Коррекционная работа по восстановлению речевых умений у детей с дефектами развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: рассмотреть методы коррекционной развивающей работы с детьми с дефектами развития речи.
Задачи исследования: Изучение методов коррекции речи при задержке речевого развития. Выявить влияние психологических факторов на задержку речевого развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Дефекты речи у детей.docx

— 110.12 Кб (Скачать файл)

Современная классификация речевых нарушений, которая ведет к задержке развития речи, имеет очень широкий диапазон, это: алалия, сигматизм свистящих звуков, открытая ринолалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия, заикание, дислалия, афазия и др. нарушения речи.

Главные виды речевых расстройств:

  1. косноязычие, при котором звуки произносятся искаженно или с замещениями и пропусками; косноязычие вызывается дефектами речевого аппарата, недостаточной способностью к дифференциации звуков и пр.;
  2. гнусавость - носовое произношение всех звуков с изменением артикуляции большинства из них;
  3. афазия - утрата речи, возникающая вследствие повреждений аппаратов речи коры головного мозга;
  4. дизартрия - расстройства произношения звуков вследствие заболеваний головного мозга или периферической нервной системы;
  5. немота, при которой происходит задержка в развитии речи ребенка при сохранности у него слуха и при достаточном для речи умственном развитии;
  6. заикание - речь прерывается судорогами мышц речевого аппарата;
  7. тахилалия - чрезмерно быстрая речь; возникает при неправильностях речевого воспитания и при невротических состояниях с явлениями общей возбудимости;
  8. афония - отсутствие звучности голоса;
  9. логопатия - судорожное повторение слога или слова.
  10. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Наиболее распространенное нарушение среди расстройств произносительной речи, которое проявляется в избирательном нарушении в ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски) при сохранных остальных операций высказывания.

 

3. Причины задержки развития речи у детей

 

При фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи отмечаются нарушения звуко-произношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития. [5, с.141]

Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные.

Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Это:

- укороченная 'подъязычная 'связка;

- малоподвижный  язык — большой;

- слишком  маленький и узкий язык;

- дефекты  строения челюсти:

а) прогнатия;

б) прогения;

в) открытый прямой прикус;

г) открытый боковой прикус;

д) неправильное строение зубов;

е) неправильное строение неба: готическое — узкое, высокое; низкое, плоское;

 толстые  губы с отвислой нижней губой 'или укороченной малоподвижной  верхней.

К функциональным причинам относятся:

- неправильное  воспитание речи ребенка в  семье, в которой взрослые “сюсюкают”  с малышом;

- подражание  людям с неясной и косноязычной  речью;

- двуязычие  в семье;

- педагогическая  запущенность;

- недоразвитие  фонематического слуха;

- долгое  сосание соски, вследствие чего  образуется недостаточная подвижность  органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти;

снижение слуха.

 

4. Логопедическое обследование детей с задержкой речи.

Задача логопеда состоит в том, чтобы с помощью наиболее простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности речевого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок.

Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший контакт с ребенком. С этой целью в момент, когда начинается беседа с родителями, ребенку предлагается выбрать себе игрушку, поиграть с ней или взять бумагу, карандаш и нарисовать что-либо по его усмотрению. Рисунок или игра может служить дополнительным материалом и расширить данные обследования, и вместе с тем создают непринужденную обстановку, которая будет способствовать налаживанию более тесного контакта с ребенком. Наблюдения за его самостоятельными действиями осуществляет логопед, который ненавязчиво подсказывает варианты игры (рисунка), подбадривает ребенка, пытаясь войти к нему в доверие и расположить к себе. Это, в свою очередь, помогает вызвать у ребенка хороший эмоциональный настрой, доброжелательные взаимоотношения педагога и ребенка. [6, с.172]

Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи.

Цель беседы:

выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний;

наблюдать за поведением обследуемого.

В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически. При выявлении особенностей речевого развития (недоразвития) дошкольников в процессе беседы уделяется внимание самостоятельности высказывания, так как в данный момент ослабляется контроль над речью, что помогает выявить отдельные проявления, характерные для недоразвития речи или заикания, хотя они могут быть и не отмечены в прилагаемых документах.

Во время беседы необходимо фиксировать и состояние слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспрашивает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом (сниженной громкости).

Вопросы и содержание беседы желательно продумать заранее. Тема должна быть простой, близкой и хорошо знакомой ребенку. Например, беседа, касающаяся непосредственно знаний ребенка о самом себе. Вопросы следует формулировать конкретно, чтобы ребенок мог легко их понять и правильно ответить.

Примерный перечень вопросов:

— Как тебя зовут?

— Знаешь ли ты свою фамилию?

— Сколько тебе лет?

— Когда твой день рождения?

— Как зовут маму, папу (бабушку, дедушку)?

— Где ты живешь (улица, номер дома, квартиры)?

— Есть ли у тебя братья и сестры?

— Как их зовут?

— Сколько им лет?

— Кто из вас старше?

— Кто из вас посещает сад (ясли)?

— Где работают родители?

— Чем занимаются родителя на работе?

Если ребенок отвечает на каждый вопрос одним словом, то после некоторых ответов можно задавать дополнительные вопросы, и таким образом вызвать ребенка на более распространенный ответ. Например, после ответа на вопрос “Кто из вас старше?” (“я”, “брат”, “сестра”) можно спросить: “А почему ты так думаешь?” “Потому, что мне уже 6 лет, а брату 4 года” или “Что делают (чем занимаются) дети в саду?”, “А чему учат там детей?” и т. п.

