Коррекционная работа по восстановлению речевых умений у детей с дефектами развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: рассмотреть методы коррекционной развивающей работы с детьми с дефектами развития речи.
Задачи исследования: Изучение методов коррекции речи при задержке речевого развития. Выявить влияние психологических факторов на задержку речевого развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Дефекты речи у детей.docx

— 110.12 Кб (Скачать файл)

На основе схемы обследования и было  составлено логопедическое заключение.

В результате обследования мы выяснили, что у обследуемого ребёнка дошкольника Ани Х. невротический вид заикания.

Итак, методика Г.А.Волковой направлена на обследование заикающихся для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений заикающихся.

Методика учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.

 

 

7.3 Обработка и анализ результатов исследования

 

Данные обследования Ани Х. были внесены в «Схему обследования» детей с заиканием (см. Приложение 1).

В результате мы получили и проанализировали результаты по определенным разделам.

1. Анализ анамнеза показал, что у обследованного ребёнка не отмечается патология внутриутробного развития и родов, но зафиксирована наследственная отягощенность речевой патологии.

По состоянию здоровья была выявлена общая соматическая ослабленность. У девочки наблюдались страх темноты. Заикание у Ани Х., проявилось в четыре  года после психотравмы (смерть дедушки). До этого момента речевое и моторное развитие ребёнка проходило без отклонений от нормы.

2. Результаты обследования  моторных функций показали, что  практически у дошкольницы движения нормально координированы. Она легко переключалась с одного на другое, ошибки исправляла сама, мимика эмоционально окрашена. В то же время выявлены повышенная утомляемость, суетливость и неточность при выполнении мелких движений.

3. В устной речи обследуемой нарушения произношения звуков не обнаружены. Задания на звуковой анализ и синтез, дифференциацию звуков ребёнком были выполнены верно. Отклонений в развитии лексико-грамматического строя не наблюдалось. Однако, при конструировании развернутых высказываний она с трудом формулировали мысль и выбирала слова для своего адекватного выражения. В этом и проявилось несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими.

4. Анализ обследования  просодической стороны речи выявил, что при волнении у ребёнка отмечается ускорение темпа речи, нарушение ее ритма, несоблюдение пауз. Не запланированное общение с окружающими приводит к ускоренному речевому выдоху, а также частым дополнительным вдохам, в связи с чем нарушается плавность речи, ее выразительность. А голос в конце беседы становился слабым.

5. В процессе обследования  проявлений заикания обнаружилось, что у ребёнка наблюдались запинки в контекстных монологах, судорожные запинки в вопросно-ответной речи. А в процессе речи наблюдались сопутствующие движения У Ани Х. судороги чаще проявлялись в словах со звонкими согласными особенно в начале первого слова или же фразы. Их число увеличивалось при ответах на вопросы по незнакомой теме.

6. Анализ развития подражательности  показал, что воспроизведение действий  по показу и словесной инструкции  у девочки развито.

7. Анализ общительности  показал, что у Ани Х. не наблюдалась стеснительность, желание уйти от общения со сверстниками, неуверенность в себе, нерешительность, а даже наоборот, желание общаться со специалистами, сверстниками, другими взрослыми. Девочка инициативна в общении.

Обобщая полученный материал, можно сделать определённые выводы:

- для эффективности коррекционной  работы с ребёнком необходимо было правильно организовать обследование;

- изучить методику обследования, в частности, методику Г.А.Волковой. Рассмотренная методика обследования дала нам возможность всесторонне обследовать ребенка, установить причины, симптомы, вид заикания;

- проведенное обследование  показало, что причины заикания  лежат в психической травме, т.е. можно констатировать невротический  вид заикания. Среди симптомов  отмечались сопутствующие движения, зависимость заикания от эмоционально-значимых  ситуаций.

 

 

8. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению темпо - ритмических нарушений

 

8.1 Методика преодоления темпо - ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)

 

Логопедические занятия, были направлены на преодоление темпо-ритмических нарушений и мы проводили их по методике В.И.Селиверстова.

Данная методика подходит, так как рассчитана на лечение заикающихся дошкольников. Занятия с ребёнком проводились 4 раза в неделю по 30 минут каждое.

Нами было проведено 32 занятия. Данная коррекционная работа проходила в 3 периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Рассмотрим периоды коррекционной программы.

Подготовительный период (8 занятий) предполагал: щадящий режим в домашних условиях ; оздоровительные мероприятия; использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги, т.е. осуществлялся индивидуальный подход.

Кроме того, с ребёнком были заучены специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего проговаривания, которые составлялись нами в соответствии с возрастом ребенка. Обязательно было включение речевых зарядок, упражнений на сопряженно-отраженном виде речи, шепотная, ритмизованная речь.

Тренировочный период (22 занятия) включал: развитие активного внимания, памяти и других психических функций; дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи; включение в работу тех видов речи, в которых у ребенка были запинки.

Осуществлялся постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой речи к громкой, от спокойных занятий к эмоциональным. Использовались все виды игр. Закрепление полученных навыков переносилось в жизненные ситуации (магазин, прогулка). Активно использовалась помощь родителей.

