Коррекционная работа по восстановлению речевых умений у детей с дефектами развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: рассмотреть методы коррекционной развивающей работы с детьми с дефектами развития речи.
Задачи исследования: Изучение методов коррекции речи при задержке речевого развития. Выявить влияние психологических факторов на задержку речевого развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Дефекты речи у детей.docx

— 110.12 Кб (Скачать файл)

 

              Речевые нарушения у детей могут также приводить и к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что может стать причиной возникновения патологических форм поведения.

            У детей с отклонениями в развитии речи можно довольно часто наблюдать переоценку собственных сил и возможностей и своего положения в группе, то есть неадекватно завышенный уровень притязаний. Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Однако часто можно наблюдать и прямо противоположное явление – недооценку своих возможностей.

          Поведение таких детей отличается нерешительностью, крайней неуверенностью в своих силах. Часто можно встретиться с некритичным оцениванием как собственной деятельности, так и действий других. Они легко подпадают под чужое влияние. Искаженное восприятие самого себя и окружающего мира, ошибочная оценка своих способностей и личностных свойств ведут к нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности, что препятствует оптимальному развитию личности. Дети с дефектами речи всегда в какой-то форме чувствуют свое невыгодное положение, вытекающее из дефекта, что, в свою очередь, может проявиться в чувстве неполноценности.

     Отмечаются отклонения в эмоциональных, волевых и мотивационных проявлениях детей: низкая самооценка, чувство неуверенности, тревожность, немотивированные страхи, прежде всего страх речи.

    Развитие личности обусловлено не только дефектом как таковым, но и тем фактом, что ребенок осознает свой дефект и чувствует особое отношение к нему со стороны других людей. Приспосабливаясь к своему дефекту, как внутренне, так и через поведение, ребенок формирует определенные защитные механизмы, которые накладывают отпечаток на формирование его личности. Вместе с тем применение специальных форм психологической помощи, наряду с коррекционной логопедической работой, направленной на исправление речевых дефектов, значительно сглаживает проявления вторичных нарушений и способствует полноценному развитию личности ребенка.

 

7. Выявление особенностей темпо - ритмических нарушений у заикающегося дошкольника

 

7.1 Организация и методика проведения обследования

 

Для выбора необходимых форм коррекционного воздействия на ребёнка, имеющего дефект заикания, эффективности логопедической работы с ним, существенны данные психолого-педагогического изучения заикающегося ребенка. Именно с психолого-педагогического изучения ребёнка и начинается целенаправленная логопедическая работа. Данное исследование определяет выбор средств, приемов работы, даёт возможность оценить результативность проведённой работы, дать практические рекомендации после ее окончания.

Обследование ребёнка с таким дефектом речи как заикание должно быть комплексным и направляться на более глубокое выявление всех симптомов заикания, ни один из которых в течении всей коррекционной работы не может быть оставлен без внимания. В таком обследовании принимают участие четыре специалиста: логопед, психиатр, невропатолог, психолог.

Необходимо выделить существенные разделы обследования, без которых само представление о таком ребёнке будет недостаточным для того, чтоб разработать плана коррекционных мероприятий. В каждом из этих разделов рассматриваются вопросы, которые необходимы для раскрытия его содержания.

Процесс обследование необходимо начинать со сбора анкетных данных.

Особое внимание должно быть направлено на вопросы об условиях воспитания, как адаптировался ребенок к детскому учреждению, особенности речевой среды, культурно - бытовые условия в семье, а также психологический микроклимат  - перечисленное нами выше чрезвычайно важно для правильной организации коррекционной работы по преодолению заикания, а также для определения его причин.

Очень важно выяснить также отношение заикающегося ребёнка к собственному речевому нарушению, а также условия, затрудняющие или же облегчающие его речь.

Достаточно подробно выясняются анамнестические сведения, включающие в себя данные о здоровье самих родителей и ближайших родственников, наличии речевой патологии у всех членов семьи или же родственников заикающегося. Получаются сведенья о протекании беременности и родов матери, общего раннего развития ребенка.

Особое внимание необходимо уделять сведениям о раннем речевом и моторном развитии ребенка. Все эти сведения специалисты получают из беседы с родителями ребенка и проводится анализ данных медицинской документации.

Заключительное представление о причине появления данного дефекта речи ребёнка должно сложится на основе анализа всех полученных данных.

Выяснение причины заикания очень важно для разграничения невротического и неврозоподобного заикания.

Уточняется состояние слуха, зрения, интеллекта, медицинский диагноз по заключениям врачей - специалистов.

При обследовании моторных функций используют пробы - на статическую координацию общих движений; на динамическую координацию и переключаемость движений, воспроизведение звуковых ритмических последовательностей.

При первичном обследовании ребенка очень важно обратить особое внимание на наличие у него психологических особенностей, а именно на степень фиксированности на своем речевом дефекте.

