением людей в группы, видоизменяющих их поведение;

- ответственность за «развязывание»  социальных конфликтов несут  не только лидеры, групповая конфликтность  в каждом из нас, поскольку  мы неизбежно на протяжении  всей своей жизни принадлежим  одновременно к нескольким социальным группам;

- сложность управления межгрупповыми  конфликтами обусловлена непрозрачностью,  скрытостью механизмов группового  влияния на индивидов;

- избежать межгрупповых конфликтов  фактически невозможно, но можно снизить их издержки; социально-психологические способы уменьшения таких издержек заключаются в исправлении искаженного восприятия, улучшении межгрупповой коммуникации (расширение общения), коррекции процедур их взаимодействия с учетом особенностей группового влияния.

 

 

 

Заключение

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам  изучения социального конфликта.

Изучение конфликта, как неотъемлемой части социального взаимодействия и темперамента, как основы психодинамической  организации личности, занимает важное место в социальной психологии.

Конфликты пронизывают все сферы  общественной жизни и, поэтому, человек  сталкивается с ними постоянно, но нельзя приписывать им только отрицательные функции, т.к. часто в процессе конфликта можно найти новое, интересное решение проблемы.

Конфликт – это сложное, но необходимое  социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития.

Рассматривая конструктивные и  деструктивные функции межгрупповых конфликтов, следует исходить из того, что они необходимый элемент развития межгрупповых отношений. Это обусловлено тем, что общественное развитие осуществляется по стихийному принципу «Проигрывает часть — выигрывает целое». Этому принципу развития оно следует уже не одну тысячу лет. При таком способе развития общество не может быть «единой командой». Большие социальные группы не в состоянии постоянно идти на осознанные жертвы ради других групп. Поэтому конфликт остается единственным способом разрешения существующих между ними противоречий. При этом необходимо учитывать, что в отличие от внутригрупповых конфликтов, которые разобщают группу, снижают эффективность ее деятельности, межгрупповые конфликты, наоборот, заставляют социальные группы сплачиваться, мобилизовать все свои внутренние силы и ресурсы, находить нетрадиционные, инновационные приемы и способы противоборства.

 

 

Список использованных источников

1 Акцентуации характера и использование опросника Г. Смишека // Методические рекомендации для практических психологов. Составила В. Г. Сахарова. - Владивосток, 2008.-190с.

2 Леонгард К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. – М.: Юрайт-Издат, 2009.- с. 174.

3 Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков/ А.Е. Личко М.:Знание, 2010.- с. 200.

4 Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций/ И. В. Макарова. – М.: Юрайт-Издат, 2009.- с. 280.

5 Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. -360с.

6 Ратанова Г.А.Психодиагностические методы изучения личности/ Г. А. Ратанова. – М.: МПСИ, 2010.-320с.

7 Диагностика психических состояний в норме и патологии/ Под редакцией Случевского Ф. И.- М.: Юрайт-Издат, 2011.- с. 220.

8 Штерн А.С. Введение в психологию/ А. С. Штерн. –М.: ФЛИНТА, 2009.-290с.

9 Рогов Е.И. Общая психология/ Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС,2011.-309с.

10 Левитов Н.Д. Психология характера/ Н.Д. Левитов. – М.: ВЛАДОС, 2009.-189с.

11 Немов Р.С. Психология/ Р. С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2011.-211с.

12 Левин К. Разрешение социальных конфликтов.-М.:Психолог,2012.-408с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

(обязательное)

Опросник Г. Шмишека

Вопросы

  1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
  2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
  3. Легко ли вы плачете?
  4. Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке — правильно ли все было сделано?
  5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
  6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
  7. Бываете ли вы обычно во время веселья в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
  9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  10. Вы человек серьезный?
  11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
  12. Предприимчивы ли вы?
  13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?
  14. Мягрсосердечны ли вы?
  15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
  16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
  17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?
  20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
  21. Любят ли вас ваши знакомые?
  22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
  23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?

Продолжение Приложения А

  1. Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
  2. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
  3. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?
  4. Хвастаетесь ли вы иногда?
  5. Смогли ли вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
  6. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?
  7. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?
  8. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?
  9. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности?
  10. Легко ли вы впадаете в гнев?
  11. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
  12. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?
  13. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
  14. Лгали вы когда-нибудь в своей жизни?
  15. Говорите ли бы людям свое мнение о них прямо в глаза?
  16. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?
  17. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?
  18. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
  19. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?
  20. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
  21. Вы очень общительный человек?
  22. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
  23. Сбегали ли вы в детстве из дому?
  24. Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?
  25. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?
  26. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

Продолжение Приложения А

  1. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?
  2. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели?

Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

  1. Очень ли вы любите животных?
  2. Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
  3. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?
  4. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?
  5. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?
  6. Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
  7. Очень ли вы любите веселиться?
  8. Вы всегда говорите то, что думаете?
  9. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
  10. Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?
  11. Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?
  12. Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудач ах люде и, которые вам неприятны?
  13. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?
  14. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?
  15. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?
  16. Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?
  17. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?
  18. Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?
  19. Случается ли вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
  20. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
  21. Часто ли у вас бывают головокружения?

Информация о работе Конфликты в социальной сфере