Такая беседа имеет определенное значение, как для проверки слуха, интеллекта, так и в плане оценки знаний ребенка: быстро и правильно ли он отвечает, обращается ли за помощью к родителям и как это делает; как реагирует на возникшие затруднения при ответах, огорчается ли, если чувствует, что ответы ошибочны.

В результате проведенной беседы выявляется уровень речевого развития (в общих чертах), интеллект и слух. Создается общее впечатление о ребенке. Если общее впечатление благоприятное, то слух и интеллект отдельно и специально не проверяют. И, напротив, если возникают сомнения, то после беседы проводится обследование слуха, интеллекта и более углубленное обследование речи.

При формировании звукопроизношения логопед должен научить детей:

исправить неправильное произношение звуков;

вслушиваться в речь;

различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи; /

удерживать на слух воспринятый материал;

слышать звучание чужой и своей речи;

исправлять ошибки в собственной речи;

анализу и синтезу звукового состава слова или умению” выделять конкретные звуки:

а) из ряда звуков;

б) из открытого слога;

'в) из  закрытого слога;

г) из состава слова;

делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги и слова;

делить предложения на слова.

За время занятий дети изучают почти все звуки и все основные дифференциации; взрывные—фрикативные, звонкие— глухие, свистящие — шипящие, твердые — мягкие и т. д.

После такой подготовки дети легко овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

Исходя из результатов обследования, строится коррекционная работа, которая проводится поэтапно. Успех ее зависит от раннего начала и систематичности проведения. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекционной работы в сочетании со стимуляцией развития всех сторон речи.

Большую роль в коррекционной работе играет артикуляционная гимнастика (Приложение №4), которая также дифференцируется в зависимости от формы и степени поражения артикуляционного аппарата. Для развития артикуляционного аппарата большое значение имеет рано начатая логопедическая работа. Немаловажное значение имеет и индивидуальный подход.

Логопедическое обследование уточняет уровень развития речи на данном этапе, а коррекционная работа поможет ребенку в последующей социальной адаптации. Логопед дает обоснованные рекомендации по обучению и воспитанию детей с данной задержкой развития речи.

Анализ логопедического исследования указывает на необходимость целенаправленной, развивающей, системной коррекционной работы по развитию речи, формированию умений и навыков связного говорения.

 

5. Устранение дефектов речи у ребенка.

У каждого ребенка по-своему происходит развитие речи по-своему в зависимости от особенностей речи конкретного ребенка. Обычно проблемы возникают в произношении сразу нескольких звуков, являющимися проблемными: «з», «с», «ж», «ш». Нормой является, если ребенок не выговаривает звуки до трех-четырех летнего возраста.  Но в том случае, если проблема сохранялась на пятом году его жизни – непременно посетите логопеда. Только занятия с опытным врачом помогут решить данную проблему. 

    Зачастую причиной появления дефектов речи у детей является неправильное произношение слов и сюсюканье взрослых при общении с ребенком. Помните, что малыш, прежде всего, учиться у вас. Он начинает разговаривать именно так, как ему показали близкие люди. Чаще всего речевые недостатки можно встретить у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Так как именно в этот период ребенок пытается реализовать свои мысли в слова.

Вам необходимо сразу же обратить внимание на возникшую проблему – это очень важно. Определить наличие дефектов речи у вашего ребенка может только логопед-дефектолог. Их исправление производиться индивидуально. Но, во-первых, необходимо устранить причины появления данных недостатков. Как ребенку, так и родителям следует запастись терпением. Поскольку успешный результат в большинстве случаев зависит от настойчивости и регулярности проведения занятий. Если ваш малыш произносит неправильно только один из звуков в речи, то результат не заставит себя долго ждать – вам потребуется всего несколько занятий у логопеда. Но в том случае, если речевой дефект связан с отклонениями в развитии ребенка – на занятия придется потратить около шести месяцев.

 

6. Психологические особенности детей с дефектами речи.

     По мнению Р.Е. Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда связано с личностью и психикой конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

     Проблеме становления личности детей с дефектами речи уделяли внимание многие психологи и логопеды. Общая черта личности детей с нарушениями речи, по их мнению, заключается в том, что речевой дефект создает измененное положение у всех детей независимо от вида и степени дефекта: они более «другие» и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь. Отклонения в развитии вызывают, прежде всего, нарушения в области коммуникации, речевого общения.

     К психологическим  факторам, влияющим на развитие  речи можно отнести:

    1. Родители мало общаются с ребенком. Также малыши с опозданием начинают разговаривать, из семей с неблагоприятной психологической атмосферой.
    2. Ребенок смотрит мультфильмы, в которых главные герои произносят звуки и слова  искаженно.
    3. Воспитание ребенка в двуязычной среде. Когда с малышом общаются на двух языках, он может начать испытывать трудности с переводом, и как следствие начать позже разговаривать.
    4. Стресс и неустойчивая психика ребенка могут привести к неправильному произношению, заиканию.
    5. Нередко речевыми расстройствами могут страдать левши, у которых правое полушарие мозга развито лучше, а, как известно, навыки речи сосредоточены в левом полушарии.
    6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
    7. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье — копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.

Информация о работе Коррекционная работа по восстановлению речевых умений у детей с дефектами развития речи