Закрепительный период (6 занятий) включал: закрепление навыков свободной, плавной речи в повседневной деятельности; использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.

Большое значение придавалось работе с родителями. 

В соответствии с данной системой предусматривалось регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы. Это позволяло ребёнку активизировать внимание на собственных речевых ошибках.

Курс коррекционных занятий по методике В.И.Селиверстова был полностью реализован. Занятия были проведены по разработанной примерной схеме  
(см. Приложение 2). Конспект одного из занятий прилагается  
(см. Приложение 3).

 

 

8.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

 

В результате проведенной коррекционной работы по методике  
В. И. Селиверстова было вновь проведено обследование.

Анализ обследования дал следующие результаты:

Аня Х. - в результате анализа развития речи до проведенного курса логопедических занятий было выявлено ускорение темпа речи, напряженная мимика. В результате повторного обследования выявилось заметное улучшение, ускорение темпа речи наблюдалось только в случае волнения, эмоциональной напряженности. Аня Х. стала говорить более спокойно, заметно спала напряженность мимики и речь стала медленнее. У девочки при первичном обследовании наблюдались судорожные запинки в речи. Так как она стремилась к общению, работа с ней проводилась успешно, по этой причине при повторном обследовании судорожные запинки исчезли.

Таким образом, проведя вторичное обследование выяснилось, что у Ани Х. наблюдались значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических нарушений.

Мы можем видеть, что проведённая нами коррекционная работа показала высокий положительные результаты. Именно в следствии этого и можно считать выбранную методику, по которой проводилась опытно-экспериментальная работа, эффективной.

 

Заключение

В заключение своей курсовой работы хотелось бы дать рекомендации родителям:

1. Никогда не жалейте ребенка  из-за того, что он не такой  как все.

2. Дарите ребенку свою любовь  и внимание, но не забывайте, что  есть и другие члены семьи, которые тоже в них нуждаются.

3. Не смотря ни на что, сохраняйте  положительное представление о  своем ребенке.

4. Организуйте свой быт так, чтобы  никто в семье не чувствовал  себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

5. Не ограждайте ребенка от  обязанностей и проблем. Решайте  все дела вместе с ним.

6. Предоставьте ребенку самостоятельность  в действиях и принятии решений. 

7. Следите за своей внешностью  и поведением. Ребенок должен  гордиться Вами.

8. Не бойтесь отказать ребенку  в чем-либо, если считаете его  требования

чрезвычайными.

9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни  радио не заменят ему Вас.

10. Не ограничивайте ребенка  в общении со сверстниками.

11. Чаще прибегайте к советам  педагогов и психологов.

12. Общайтесь с семьями, где есть  дети. Передавайте свой опыт и  перенимайте чужой.

13. Помните, что когда-нибудь ребенок  повзрослеет и ему придется  жить

самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

   Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного

звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада и логопеда  не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Схема обследования Ани Х.

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка Харламова Анна

Дата рождения 17. 06. 2008г.

Возраст 6 лет

Дата поступления в логопедическую группу: Не посещала

 

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия: высшее, бухгалтер

Отец: образование, профессия: среднее техническое, сварщик

Жалобы родителей: Заикание появляется на фоне эмоциональных переживаний

Речь родителей: построение фраз грамотное, интонационно - ритмическое оформление фраз правильное

Наследственные заболевания (наличие семейного заикания): заикание наблюдается у матери

 

Общий анамнез

От какой беременности ребенок: от второй

Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет

Как протекала беременность: в 1половину: без осложнений и патологий

Во 2 половину: без осложнений и патологий

Заболевания: нет

Травмы: нет

Явления угрожающего выкидыша: нет

Течение родов: в срок,

Роды: нормальные

Длительность родов: более 12 часов

Травмы во время родов: нет

Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу

Резус - фактор: отрицательный

Врожденные пороки: отсутствуют

Вес и рост ребенка: 3200 г., 51 см

Когда принесли кормить: сразу взяла грудь спала во время кормления, наблюдались срыгивания

До какого времени грудное вскармливание: до 1,5 года

Состояние ребенка в грудном возрасте: плаксив

Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни: нет

Заболевания на 1-м году жизни: ветрянка

Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет: краснуха, грипп

Травмы головы: отсутствуют

Закрытие родничка: норма

Нервно-психическое здоровье матери, отца: в норме

Заболевания у родственников: Заикание у матери

Время появления и особенности гуления, лепета: с 5 месяцев

Понимание речи с 11,5 месяцев

Первые слова с 11 месяцев

Первая фраза с 1,2 года

Темп речи в норме

С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, сверстниками с 1 года 2 месяцев

Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, замены, перестановки, повторения с 2 лет

Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом способен провоцировать судороги в речи из-за лишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие того, что ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи) нет

Особенности формирования моторики

Удержание головы с 2 месяцев

Развитие движений рук: брала бутылочку с молоком, предметы с 4 месяцев Движение со спины на бок с 3,5 месяцев, со спины на живот с 4 месяцев

Стала сидеть без поддержки с 7,5 месяцев

Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого с 2,5 месяцев

Стала тянуться за высокорасположенными предметами с 3 месяцев

Информация о работе Коррекционная работа по восстановлению речевых умений у детей с дефектами развития речи