Анализ многих литературных исследований позволяет говорить о том, что фиксированность ребёнка на своем дефекте образовывает у него такие личностные черты, как: повышенная ранимость и обидчивость, чувство собственной неполноценности,  уход в себя, страх речи.

В тех случаях, когда ребенок еще не замечает личного дефекта, занятия следует проводить как бы с целью научить его говорить громко, красиво, выразительно  и неторопясь. И не привлекать его внимания к речевым запинкам.

Все, полученные в ходе обследования данные, позволяют увидеть отчетливое представление о форме заикания, степени выраженности его симптомов, о личности самого заикающегося, о его отношении к речевому расстройству, об условиях его жизни и имеющихся в ней проблемах.

Все это специалист обязан учитывать в течении проведения коррекционной работы.

 

 

7.2 Обследование речи ребёнка дошкольного возраста по методике Г. А. Волковой

 

Данное обследование было проведено нами в начале коррекционно-воспитательного воздействия на заикающуюся Анну Х. 2008 года рождения.

Как было обозначено выше, обследование начинали со сбора анкетных данных. Из какого детского сада, поликлиники направлена, дата поступления в логопедическую группу. Фиксировали сведения о родителях. Уточняли наличие наследственных заболеваний.

После уточнялись данные об общем и речевом развитии ребенка.

Для выявления состояния моторики мы предложили ребёнку определённые задания.

Задания для детей шести лет и седьмого года жизни:

  • задания, предлагаемые детям 5 - 6 лет;
  • присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;
  • ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти;
  • взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;
  • пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;
  • прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на

себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;

  • завязать ленту узлом, бантом.

В ходе проведения исследования моторики нами были зафиксированы:

  • координация рук, ног;
  • чувство равновесия;
  • осанка; 
  • объем выполнения движений;
  • переключение движений;
  • самостоятельность выполнения;
  • сопутствующие движения;
  • наличие леворукости, амбидекстрии;
  • мимические движения.

Данные исследования мы обобщили по параметрам: нормальная моторика, нарушения моторики.

Для исследования подражательности нами было предложено ребёнку следующее задание

Задания для детей шести лет - седьмого года жизни:

  • после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного

театра отрывок из любой знакомой сказки.

Таким образом мы зафиксировали следующие показатели: подражание полное; подражание творческое; подражание неполное; отказ от подражания.

Исследование импресивной речи было проведено по заданию:

Задания для детей шести лет - седьмого года жизни:

  • показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и

цвет предмета, понимание и знание времен года;

  • показать понимание и знание праздников, основных профессий  
    (с использованием сюжетных картинок);
  • ответить на вопросы по содержанию рассказа, газетной статьи.

Задания для исследования экспрессивной речи были следующими:

Задания для детей шести лет - седьмого года жизни:

  • составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что

делает?»;

  • показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки

настольного театра;

  • побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о

семейных праздниках и т. п.;

  • повторить предложения небольшого текста;
  • вместе со специалистом назвать и выполнить действие.

Так же были исследованы сложные формы фонематического анализа. Ребёнку были предложено:

  • определить место согласного звука в слове, сначала в начале, конце, середине слова;
  • определить место звука в слове по отношению к другим звукам;
  • определить последовательность звуков в слове;
  • «Назови соседей звука К в слове рука»;
  • определить количество звуков в словах;
  • дифференцировать звуки по противопоставлению;

Фонематический синтез

Составление слова из последовательно данных звуков. Инструкция: «Послушай звуки К, О, Т, поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось».

   Фонематические представления

Выполнение следующие задания:

  • подобрать слово на заданный звук;
  • разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: Ч - Ц, Р – Л, З - Ж и др.;
  • из общего количества картинок отобрать те, названия которых начинаются на определенный звук.

Исследование состояния лексики

В ходе обследования ребёнку необходимо было назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом.

Исследовали грамматический строй речи

На данном этапе обследования мы предлагали задания определённого направления:

  • составить рассказ по серии сюжетных картинок;
  • преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок;
  • согласовать прилагательное с существительным, с использованием предметных картинок;
  • найти на картинках по заданию различное расположение предметов в зависимости от предлога;

Исследовали способности словообразования

При исследовании способности словообразования мы использовали следующие задания:

Образование уменьшительно - ласкательной формы имени существительного. Образование формы родительного падежа имен существительных множественного числа. Образование прилагательного от имени существительного. Образование глаголов движения с помощью приставок.

Исследовали характер игровой деятельности

При исследовании характера игровой деятельности обращали особое внимание на определённые моменты.

Характер возникновения игры. Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, игре - драматизации, подвижной, творческой. Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.

Как любит играть ребенок: один, или с небольшой группой детей, или же в коллективной игре. Комментирует он свои действия в играх или же игра проходит молча. Доводит ли игру до конца без вмешательства взрослого или нет. Устойчива ли тема игры или меняется и т. д.

Все вышеперечисленные данные вносились в схему обследования  
(см. Приложение 1).

Информация о работе Коррекционная работа по восстановлению речевых умений у детей с дефектами развития речи